-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vadik15

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 350


Мединский Виктор Юлианович и его потомки. Часть 2

Пятница, 07 Ноября 2014 г. 23:06 + в цитатник

Между Военным собранием и Георгиевским храмом стоит памятник более позднего времени - монумент Свободы, открытый 1 мая 1919 года на братской могиле других сынов России, красноармейцев, погибших в гражданскую войну. Могилу и вечный огонь около нее убрали, надпись закрыли, но монумент благодаря символичности образов сохранился. Автор проекта австрийский архитектор Эдуард Руш оказался в Самарканде вместе со многими пленными во время Первой мировой войны. Для России война закончилась революцией, и перед отъездом на родину Эдуард Руш получил социальный заказ на памятник Свободы, идея которого полностью совпала с настроением плененного австрийца. Наверное поэтому монумент получился великолепный и с тех пор украшает старую площадь.  

В глубине старого жилого массива все улицы и дома сохранились полностью. Дореволюционный план Самарканда почти совпадает с нынешними туристическими картами. Вдоль улиц сплошь одно, реже двух этажные постройки из сырца и обожженного желтого туркестанского кирпича. Выпуск кирпича организовали специально для строительства русских поселений. Местные жители кирпич не обжигали. Сначала мастеров присылали из России, потом обучили здешних. Дома украшены карнизами, пилястрами. Здания из сырцового кирпича обычно штукатурили и окрашивали, сочетая светло голубые, розовые, зеленые или желтые цвета с неизменным белым. Жженый кирпич шлифовали. Сохранились ажурные изящные решетки, ворота и калитки, опоры для козырьков над парадными входами в здания. Многие здания хорошо отреставрированы, причем сохранен прежний стиль и, если не обращать внимания на современные рекламы, электрические фонари и асфальт на дорогах, можно почувствовать себя в 19 веке. Только иногда вызывает улыбку раскрашивание одного здания в разные цвета. Очевидно, два хозяина одного дома имеют разные вкусы и желают четко разделить свои владения.

Возраст здания мы определяли по толщине стен. По нормам строительства того времени толщина стен не могла быть менее 70 - 90 см. Высокие потолки и толстые стены спасали наших прадедов от непривычной жары. В домах состоятельных граждан настилались деревянные полы, обычно не крашенные, но чаще пол выкладывали квадратными обожженными кирпичами, а швы заливали алебастром. Иногда применяли китайский способ: предварительно кирпичи опускали в кипящее растительное масло, чтобы не впитывали воду при уборке помещения. Дома отапливали печами голландского типа.

В конце Абрамовского бульвара находим еще один памятник архитектуры, бывшее здание Штаба войск Самаркандской области. Главный фасад после реставрации охраняют золотые львы, устремив взоры на мелькающие мимо автомобили.

Где-то дальше должен быть военный госпиталь, в котором 25 лет служил смотрителем второй наш прадед, И.П. Шутихин. Жили Шутихины в казенном доме при госпитале, хотелось бы побывать и там. Но уже не успеть. Мал европейский квартал Самарканда, а за несколько часов не посетить всех памятных мест. Я вновь оставляю на "потом" поиск дома на Ташкентской улице, где жили в первые самаркандские годы Мединские. Найду ли когда-нибудь тот дом и сад, у калитки которого в последний раз поцеловала своих детей Наталия Адольфовна, провожая учиться в Оренбург?

Не дошли мы и до дома купца первой гильдии Дмитрия Львовича Филатова, в котором находится самаркандский Музей виноделия. Выбор места для такого музея, несомненно, правильный. Филатов первым начал производство вина из местных сортов винограда еще в 1868 году. Сразу после занятия русскими Самарканда, Д.Л. Филатов занялся разведением виноградников на 60 га земли и весьма преуспел в деле.

Близится вечер, пора двигаться к вокзалу. Однако по дороге мы успеваем ненадолго зайти в Краеведческий музей, занимающий дом другого знаменитого самаркандского купца Калонтарова, чтобы познакомиться с внутренней отделкой здания, интересной своеобразным сочетанием восточного и европейского стилей. Дом строил архитектор Нелле в 1911-1916 годах, перед революцией.

Здание перешло к государству, но Калонтаров, рассказали нам работницы музея, не уехал из города и дожил век в дворовой пристройке своего дома. В 1960-70 годах в нем образовали Музей истории культуры и искусства. Изразцовые керамические печи, выполненные германскими мастерами, ажурные лестницы из металла, ведущие на второй этаж и европейская мебель выглядят необычно на фоне стен и потолков отделанных в традициях местных мастеров. Стены комнат, обитые тесненным картоном, и деревянные резные потолки расписаны масляной краской.

В большой гостиной высокие колонны, полукруглые арки, а стены покрыты разноцветными панно и резьбой по ганчу работы местных мастеров. Сохранилась богатая хрустальная люстра. В конце зала расположен альков, - характерный для бухарского дома шах-нишин. Отделка помещения очень напоминает зал для приемов в доме дипломата Половцева и восточную комнату во дворце Великого князя Романова в Ташкенте.

Надвигаются сумерки, становится холодно. Пришло время заканчивать наше свидание с прошлым. Возвращаемся на вокзал, где нас уже ждет "Регистан". Он вернет нас в настоящее, но мы долго будем вспоминать европейский квартал Самарканда и размышлять над судьбами первых русских поселенцев Туркестана и их потомков.

До новых встреч, Самарканд!

 

http://e-samarkand.narod.ru

http://www.e-samarkand.narod.ru/vavilova.htm

Вавилова Татьяна Александровна – закончила ТашМИ, работала в САМПИ, живёт в Ташкенте.

Страничка  в  Facebook  https://www.facebook.com/tatyana.vavilova?ref=pymk&fref=pymk

 

 

 

Серия сообщений "Ташкентские династии":
Часть 1 - Власовы. Часть 1
Часть 2 - Власовы. Часть 2
Часть 3 - Мединский Виктор Юлианович и его потомки. Часть 1
Часть 4 - Мединский Виктор Юлианович и его потомки. Часть 2
Часть 5 - Мединсий В. Ю. и его потомки. Часть 3. ШУТИХИНЫ И ВАВИЛОВЫ. Пенская-Мединская А.К.
Часть 6 - Шевердины
Часть 7 - НЕХОРОШЕВЫ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку