Лет двадцать назад сатирики и юмористы трубили на каждом углу: "Нам не хватает молодежных песен"! Сейчас, слава Богу, такой проблемы уже не возникает. Новые исполнители льются на нашу сцену, как из рога изобилия, создавая именно то, чего когда-то не хватало - молодежную музыкальную культуру. Ну, наконец-то, есть из чего выбирать, осталось только понять как? Что влияет на выбор, как формируется вкус молодежи? Изначально - конечно семья. С колыбели мы впитываем ту музыку, которая играет в доме, которую любили и любят наши родители. Вообще, вкус к музыки является своеобразной визитной карточкой человека. Предпочитаемый стиль отражает в себе культуру личности, он всегда соответствует уровню воспитания и образованности. А музыка, в свою очередь, воспитывает сознание. Одно дело, когда человек вырос под мягкий баритон Юрия Визбора, и другое - под ритмичный бит "The Beatles". Что лучше? Об этом говорить некорректно, потому что музыка, в любом ее проявлении, есть посыл положительной энергии, а что может быть ценнее? Общаясь в иных кругах, скажем, с одноклассниками, мы нередко меняем наши предпочтения, увлекаемся чем-то свежим, новомодным и неизведанным. Важнейшую роль здесь безусловно играет процесс становления личности. Почувствовав, что мы окрепли морально, нам (совершенно естественно) хочется продемонстрировать свою независимость, и символом этой независимости для нас является опять-таки музыка! Эту музыку слушаем только мы, нашим родителям она не по душе, они ее не понимают. И мы начинаем пробовать разные "сорта", стили, направления и, в результате, останавливаемся на чем-то одном, своем, что запало в душу. Однажды король рок-музыки Виктор Цой спел: " Что тебе нужно? Выбирай". Вот мы и выбираем что нам больше по вкусу: философские тексты и плотный звук рока, гитарный драйв панк музыки, заводные ритмы "попсы", простота мелодии бардов и т.д.
Самые ярые противники из всех вышеперечисленных - это конечно рок и "попса". Ну никак не могут эти два направления ужиться на просторах нашей необъятной родины. Причина, в принципе, ясна: рок подразумевает философию, поп-музыка - простоту и незатейливость, рок исполняется в живую, поп - в лучшем случае под минусовку, а чаще - под фанеру. Причиной конфликта является кардинальное несовпадение по ключевым моментам написания и исполнения музыки. Хотя, надо сказать, четкая грань между "роком" и "попсой" медленно, но верно стирается. Неслучайно, что те, кого мы сейчас можем отнести к "чистому" року, такие, как Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Константин Кинчев, Армен Григорян, начинали лет пятнадцать, двадцать, а то и тридцать назад. Что же до сегодняшнего дня, то уже появилось направление, названное, с легкой руки лидера группы "Мумий Тролль" Ильи Лагутенко, "рокопопс", этакий коктейль, смешанный из роковой обработки и попсовой тематики песен. В этой сфере усиленно трудятся "МультFильмы", "Чичерина", "Звери". Кстати, музыканты, упомянутые ранее, далеко не всегда поощряют желание слить две стихии в одну. Шевчук, например, даже отказался участвовать в рок-фестивале "НАШЕствие", мотивируя это тем, что он "не выйдет на одну сцену с этими попсовиками". Но все же большинство людей, слава богу, не видят в "рокопопсе" ничего предосудительного и с удовольствием наслаждаются фирменным вокалом с придыханием Саши Васильева и тенорком "a ля Козловский" вокалиста группы "Сеtи". И уж, что точно доказывает, что сохранять "чистую линию" рокерам все трудней, так это феномен группы "Глюкоза". Никто до сих пор понять не может, каким образом она могла попасть в эфир "Нашего Радио", радио, которое было во все оружия против поп - музыки и создавалось с целью обеспечить русскому року и панк-року отдельную частоту. И тут вдруг чистейший представитель поп-культуры, "Глюкоза", и, что характерно, подопечные Макса Фадеева (при всем уважении к этому человеку - продюсера, работающего с поп-музыкантами) звучит на волнах "Нашего". А Михаил Козырев, глава вышеупомянутого радио, заявил, что мы, мол, не можем ограничивать эфир одним роком. Тут и рухнул сладостный миф о "неприкосновенности" "Нашего". Такими темпами смешения жанров скоро на одной частоте будут мирно соседствовать "Король и Шут" и группа "T.A.T.U.". Дай Бог, чтоб это произошло как можно позже. Кстати, о "Короле и Шуте"… "КиШ" на сегодняшний день - самая популярная и успешная панк-команда в стране. Хотя знатоки музыки утверждают, что, дескать, это не панк и если убрать электрогитару и ударные, то музыка получится в стиле "Макс Леонидов и группа "Секрет". Что ж, в этом есть доля здравого смысла, но при этом, кто бы что ни говорил, факт остается фактом: на любом концерте "Король и Шут" собирает толпы обезумевших поклонников, эта музыка нравится публике, она желанна и любима сегодняшней молодежью, да и не только ею. По словам самих музыкантов, всзрослые приходят на концерт, чтобы просто присмотреть за своими детьми, а уходят уже поклонниками группы. Неудивительно, потому что хорошей музыке "все возрасты покорны". Однако, в последнее время словосочетание "хорошая музыка" вызывает бурю разногласий. Можно ли считать, что слово "хорошая" - эквивалент слова "популярная"? Вопрос спорный, т.к. в наше тяжелое время огромную роль играет раскрутка и спонсорство. Взять, скажем, всем известную "Фабрику Звезд". Этот проект в начале этого года буквально взорвал радио и телевидение, это было сродни открытию Америки, в духе: " Мы сами делаем звезд, и ТЫ одна из них"! И толпы подростков, как сумасшедшие, хлынули записывать песни и посылать их на ТВ, в надежде когда-нибудь увидеть себя на экране. Макаревич в одной из своих песен так осветил этот вопрос:
"И стоит попасть в этот ящик - тебя завтра признают Богом, или на самый худой конец божеством".
Альтернативная программа на соседнем телеканале "Стань звездой" выглядела более представительной, к тому же шефствовали там Сева Новгородцев и Алексей Макаревич, которые продюсерами вообще не являются, а являются матерыми "теоретиками" музыкального ремесла и в сфере раскрутки не работают, но, ни много ни мало, объективно оценивают, кто имеет талант и волю, чтобы работать на сцене, а кто - нет. А "Фабрика Звезд"? В самом названии, в слове "фабрика" есть что-то механически неживое, заводное, сродни плановому выпуску штампованной продукции, осталось только плакаты развесить: "Даешь новые звезды"! Вот и выпускают молодых людей и девушек, проштамповав их ярлыком "фабрика", как будто выполняя план, со средними темпами "по новой звезде за квартал". И теперь мы живем в окружении Шоколадных Зайцев и прочих тому подобных новинок. Такие исполнители, к сожалению, не являются самостоятельными музыкальными единицами, не являются индивидуальностью на эстраде, потому что "выпускаются" изначально "на заказ" и направлены не на передачу слушателю эмоций, не на создание свежего образа музыкального мышления, а, чисто коммерчески, на то, чтобы угодить на среднее ухо среднего слушателя. А такое творчество, в сущности, "энергетической ценности" не имеет. Воистину, когда нас начинают подогревать деньги, о душе мы напрочь забываем.