Подводная лодка К-3 Ленинский комсомол |
Это моя четвертая подводная лодка. До этого были две ложки-музея в Петербурге, одна настоящая в Северодвинске, ну и вот наконец четвертая, атомная лодка К-3 Ленинский комсомол в Кронштадте.
Если вы еще не устали читать мои записюльки и не планируете идти сами туда на экскурсию (потому что дальше будет много спойлеров), то велком! :)
Сразу хочу сказать, что в подводных лодках я разбираюсь чуть больше среднестатистического обывателя, хотя и родился в городе Северодвинске, где и мама и папа работали на одном из машиностроительных заводов и сам там два лета проходил практику будучи студентом. Но специально не интересовался и не изучал вопрос. Но цель поста скорее другая - рассказать об общих впечатлениях.
1. Кто хочет попасть на лодку советую заранее побеспокоиться и купить билет на сайте https://mvms.ru/ У нас получилось купить билеты на компанию из 6 человек на выходной день только за месяц.
Я уже писал отзыв на сам музей. А вот с экскурсией на лодку все не так радужно. Мы ожидали большего, а на самом деле экскурсия состоит в организованном перемещении небольшой группы (у нас было человек 10) по отсекам под контролем сотрудника музея и прослушиванием записанного голоса экскурсовода из динамиков. Конечно с живым экскурсоводом не сравнить! И ладно бы, если бы билеты стоили рублей 300, но ведь на взрослого 1500 в выходной день. Короче, я не доволен организацией. Но все равно не жалею, что там побывал - сам масштаб и антураж внутренностей очень впечатляет.
2. Прежде чем открывать такой сложный технический объект к посещению гражданскими его конечно серьезно переделали. Организовали более-менее просторный проход, убрав некоторые выступающие части, прорезали проходы между отсеками. Когда мы были на экскурсии на дизельной лодке, то там надо было пролезать в люки! Поставили экранчики с мультимедиа, провели акустику.
3. Лодка К-3 первая атомная лодка в СССР и третья атомная в мире. Спуск на воду в далеком 1957 году! Так что от современных лодок она отличается довольно сильно. Ну например из вооружения у нее только торпеды в носовой части, никаких баллистических ракет, которые появились позже. При запуске торпеды ее отсек заполняется водой. Торпеды могли быть оснащены ядерными зарядами.
4. На лодке часть помещений за стеклом от публики, а часть открыты и туда можно зайти. Вот например в гальюн, который неизменно привлекает внимание. :) Конечно для понимания масштаба желательно было бы фотографировать с человеком... но поверьте, тут все очень компактное! :)
5. В некоторых местах сделаны музейные витрины с рядом экспонатов и лично мне было их разглядывать не менее любопытно, чем допустим торпедные установки.
6. Кают компания по проекту была сделана очень маленькая. Вообще, многое было сделано не так, не идеально, а подчас и совсем с ошибками. Потому что это был первый такой проект, потому что инженеры, которые сами в море не ходили часто не понимают реальных потребностей, потому что подводники старой закалки тормозили зачастую любые новшества для повышения комфорта.
Потом эта лодка еще много раз переделывалась и модернизировалась. Например в кают-компании сверху установили мощные прожектора, чтобы тут же можно было проводить медицинские операции. Ну а еще тут видео киноаппарат. Вся мебель была сделана по индивидуальному проекту.
7. Как я уже писал на первых этапах было много недоделок и лодка не закончила свой путь плачевно только потому, что в первом составе команды было много скорее инженеров, чем военных. С таким экипажем лодка проходила ходовые испытания, в том числе достигла Северного полюса и тоже впервые!
8. У меня будет много фотографий в стиле стимпанк. Если вы такое любите. :)
9. Вообще, оказываясь внутри я постоянно ловил себя на мысли о том, насколько это большой труд создать такую махину и такую сложную машину. Все продумать, просчитать, потом обучить экипаж. Кстати, построена лодка в родном Северодвинске на предприятии Севмаш. И была построена всего за 2 года!
10. Эта информация из интернета:
11. До конца даже многие военные не знали, что лодка будет работать от атомного реактора.
4 июля 1958 года буксиры отвели от заводского пирса подводную лодку черного цвета необычной архитектуры — первую советскую АПЛ. В 10 часов 3 минуты академик А.П. Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар".
12. Переборки отсеков в случае форс-мажора наглухо задраивались. Сообщение могло быть в том числе условным стуком. И авария на лодке случалась, в результате пожара погибло 39 человек. По сути (мое мнение) если бы не стечение обстоятельств и не разгильдяйство некоторых работников, этого можно было бы избежать. С другой стороны, умелые действия подводников позволили не потерять весь экипаж и саму лодку.
13. Кто не знает, как погружается и всплывает лодка - вот удобная схема. Водой заполняется пространство между основным корпусом и вторым, легким.
14. Самое большое пространство - машинный отсек, где находилась самая силовая (ядерная) установка. На больших экранах показывается и рассказывается весь процесс.
15. Из-за особенностей конструкции (паротурбинная установка) в машинном отделении практически везде присутствовал пар в качестве носителя. И слабым местом были всевозможные соединительные трубы, уплотнительные кольца и т.п. Они постоянно давали микроскопические течи, которые сложно было выявить. И все бы ничего, но это был пар из первого контура, то есть радиоактивный. Он смешивался с воздухом и его тоже делал зараженным. Как написано в интернете (тут я не могу сказать, но скорее всего это правда), чтобы не создавать повышенной концентрации радиоактивных испарений в одном отсеке воздух просто перемешивали с соседними отсеками, в итоге лучевой болезнью болел весь экипаж, даже коки.
16. Вот второе машинное отделение и те самые паротурбинные установки.
17. Пульт управления силовой установкой. Экипаж дежурил круглосуточно в три смены. Этим объясняется, что на таких лодках не может быть мало человек - здесь экипаж 104 человека. Не зависимо от географического положения лодки все жили по московскому времени.
18. Раньше все удивлялись компьютерщикам и компьютерной технике. Теперь, когда каждый третий программист меня лично восхищают инженеры машиностроители, металлурги, радиофизики, которые это все создали!
Автономный ход лодки (то есть без всплытия) 50-60 суток.
19. Камбуз. Практически точно такую плиту мы видели на дизельной лодке. Тоже с такими бортиками, чтобы кастрюли не сваливались при качке. Конечно атомную лодку (пусть и первый проект в СССР) не сравнить по размерам с дизельной! Тут намного больше места, ну и сама она намного больше! 107 метров в длину.
20.
21. Каюты в разных отсеках были окрашены в разные цвета. Краски были матовые, чтобы не бликовали.
Можно оценить размеры спального места - вон та кушеточка! Я бы точно туда не поместился. Это для очень компактного человека и без лишнего веса.
22. Это уже почти последний отсек - кают-компания для моряков в кормовой части. Вот то, что сверху - это подвесные спальные места.
23. На современных атомных лодках даже есть тренажерные залы. Ну на К-3 конечно такого не было.
24.
25. А вот винты делали на Звездочке, в том цеху, где работала моя мама. Цех номер два.
26. Если хотите сравнить размеры подводных лодок разных стран и эпох, то вот ссылка на любопытное видео https://www.youtube.com/watch?v=347zdq9d2aM
Подводная лодка похожая на К-3 появляется на 2:20. Видео правда грешит огрехами, например не показана самая большая лодка РФ.
Ну и еще одна картинка. Здесь К-3 уже есть, под названием November. Во второй колонке.
Рубрики: | Культпоход Там |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |