-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vadik15

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) ТашКенТ-открыт_для_всех про_искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 350


Развитие скорой и экстренной медицинской помощи в Узбекистане

Суббота, 30 Июля 2011 г. 09:04 + в цитатник

В  Ташкенте первая карета скорой помощи появилась в 1918 году. Пункт скорой помощи был организован на Мариинской улице в доме № 2. Тогда он имел в своем распоряжении 12 лошадей, из которых 10 были от секции здравоохранения по борьбе с голодом. В 1922 г впервые в г. Ташкенте появился санитарный автомобиль.

В 1926 г. функционирующий при больнице неотложной помощи пункт вырос в самостоятельную станцию скорой медицинской помощи.

В организации неотложной помощи в республике большую роль сыграли станции скорой помощи, санитарной авиации.

Станций скорой помощи, как одна из форм быстрого оказания помощи больным, до революции на территории нынешнего Узбекистана не было.

Вначале станции скорой помощи были укомплектованы главным образом фельдшерами, фельдшерско-акушерскими бригадами, а иногда только медицинскими сестрами. Но с увеличением числа врачей в городах и селах республики станции скорой помощи стали укомплектовываться врачами, а средний медицинский персонал стал осуществлять санитарную транспортировку. Оснащение станций скорой помощи вначале было скудным: санитарная сумка с крайне необходимыми медикаментами и перевязочным материалом. К больным приходилось добираться пешком, и лишь на дальние расстояния предоставлялась лошадь, осел или верблюд.

В  1924 году появился экипаж с двумя лошадьми, в котором больных можно было перевозить в сидячем или полусидячем положении. Позднее станции скорой медицинской помощи стали оснащаться транспортными шинами, носилками, выделили санитарный транспорт: санитарные рессорные коляски, санитарные автомашины  «Оппель».

В 1922 году в целях широкого распространения Службы Скорой помощи (повсеместно), в том числе в Ташкентский  Облздрав поступила копия приказа за подписью Наркомздрава Гельфгота. Вот что говорилось в оригинале приказа о скорой помощи:

«Скорая медицинская помощь представляет из себя организацию, имеющую цель, оказывать медицинскую помощь гражданам в экстренных, неотложных случаях, как тошнота, обморочное состояние, отсутствие сознания, кома, судороги, непрекращающаяся одышка, сердечная слабость, затруднение глотания, неукротимая рвота и понос, запор, при котором бессильны слабительные, кровотечения, различные отравления, ранние роды, ранения, переломы, ожоги и прочее.

Для оказания такого рода помощи медперсоналу должны предъявляться следующие требования:

А) уменье быстро ориентироваться;

Б) тщательная продуманность в каждом отдельном случае;

В) самообладание и уверенность в своих силах.

Скорая помощь должна оказываться по преимуществу врачами, в более легких случаях прочим медперсоналом, для чего при пунктах скорой помощи должны быть устроены дежурства медперсонала, а сам пункт, соединенный телефонной сетью с лечзаведениями и органами милиции, должен быть снабжен в достаточной мере необходимыми медикаментами, инструментарием с небольшой отдельной комнатой (типа операционной) для всякого рода срочных медицинских манипуляций, а также достаточным количеством перевязочных средств для выезда по вызовам.

Для усиления крайне слабо развитой в настоящее время сети пунктов скорой помощи в Туркреспублике:

Во всех городах Туркреспублики организовать пункты скорой помощи и следить за достаточным количеством медикаментов, инструментария и перевязочных средств. Число пунктов подачи скорой помощи должно быть увеличено до максимума и распределение их должно производиться главным образом по рабочим и беднейшим кварталам населенных мест, близ различного рода фабрик, заводов и предприятий, где трудящиеся подвергают свою жизнь наибольшей опасности.

Принципы советской медицины бесплатность и общедоступность должны быть сохранены и здесь, особенно для беднейшего трудящегося класса населения, для безработных, для застрахованных и служащих в государственных учреждениях, бездомных и инвалидов, красноармейских семей, учащихся, детей, лиц принадлежащих к Союзу коммунистов, молодежи, для лиц не занимающихся никаким продуктивным трудом должна быть установлена особая такса для оплаты за оказание первой медицинской помощи и за доставление больного в больницу или для перевозки из одного леч.заведения в другое.

Содержание пунктов Скорой помощи должно быть отнесено соответственно за счет страховых сумм.

Для обеспечения населению перевозки больных в лечзаведения рекомендуется организовать при скорой помощи на хозяйственный расчет перевозочный транспорт».

Ввиду недостаточности городского коечного аппарата, в силу чего бывали случаи отказа в приеме больных для стационарного лечения, а также с целью приблизить медпомощь к населению в 1924 году была учреждена мед.страховка и помощь на дому для застрахованных, в составе 2-х врачей, одного для нового города и одного для старого города (для последнего приглашен врач в совершенстве владеющий местным языком) и одного лекпома для выполнения разного рода технических манипуляций (банки, уколы и т.п). Первые два месяца, несмотря на многочисленные объявления, разосланные и расклеенные на всех видных местах, работа врачей для оказания помощи на дому не дала хороших цифр, но зато в дальнейшем этот институт блестяще оправдал свою жизнедеятельность.

Кроме амбулаторной и стационарной помощи застрахованные больные пользовались наравне с прочими гражданами услугами «Скорой помощи».

До начала Великой Отечественной Войны все города, поселки и 85% районов сельской местности уже имели санитарный транспорт, оснащенный всем необходимым для обеспечения больных квалифицированной медицинской помощью и быстрой санитарной эвакуации их в лечебные учреждения.

В 1934 году по решению правительства в Ташкенте при Институте неотложной помощи была организована первая в Средней Азии Центральная санитарно-авиационная станция, которая располагала двумя самолетами типа У-2 с носилками С-1 и одним самолетом типа П-5 (С-2). Кадры состояли из инспектора санитарной авиации, двух пилотов, двух профессоров, двух врачей и одного лекпома.

Исторически первый вылет санитарного самолета из Ташкента состоялся в августе 1934 года в совхоз “Далверзин” Бегаватского района. Пилот Кришталь и врач Гусев доставили в Ташкент больного брюшным тифом. Доктор Маркович описывает несколько случаев переброски в 1924-1925 гг. медикаментов и врачебного персонала в Хорезм, эвакуацию из кишлака Хаджи-Милк в Термез тяжело раненного командира. Профессор А.Ф. Кейзер сообщает о перевозке самолетом раненного из Куляба в Каганский военный госпиталь. Доктор Векслер перевозил раненного на самолете из Гарма в Сталинабад.

В 1938 году была организована республиканская станция санитарной авиации Наркомздрава Узбекистана с отдельным бюджетом, штатом и санитарным автотранспортом. Первыми организаторами дела санитарной авиации были проф. А.Н. Козырев (бывший директор института скорой помощи в Ташкенте) и заслуженный врач Узбекистана А.П. Киваев - заведующий республиканской станцией санитарной авиации.

В связи с ВОВ санитарный транспорт был мобилизован для нужд фронта, а оставшиеся значительно изношенные автомашины вышли в течение военных лет из строя. Больные и раненные  перевозились  на пассажирских самолетах.

Начиная с 1948 года станции скорой помощи стали укомплектовываться новыми санитарными автомобилями марки “Москвич”, “Победа”, “ЗИМ”. Это, безусловно, улучшило качество оказываемой медицинской помощи и в первую очередь хирургическую неотложную помощь.

Сразу же после окончания войны была реанимирована  и санитарная авиация.

Серия сообщений "Состояние медицины Ташкента":
Не навреди
Часть 1 - Медицина в Ташкенте в первые годы
Часть 2 - Весь Ташкент-1904
Часть 3 - Развитие скорой и экстренной медицинской помощи в Узбекистане
Часть 4 - Лечебные заведения Ташкента в 1925 году

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку