Конспект организованной образовательной деятельности
«Я и моё имя»
для детей старшей группы
[/b]
Автор -Светлана Лубинова
http://www.maaam.ru/blogs/prava-rebenka/-ja-i-moe-imja.html
Цели:
• познакомить детей со статьёй Конвенции «Каждый имеет право на имя»;
• учить называть полным именем своих родителей, друзей;
• познакомить с понятием отчество;
• дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;
• воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Материал и оборудование:
• бланк «Свидетельства о рождении»;
• картонные разноцветные ромашки с именами детей;
• подборка стихов об именах человека.
Предварительная работа:
• беседа детей с родителями «Почему меня так назвали?»;
• чтение художественной литературы:
Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»,
Э.Успенский «Ты и твоё имя»,
А.Барто «Я расту»;
• художественно-продуктивная деятельность:
аппликация «Это – я!»,
рисование «Мой автопортрет»,
ручной труд «Закладка с именем»;
• д/и «Узнай по описанию», «Эхо»
Ход:
В: Ребята, сегодня мы будем говорить о праве детей, т.е. вашем праве на имя. Но сначала предлагаю поиграть в игру «Здравствуйте, меня зовут...»
Игра «Здравствуйте, меня зовут...» (Сидя в кругу, дети по очереди называют свои имена.)
В: Что вы сейчас называли? Да, вы называли имена. У каждого ли человека есть имя? Помните, я предлагала вам побеседовать дома с мамами и папами и узнать, почему они назвали вас так. Кто хочет рассказать о своём имени? (Рассказы детей).
В: Наши прапрабабушки и прапрадедушки хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми. Поэтому называли детей Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — милая людям. А вот имя Светлана пришло к нам от древних греков и означает «свет», «светлая». Галина — тоже греческое имя — означает «спокойствие». Учёные считают, что имя очень важно для любого человека. «По имени и житие», — говорили в старину.
В: Ребята, хотите ли вы узнать, что означают ваши имена? (Воспитатель рассказывает стихотворение об имени каждого ребёнка)
— Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев этих стихотворений.
— Как вы думаете: понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени, а по какой-то кличке или прозвищу, например, «Пончик»? Правильно, не понравится! Ничто так не обижает человека, как коверканье или неправильное произношение его имени. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится частью самого человека. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
— Ребята, согласитесь, что приятно, когда к вам обращаются по имени. Например: «Варя, посмотри, какую интересную книгу я тебе покажу» или «Денис, помоги мне расставить цветы».
— Когда человек подрастает, его уже начинают называть по-другому. Как вы называете меня? Почему меня так зовут? Назовите имя вашего папы. Взрослых называют по имени и отчеству. Кто знает, что такое отчество? Правильно, имя папы. Отчество присваивается ребёнку по имени папы. Например: папу мальчика Серёжи зовут Владимир, значит, отчество мальчика будет — Владимирович. Когда он подрастёт, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.
Игра «Когда я стану взрослым»
— Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику — Плотников, рыбаку — Рыбаков. Так же часто фамилию давали по имени мужчин в семье: Ивану давали фамилию Иванов, Петру — Петров, Сидору — Сидоров. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек — Тишин, шумный — Шумилин, весёлый — Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.
— Назовите такие фамилии (Зайцев, Медведев, Волков, Воробьёв, Синицын, Карасёв, Ершов). Давайте подумаем, как появилась ваша фамилия.
Игра «Создай фамилию».
— Ребята, как вы думаете, зачем надо давать человеку фамилию, имя, отчество? Зачем надо знать имена, отчества, фамилии своих родных, близких, людей, которые вас окружают? (Ответы детей)
— У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения, а так же фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас тоже выдали такой документ. Он хранится у вас дома. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать, что в нём написано. Вы ещё раз услышите, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
Надо всегда называть любого человека по имени: когда здороваешься, прощаешься, обращаешься с просьбой. Другие люди будут знать, что вы вежливые, приветливые дети.
«Ромашка с именами». Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Я предлагала вам дома с родителями сделать разноцветные ромашки из картона и на их лепестках написать ваши ласковые имена, которыми вас называют дома. На имя, которое больше всего вам нравится, «посадить» божью коровку, или бабочку, или стрекозу. Посмотрите, какой большой букет получился из ваших ромашек. Хотите узнать, какие имена нравятся вашим друзьям? (Воспитатель читает любимые имена). Вот этот букет я поставлю в раздевалке, чтобы все, кто приходит к нам в группу, смогли узнать эти имена.
— Ребята, о каком вашем праве мы говорили? В каком документе записаны ваши фамилия, имя, отчество?