-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Valentinych

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 61085


Подводная лодка К-3 Ленинский комсомол

Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:11 + в цитатник

Это моя четвертая подводная лодка. До этого были две ложки-музея в Петербурге, одна настоящая в Северодвинске, ну и вот наконец четвертая, атомная лодка К-3 Ленинский комсомол в Кронштадте.

Если вы еще не устали читать мои записюльки и не планируете идти сами туда на экскурсию (потому что дальше будет много спойлеров), то велком! :)

Сразу хочу сказать, что в подводных лодках я разбираюсь чуть больше среднестатистического обывателя, хотя и родился в городе Северодвинске, где и мама и папа работали на одном из машиностроительных заводов и сам там два лета проходил практику будучи студентом. Но специально не интересовался и не изучал вопрос. Но цель поста скорее другая - рассказать об общих впечатлениях.

1. Кто хочет попасть на лодку советую заранее побеспокоиться и купить билет на сайте https://mvms.ru/ У нас получилось купить билеты на компанию из 6 человек на выходной день только за месяц.

Я уже писал отзыв на сам музей. А вот с экскурсией на лодку все не так радужно. Мы ожидали большего, а на самом деле экскурсия состоит в организованном перемещении небольшой группы (у нас было человек 10) по отсекам под контролем сотрудника музея и прослушиванием записанного голоса экскурсовода из динамиков. Конечно с живым экскурсоводом не сравнить! И ладно бы, если бы билеты стоили рублей 300, но ведь на взрослого 1500 в выходной день. Короче, я не доволен организацией. Но все равно не жалею, что там побывал - сам масштаб и антураж внутренностей очень впечатляет.

lo1 (525x700, 271Kb)

2. Прежде чем открывать такой сложный технический объект к посещению гражданскими его конечно серьезно переделали. Организовали более-менее просторный проход, убрав некоторые выступающие части, прорезали проходы между отсеками. Когда мы были на экскурсии на дизельной лодке, то там надо было пролезать в люки! Поставили экранчики с мультимедиа, провели акустику.

lo3 (525x700, 267Kb)

3. Лодка К-3 первая атомная лодка в СССР и третья атомная в мире. Спуск на воду в далеком 1957 году! Так что от современных лодок она отличается довольно сильно. Ну например из вооружения у нее только торпеды в носовой части, никаких баллистических ракет, которые появились позже. При запуске торпеды ее отсек заполняется водой. Торпеды могли быть оснащены ядерными зарядами.

lo2 (525x700, 305Kb)

4. На лодке часть помещений за стеклом от публики, а часть открыты и туда можно зайти. Вот например в гальюн, который неизменно привлекает внимание. :) Конечно для понимания масштаба желательно было бы фотографировать с человеком... но поверьте, тут все очень компактное! :)

lo4 (525x700, 359Kb)

5. В некоторых местах сделаны музейные витрины с рядом экспонатов и лично мне было их разглядывать не менее любопытно, чем допустим торпедные установки.

lo5 (700x525, 253Kb)

6. Кают компания по проекту была сделана очень маленькая. Вообще, многое было сделано не так, не идеально, а подчас и совсем с ошибками. Потому что это был первый такой проект, потому что инженеры, которые сами в море не ходили часто не понимают реальных потребностей, потому что подводники старой закалки тормозили зачастую любые новшества для повышения комфорта. 

Потом эта лодка еще много раз переделывалась и модернизировалась. Например в кают-компании сверху установили мощные прожектора, чтобы тут же можно было проводить медицинские операции. Ну а еще тут видео киноаппарат. Вся мебель была сделана по индивидуальному проекту.

lo6 (700x525, 315Kb)

7. Как я уже писал на первых этапах было много недоделок и лодка не закончила свой путь плачевно только потому, что в первом составе команды было много скорее инженеров, чем военных. С таким экипажем лодка проходила ходовые испытания, в том числе достигла Северного полюса и тоже впервые!

lo7 (700x525, 263Kb)

8. У меня будет много фотографий в стиле стимпанк. Если вы такое любите. :)

lo8 (525x700, 291Kb)

9. Вообще, оказываясь внутри я постоянно ловил себя на мысли о том, насколько это большой труд создать такую махину и такую сложную машину. Все продумать, просчитать, потом обучить экипаж. Кстати, построена лодка в родном Северодвинске на предприятии Севмаш. И была построена всего за 2 года!

lo9 (525x700, 333Kb)

10. Эта информация из интернета:

Ход строительства первой АПЛ был строжайше засекречен. Нельзя было даже выносить чертежи в цех, где строился атомоход. Перед рабочей сменой корабелы заходили в специально отведенное помещение, читали чертежи и запоминали их. С полученной информацией шли трудиться. "Какой-то мастер не сдал вовремя документ военпреду военной приемки, назавтра его уже понижают в должности! За срыв сроков. Это был очень строгий спрос! И за качество, и за срыв сроков", — рассказал ТАСС участник создания подлодки, Герой Социалистического Труда Александр Лагунов. Сегодня практически невозможно представить, как с помощью одной логарифмической линейки так оперативно просчитывались многочисленные варианты параметров отдельных систем и компоновка отсеков в целом. К концу 1954 года завод №402 располагал основной массой рабочей документации: было разработано 5500 из намеченных к выпуску 7400 чертежей.


lo10 (525x700, 314Kb)

11. До конца даже многие военные не знали, что лодка будет работать от атомного реактора. 

4 июля 1958 года буксиры отвели от заводского пирса подводную лодку черного цвета необычной архитектуры — первую советскую АПЛ. В 10 часов 3 минуты академик А.П. Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар". 

lo11 (525x700, 337Kb)

12. Переборки отсеков в случае форс-мажора наглухо задраивались. Сообщение могло быть в том числе условным стуком. И авария на лодке случалась, в результате пожара погибло 39 человек. По сути (мое мнение) если бы не стечение обстоятельств и не разгильдяйство некоторых работников, этого можно было бы избежать. С другой стороны, умелые действия подводников позволили не потерять весь экипаж и саму лодку.

lo12 (525x700, 249Kb)

13. Кто не знает, как погружается и всплывает лодка - вот удобная схема. Водой заполняется пространство между основным корпусом и вторым, легким.

lo13 (700x525, 229Kb)

14. Самое большое пространство - машинный отсек, где находилась самая силовая (ядерная) установка. На больших экранах показывается и рассказывается весь процесс.

lo14 (525x700, 395Kb)

15. Из-за особенностей конструкции (паротурбинная установка) в машинном отделении практически везде присутствовал пар в качестве носителя. И слабым местом были всевозможные соединительные трубы, уплотнительные кольца и т.п. Они постоянно давали микроскопические течи, которые сложно было выявить. И все бы ничего, но это был пар из первого контура, то есть радиоактивный. Он смешивался с воздухом и его тоже делал зараженным. Как написано в интернете (тут я не могу сказать, но скорее всего это правда), чтобы не создавать повышенной концентрации радиоактивных испарений в одном отсеке воздух просто перемешивали с соседними отсеками, в итоге лучевой болезнью болел весь экипаж, даже коки.

lo15 (700x525, 381Kb)

16. Вот второе машинное отделение и те самые паротурбинные установки.

lo16 (525x700, 353Kb)

17. Пульт управления силовой установкой. Экипаж дежурил круглосуточно в три смены. Этим объясняется, что на таких лодках не может быть мало человек - здесь экипаж 104 человека. Не зависимо от географического положения лодки все жили по московскому времени.

lo17 (525x700, 296Kb)

18. Раньше все удивлялись компьютерщикам и компьютерной технике. Теперь, когда каждый третий программист меня лично восхищают инженеры машиностроители, металлурги, радиофизики, которые это все создали!

Автономный ход лодки (то есть без всплытия) 50-60 суток.

lo18 (525x700, 312Kb)

19. Камбуз. Практически точно такую плиту мы видели на дизельной лодке. Тоже с такими бортиками, чтобы кастрюли не сваливались при качке. Конечно атомную лодку (пусть и первый проект в СССР) не сравнить по размерам с дизельной! Тут намного больше места, ну и сама она намного больше!  107 метров в длину.

lo19 (525x700, 280Kb)

20. 

lo20 (700x525, 299Kb)

21. Каюты в разных отсеках были окрашены в разные цвета. Краски были матовые, чтобы не бликовали. 

Можно оценить размеры спального места - вон та кушеточка!  Я бы точно туда не поместился. Это для очень компактного человека и без лишнего веса.

lo21 (700x525, 274Kb)

22. Это уже почти последний отсек - кают-компания для моряков в кормовой части. Вот то, что сверху - это подвесные спальные места.

lo22 (700x525, 299Kb)

23. На современных атомных лодках даже есть тренажерные залы. Ну на К-3 конечно такого не было.

lo23 (525x700, 206Kb)

24. 

lo24 (700x525, 314Kb)

25. А вот винты делали на Звездочке, в том цеху, где работала моя мама. Цех номер два.

lo25 (700x525, 261Kb)

26. Если хотите сравнить размеры подводных лодок разных стран и эпох, то вот ссылка на любопытное видео https://www.youtube.com/watch?v=347zdq9d2aM

Подводная лодка похожая на  К-3 появляется на 2:20. Видео правда грешит огрехами, например не показана самая большая лодка РФ.

lo26 (700x525, 308Kb)

Ну и еще одна картинка. Здесь К-3 уже есть, под названием November. Во второй колонке.

1161737_lodka (700x293, 157Kb)

Рубрики:  Культпоход
Там
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:19 (ссылка)
Забыл написать, как лодку спасли от утилизации! Ее отстояли инженеры, подводники и ученые! Все-таки первая атомная лодка в стране. И вот через огромные сложности лодка была подготовлена к транспортировке из Снежногорска в Кронштадт. По каналам до Финского залива она еле прошла.
На заводе в Кронштадте ее разрезали на две части и доставили до места будущего музея по суше!
k1 (700x466, 91Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:20 (ссылка)
Я помню, в новостях публиковали как ее везли, многие горожане тогда ездили посмотреть на это чудо.
k2 (700x466, 83Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:21 (ссылка)
Понятно, что предварительно с лодки срезали часть оборудования, в том числе и сам атомный реактор.
Ну и здание музея пришлось специально проектировать из этого расчета.
k3 (700x393, 49Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:22 (ссылка)
Сложно представить сколько это заняло сил. Но зато мы теперь там гуляем внутри. :)
k4 (700x393, 78Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_веселая   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:39 (ссылка)
Какой интересный рассказ!
С удовольствием прочитала, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:39 (ссылка)
Наталия_веселая, спасибо!
Старался рассказать и показать как есть.
Ответить С цитатой В цитатник
Ca_va_bien   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 21:59 (ссылка)
очень впечатляет!
Ответить С цитатой В цитатник
Chez_Juju   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 22:23 (ссылка)
Саша, спасибо большущее за рассказ! Очень интересно, хотя я совершенно далека от подводных лодок :) Но они, конечно, впечатляют. Впечатляют их создатели, и не меньше - люди, которые на них плавают.
Мой муж бы точно заценил такую экскурсию ;) Он очень любил все это ( 10 лет во флоте, как никак :)) )
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 22:55 (ссылка)
Ca_va_bien, да, масштаб! И ведь это далеко не самая большая лодка. Та же Акула больше.
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2024 г. 22:56 (ссылка)
Chez_Juju, ого, а ты не писала, что муж был связан с флотом. Это супер. С военным или гражданским?
Вот я далек от морской профессии, но детство в Северодвинске дает о себе знать.
Ответить С цитатой В цитатник
Sweet_Mama   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 06:31 (ссылка)
Спасибо, Саша за такой интересный и познавательный рассказ. Впечатляет такая махина, что ни говори! Было бы интересно послушать людей, которые плавали на этой лодке. Мы как-то были на американском авианосце Hornet, так вот там рассказчиками историй и экскурсоводами были бывшие моряки, служившие на этом судне. Они по собственному желанию в качестве волонтеров приходили и рассказывали)).
Ответить С цитатой В цитатник
Masy   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 07:46 (ссылка)
Мощно!
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 10:15 (ссылка)
Sweet_Mama, да, это точно. Вот на одной из лодок в Петербурге экскурсию проводил подводник, действительно интересно.
У меня в родне много моряков, но торговый флот. Но там тоже своя романтика. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 10:16 (ссылка)
Masy, это да! Очень впечатляет. Просто чтобы пройти от носа до кормы нужно время, все-таки 107 метров!
Ответить С цитатой В цитатник
Chez_Juju   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 19:31 (ссылка)
Valentinych, он в 18 лет ушел в "мореходку", где пробыл 10 лет ( учеба и работа ). В военный флот. Несколько лет плавал на авианосце. Курсировали и во время войны между Эфиопией и Эритрией.
Мы познакомились, когда он уже 2 года как списался и учился на айти. Но школа жизни, да :)
Ответить С цитатой В цитатник
Hobbittt   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2024 г. 21:22 (ссылка)
Вот это да! Благодарю за подробный рассказ, Valentinych!
Какие всё же мужественные люди подводники...
Ответить С цитатой В цитатник
Просто_папа   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2024 г. 12:25 (ссылка)
Офигенно.
были на фашистской финской подводной лодке, и во Владивостоке на нашей. да пожалуй и все. не знал, что в Кронштадте есть такой объект. надо будет посетить.
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2024 г. 12:08 (ссылка)
Chez_Juju, интересно!
Ну, как говориться, бывших моряков не бывает.
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2024 г. 12:08 (ссылка)
Hobbittt, да, это точно не в штабе сидеть.
Ответить С цитатой В цитатник
Valentinych   обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2024 г. 12:09 (ссылка)
Просто_папа, да там и сам музей, который вокруг этой лодки очень классный!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку