Учитель и ученики глазами психолога |
Дети и животные безошибочно чувствуют хорошего человека и платят ему доверием и любовью. Чувствуют, потому что их восприятие не сковано догмами и стереотипами. Платят, потому что со всеми потрохами зависят от взрослых – наших установок, настроения и капризов. Привычная картина: класс «не готов к уроку». Это может быть что угодно: бумажка на полу, слово на доске… Ход мыслей «уважающих себя» учителей: «Начинать урок в такой обстановке – не уважать себя. Я себя уважаю, значит, пока класс не будет приведен в порядок, урока им не будет». Ход мыслей учеников: «Класс! (не в смысле «кабинет», а в смысле «отлично») Эти разборки (поиски крайнего и веника) займут пол-урока, а там видно будет…» Когда класс приведен в порядок, учитель с чувством исполненного долга начинает урок. Попробуем взглянуть на ситуацию глазами психолога. Что произошло? Учитель выплеснул на учеников порцию негативных эмоций. Она предназначалась виновникам инцидента. А получили ее все по полной программе. Кстати, самим возмутителям спокойствия гнев учителя – что слону дробина. Не исключено, что весь этот балаган был ими же и спровоцирован, чтобы сорвать урок или хотя бы оттянуть его начало. Что происходит с остальными, с теми, кто вообще «не при делах»? Дети могут воспринимать происходящее как бесплатное представление, в котором учитель даже не понимает отведенной ему роли. Еще хуже, когда негативные эмоции передаются детям. И тогда начинают работать механизмы, о существовании которых мы редко задумываемся. Защитные механизмы психики блокируют негативную информацию. Кстати, именно поэтому прошлое люди вспоминают с умилением: «Ах, как тогда все было хорошо!» Да и тогда не все было хорошо, это мудрая природа «отфильтровала» негативную информацию, чтобы она не отравляла нам жизнь. Если у человека эти механизмы нарушены, он постоянно находится в подавленном, депрессивном состоянии. Что происходит с детьми, которым учитель, обоснованно или нет, испортил настроение перед уроком? Даже если урок был выстроен и проведен безупречно с методической точки зрения, информация, которую учитель намеревался передать детям, будет усваиваться с большим трудом, преодолевая защитные механизмы. Если же эти механизмы дают сбой, цена инцидента – не столько потерянный урок, сколько психическое здоровье тех, ради кого мы живем и работаем – наших детей. Психологический практикум В каждой паре утверждений отметьте то, которое вам ближе: А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к ученикам. Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх. А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, т.к. это способствует достижению высоких результатов. Б. Постоянное подчеркивание ошибок приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету. А. Часто мои ученики, совершают поступки, достойные презрения. Б. Чем хуже поведение ученика, тем больше поддержки ему нужно. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его. Б. Сотрудничать с детьми – значит быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними. А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделают, то обязательно не так. Б. Дети имеют право совершать ошибки, и все, что может взрослый – это научить детей видеть ошибки и спокойно исправлять их последствия. А. Детей надо учить, как можно чаще указывая на примерных сверстников. Б. Если детей сравнивать, в будущем у них могут возникнуть серьезные психологические проблемы. А. Детей не должны интересовать чувства, мысли и внутренние переживания взрослых. Б. Даже когда взрослые тщательно скрывают свои чувства, дети распознают их по интонации и жестам. А. Хороший учитель должен давать материал по предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников. Б. Хороший учитель чувствует эмоциональное состояние учеников и всесторонне учитывает его в своей работе. Если вы чаще выбирали вариант Б, значит, вам близки интересы учеников и их проблемы. Ваше поведение отличается естественностью и открытостью. Благоприятная эмоциональная обстановка на ваших уроках дает возможность творческой, плодотворной работы, сохраняет ваше здоровье и здоровье ваших учеников. Если вы чаще выбирали вариант А, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Наличие авторитарных тенденций несовместимо с эмоциональным комфортом и творческой атмосферой урока. Хотя в практике педагогического общения право на существование имеет каждый стиль, авторитарный стиль педагога в его наиболее ярком проявлении оказывает разрушительное воздействие на учащихся и тормозит профессиональный и личностный рост самого учителя. Если вы выбрали по пять вариантов А и Б – значит, вы ищете свой неповторимый стиль работы с детьми. Надеюсь, этот тест вам поможет полностью реализовать свой творческий потенциал. Удачи вам! Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие – капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, другие – как в храм. Роберт Рождественский
Не имея высшего образования очень сложно устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу! Но что делать, если как говориться, время уже потеряно, да и его просто нет на то, чтоб учиться, а диплом нужен! Есть выход! Нашел отличный сайт, на котором вы сможете купить диплом о высшем образовании и стать счастлив обладателем престижной работы и начать новую жизнь!
У каждого человека утро начинается по-разному! Кто-то любит по утрам пить кофе, а кто-то чай! А какой чай или кофе вы предпочитаете? Поделюсь с вами информацией! Нашел отличный интернет-магазин чая, в котором вы сможете приобрести очень хороший и качественный китайский чай или бразильское кофе, а также вы можете в этом же магазине приобрести все необходимые аксессуары для заваривания! Чай действительно очень хороший, а еще удобно то, что вам ваш заказ привозят прямо домой – очень удобно! Что касается цен, так они ниже чем в других магазинах! Сами убедитесь!
Хорошая новость для любителей биатлона! Нашел очень интересный и полезный журнал "Биатлон.РФ", который является специализированным изданием. В нем вы найдете последние новости биатлона и сможете постоянно отслеживать все события в этом виде спорта.
Рубрики: | психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |