В колонках играет - Blind Guardian - Follow The BlindНастроение сейчас - головокружение
...
Алиса никогда никому не даст покоя.
Кто только не брался за неё, и старые советские аниматоры, и забугорные богемные буржуа, и каждое произведение всегда было на пике внимания, потому что это Льюис Кэролл и его удивительная Сказка, которая в равной степени не отпустит ни детей, ни взрослых.
Пусть будет множесство трактовок, пусть, в гениальном произведении положено видеть галерею образов.
На этот раз к нарколептическому головокружению кэролловских страниц прикоснулась корпорация «Уолт Дисней», и я никогда не сомневалась, что в отдельных случаях американский кинематограф может быть великолепен.
Начинается картина почти обыкновенно: маленькой девочке во сне чудится один и тот же кошмар, и она рассказывает о нём отцу. Спустя мгновения показывают уже повзрослевшую Алису, которая мчится в роскошной карете на светский приём в честь её несостоявшейся помолвки. Как и следовало ожидать, эмансипированная и мечтательная девушка из Амбриджа отклоняет предложение одного молодого и весьма посредственного лорда, случайно видит кролика в камзоле и улетает за ним в Страну Чудес.
Пожалуй, основная сказка начинает сказываться, когда в картине появляются Шляпник и Чешир. Чешир уводит перепуганную Алису к одному из самых ярких персонажей кэрролловских фантасмагорий, - и в этот момент зритель медленно, незаметно и нарколептически влюбляется в картину. Всему виной Шляпник. Нельзя Так играть роли, чтобы напрочь лишать разума — так что грожу тебе пальчиком, Джонни Депп.
Только не надо говорить, что виной всему Льюис Кэролл и разработанный им образ.
Если бы в самом Джонни Деппе не было столько феерического сумасшествия, он не смог бы его вдохнуть в предлагаемый ему персонаж. Всё очень просто: чтобы высвобождать ту или иную энергию и чтобы вытаскивать что-то на Божий свет, то же самое феерическое и притягательное сумасшествие Шляпника, - их надо в себе иметь.
Не в первый раз пишу текст-рецензию на тот или иной культурный продукт, но впервые испытываю определённого рода трудности, слова присыхают к гортани. Я растеряна; моё «рацио» упорхнуло куда-то в неведомый мир, а вокруг витают только чеширские улыбки. Это знаковый момент, и могу только догадываться, что картина как следует встряхнула моё сознание.
Бегло хочется обозначить отрицательных персонажей, а потом благополучно переключиться на положительных.
Красная Королева, вместе с её ближайшим окружением придворных лицемеров, выглядит примитивной. Типичный такой злодей из разряда злодеев, и ничего более. Персонаж действительно вышел малоумный: его обманывают все в округе, буквально перед его носом, а он этого не замечает. Будь моя воля, я сделала бы этот персонаж гораздо глубже и сложнее, потому что по моему мнению даже самые законченные злодеи должны обладать определённым магнетизмом, - в противном случае возникнет риск стащить картину к примитиву.
(Вот уж в ком даже Зло завораживает, вот уж кто, вопреки здравому смыслу, влюбляет в себя, так это Мартин в «Гибели Богов» Висконти. Его Зло настолько магнетично, что этот магнетизм пугает)
Итак, Красная Королева довольно посредственна и примитивна — чего не могу сказать про её возлюбленного валета Стейна: из «лиц зла» это, пожалуй, единственный колоритный и фактурный персонаж.
Теперь слово о положительных героях.
Про девушку-девочку, которая играет Алису, — я сразу догадалась, что она славянских кровей, а потом это в титрах подтвердилось. Очень светлое, приятное, лёгкое и воздушное создание. Настолько трогательное, что хочется прижимать веер к груди и пускать умильные слёзы восторга. Прекрасна, но это необычное очарование открывается даже не сразу.
Белая Королева в какой-то мере подобие Алисы, только воздушнее. И разве что у Алисы присутствует изрядный практический ум, а у Белой Королевы только её Мечтательность, а ещё невыразимая хрупкость, сродни цветку. Королева-цветок, королева-облако, королева-ребёнок; это очень занимает.
А теперь знаковые моменты по поводу Шляпника — в тезисах:
- Шляпник ни разу не усомнился в Алисе. И даже когда сама Алиса ни во что не верила, увидев Бармаглота, у Шляпника на лице были лишь счастье и вызов.
- Шляпник, который действительно немыслим без своей шляпы, для которого шляпа является продолжением его Личности, вполне доверял свою шляпу Алисе — и только ей. Например, когда состоялась «шляпная перевозка» и Алиса на шляпе полетела к владениям Белой Королевы. (такое Доверие о многом говорит).
- Шляпник напрямую рисковал своей жизнью ради Алисы и точно знал, на что шёл.
- Шляпник галантен, учтив, очарователен, а ещё не всегда бывает сумасшедшим.
Почти догадываюсь, что это маскировка, на уровне защитной реакции.
С одними он сумасшедший, потому что они откровенные враги: чтобы они не видели в нём никакой угрозы для своего шаткого злодейского мира.
С другими он сумасшедший, с той же Алисой, лишь поначалу. Это подсознательно, он загораживается от малознакомых сумасшествием, как доспехами. И он сознательно оберегает Свой Мир, потому что ещё не изучил и не прощупал расстояния, на которые можно будет приблизиться к будущему другу.
И самое главное — он ведь знает — что именно в Сумасшествии всё его очарование, поэтому он с порога сражает Алису наповал. Шляпник больше всех ждал Алису, и ему навязчиво требовалось знать, что между ним и Алисой установилась неразрывная и особенная, духовно-дружественная связь.
- Шляпник — это Книга, которую мне приятно листать и внимательно прислушиваться к своим тактильным ощущениям. Это самое невинное и чистое, что есть в картине. Хочется в который раз дотрагиваться к этой Чистоте. Откуда такой спазм восторга, откуда такое головокружение, спросите вы? Да много было таковых моментов, которые заставляли меня дрожать. Самый яркий, когда Алиса одела ему на голову шляпу — после недолгого заточения Шляпника во владениях «кровавой ведьмы».
Поймайте эти кадры. Ничего не бойтесь и вглядитесь в это лицо: так улыбаются только дети.
Напоследок немного дёгтя в этот сладостный чан патоки. Разумеется, по всем законам Голливуда добавили экшена, и разумеется, изрядно перебрали с графикой. Иногда и вовсе непонятно зрителю, то ли мультфильм перед ними, то ли полноценное кино; я таковых моментов не люблю и требую, чтобы декорации были декорациями, а не нарисованным лесом и нарисованным туманом.
Но в целом картина оставляет самое благоприятное впечатление — и желание подолгу не покидать этот чудный Альтер-Мир. При просмотре возникает полное ощущуние Сказки — светлой, доброй, поучительной и хорошей.
Спасибо за Неё кинематографистам и мультипликаторам, а также спасибо Ей Самой, Что Она Была и Есть.
Я — Люблю.
Мои эстетические запросы удовлетворены.