Беглец, Театр Ленсовета |
Отзыв о спектакле надо писать или сразу, по свежим впечатлениям, либо уже через какое-то время, чтобы переварить и осознать свое отношение к спектаклю. Мы вчера вечером наконец сходили в театр. Редко такое теперь случается. :) Да еще и на камерный спектакль, идет он на малой сцене Ленсовета, зал небольшой, человек 100 наверное.
С камерными спектаклями у меня отношения примерно фифти-фифти. От резкого отрицания до обожания. А вот "Беглец" вызвал какие-то смешанные чувства.
Писать много не буду, все-таки спектакль надо смотреть, а не читать про него. :)
Его основа - повесть Льва Толстого "Казаки". Те самые "Казаки" по которым есть несколько экранизаций, в том числе наиболее известный фильм 1961 года...
Удивительно, как в нашей недалекой истории так много завязано на события на Кавказе. Ведь и Лермонтов и Толстой, да и Пушкин писали свои произведения под впечатлением тех событий и не только красоты гор и кавказской природы, но и противостояния русских и горцев.
В Ленсовета спектакль ставил молодой режиссер Айдар Заббаров. И это очень чувствуется, как ему хотелось высказаться, показать себя, расшевелить традиционный театр и надо сказать, что получилось вполне симпатично. Я бы сказали на грани, но не по ту сторону границы с абсурдом, со стремлением шокировать зрителя, а по эту сторону. :) Но если вы негативно воспринимаете любое современное сценическое действие, то вам точно сюда не надо. А мне лично иногда хочется кроме стандартных, традиционных постановок посмотреть что-нибудь этакое, чтобы поразгадывать шарады постановщика, оценить его взгляд и приемы, примерить на себя - понимаю я их или уже нет.
Надо сказать удивляться зрителю приходится по ходу спектакля часто. Начнем со сцены. Представьте себе прямоугольник зала, разделенный почти по диагонали импровизированным помостом из деревянных ящиков разной высоты, так же как горы Кавказа, по которым нельзя просто продефилировать, также как характеры казаков и чеченцев - острые, несглаженные. Артисты появлялись и уходили с обоих сторон этого подиума, плюс иногда на балконе. Я считаю задумка просто великолепная!
Второе, чтобы я отметил - это молодые актеры. Вот именно такие, энергичные, с нервом, в хорошей физической форме и нужны были для такого действа.
Третья конечно музыка - живое исполнение казацких баллад. Очень хорошо.
Но все-таки я бы по своим ощущениям поставил спектаклю четверку. Долго думал, какое объяснение дать. Наверное лучше всего подходит слово "невнятность". Ну то есть какой-то целостности я не ощутил, какого-то стержня.
Отчасти это доказывает и сам режиссер. По его словам (я читал интервью) он хотел передать трагедию Дмитрия Оленина - как он убежал от светского общества столицы в глушь, в горское село, к вольным казакам и вольной природе. Да и сам Толстой, если я не ошибаюсь, это и хотел передать. И по тем временам было активное обсуждение критиками именно такого посыла. Кто-то восхищался материалом, а кто-то критиковал повесть, что якобы русский интеллигент показан в таком неприглядном виде - пьяницы, мота и ловеласа. И что якобы такое упрощение жизненных взглядов, опрощение, побег от цивилизации - не в тему.
Ну а спектакль... А в спектакле на мой взгляд этот мотив не очень ощущается. Намного ярче я почувствовал две главных мысли - это любовная трагедия. И... противостояние чеченских горцев и русских казаков. Про это по нынешним временам надо писать аккуратно. :) Но это очень ярко показано в спектакле. Какое давнее противостояние двух народов, какие тлеющие угли. И знаете что мне подумалось? В русской литературе, в русской интеллигенции множество примеров рефлексии по поводу тех событий, по поводу права убивать своего соседа, по поводу жестокости с обоих сторон. А вот интересно, если хоть что-то подобное в культуре, философии, в литературных произведениях народов Кавказа по отношению к этой войне? Хоть какое-то сожаление по поводу убийства русских? Или это все равно - убили неверных, да и фиг с ними? Мне кажется именно этим наши народы отличаются очень сильно. В русских традициях самокопание, рефлексия, переживания, раскаяние...
1. Актер Иван Батарев получил премию Золотой Софит за свою роль Луки в этом спектакле. И есть за что! Отличная игра. Но не только! Метание настоящих топоров, виртуозное владение саблями и многое другое! А когда это происходит в трех метрах от тебя - это реально впечатляет. :) А уж какая была концовка первого акта и уход на антракт. Я ей-богу, такого оригинального подхода никогда и нигде не видел. :)
2. Вот этот помост.
3. Ложка дегтя - кофе в кафешке театра вообще никакой. И не говорите мне, что в буфет заходить не обязательно. :) На минуточку, спектакль идет 3,5 часа.
Но хорошо, что мы до театра забежали в пиццерию на Владимирском проспекте. Отличный кофе, отличная атмосфера и дизайн и отличный вид из окна на вечерний Петербург. Обратите внимание, какая оригинальная вазочка с зеленым букетиком. В ней на самом деле сахар. :)
Друзья, ходите в театр! Это эмоции, это переживания, это культура. Это просто здорово.
Рубрики: | Культпоход |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |