-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vadik12

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

генеалогия. история россии. история узбекистана. ж

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 297


Декабристы в Сибири

Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 10:34 + в цитатник

Декабристы - вспомним

Создавая этот дневник на ЛиРУ, посвящённый нашим предкам, и учитывая, что большинство из них жило до революции 1917 года в Сибири, захотелось обозреть и места – города и сёла -  где МЫ проживали. Оказалось, что и города, и сёла в начале 19 века были тёмными, убогими поселениями (иначе не назовёшь) с почти поголовно неграмотным, серым населением. И те из них, кому посчастливилось стать пристанищем декабристов, расцвели прямо на глазах, окультурились и облагородились. И всё это удалось сделать буквально нескольким человекам – на поселение декабристы определялись очень небольшими группами.

Тут же выяснилось, как мало мы знаем о декабристах – только сведения из школьных учебников, полузабытые и смутные. Поэтому мы   решили  здесь напомнить (и самим себе, и, возможно, тем читателям нашего дневника, кто забыл, но очень хочет вспомнить: кто такие декабристы, почему «декабристы»,  чего  хотели, что получилось, как расплачивались, как жили и чем занимались в местах наказания, все ли вернулись  домой, в центральную Россию.   А, главное, зачем люди, у которых было всё,  хотели ещё чего-то;  как, в  одночасье превратившись  из блестящих офицеров в каторжан, перенесли  это.

Собственно история  «декабризма» освещается на десятках (сотнях)  разнообразных сайтов – профессиональных, учебных, исторических, любительских доброжелательных,  даже любительских  злобно-насмешливых.  Здесь мы собрали сведения, которые нам кажутся наиболее беспристрастными и интересными. Особое внимание хочется уделить жизни декабристов в местах проживания наших предков – в Тобольской губернии (в частности, в Ялуторовске), в Томской губернии и в некоторых других местах.

Также очень интересно, как вчерашние офицеры пережили каторгу и приобщились к мирному простому труду.

 Напоминаем немного историю декабризма и декабристов.

В двух словах она выглядит так: отвоевали войну с Наполеоном, победили, после заграничного похода 1813-1814 гг. прониклись либеральными идеями,  заскучали, образовали сначала безобидное общество  Союз спасения,  главной его целью содействие правительству в проведении реформ и искоренение социальных пороков – крепостного права, косности и невежества народа, несправедливого суда, повсеместного лихоимства и казнокрадства, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилья иностранцев (как ни прискорбно, но большинство этих пороков не искоренены до сих пор). Тайной же целью являлось введение в России представительного правления. Не сошлись во взглядах на цареубийство (предложил И.Д.Якушкин) – отвергли это предложение и распустили общество.

В 1818 году образовали Союз благоденствия, рассчитывая на поддержку общественного мнения. Прокламируемой целью Союза благоденствия  было нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в его благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз» развернул активную деятельность по распространению либеральных и гуманистических идей, в частности через сеть литературно-просветительских обществ («Зеленая лампа», «Вольное общество любителей Российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и др.). Тайная цель, известная только членам Коренной управы, заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. Союз также был распущен в результате резких противоречий.

Прекрасные материалы на эту тему: энциклопедия  Кругосвет (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DEKABRISTI.html).

Также очень интересный материал в Альманахе Хронос, приведём эту статью:

И вышли на площадь...

И вышли на площадь/1321165695_I_vuyshli_na_ploschad_ (610x330, 27Kb)

"Я ни разу не взроптал во все время моего заключения,
и за то Дух Святый давно утешил меня! Подивись мой друг:
в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей
малюткой, я нахожусь в таком утешительном спокойствии,
что не могу выразить тебе. О мой друг, спасительно быть
христианином!.. Благодарю моего Создателя, что Он
меня просветил, и что я умираю во Христе..."

Кондратий Рылеев
Фрагмент последнего письма к жене
из Петропавловской крепости, ожидая казни.

С того исторического момента "выйти на площадь" стало вожделенным романтическим стремлением, прикрывающим кровь, часто кровь невинных и непричастных. Так было и в тот раз, 176 лет назад, 26 декабря 1825 года (14 декабря по юлианскому календарю). В истории нашей страны произошло событие, которое стало поворотным, определяющим основной вектор ее развития на полтораста лет вперед. Что мы можем сказать в двух словах о нем сегодня, в первые годы века XXI? Что вообще можно сказать после определения Лениным всего совершенного на Сенатской площади как начала дворянского этапа революционного движения? Можно только согласиться… или не согласиться. Хотя последнее сложнее, так как тома историографии по этому вопросу … давят своим весом не только на историка с местом на кафедре, не только на добросовестного исследователя, уважающего мнения предшественников, но и на миллионы граждан, прошедших советскую школу. Если это было не революционное движение, то что же? Если не пламенная страсть освободить народ от ига крепостничества, то что?!

Уж пора, казалось бы, привыкнуть к тому, что отечественная история (не только отечественная, но это не утешает) представлена чередой исторических мифов. Но как-то не привыкаешь. Жажда истины оказывается сильнее, чем тома исследований и прессинг ученых степеней. Давайте и в этом вопросе последуем методу "de omnibus dubitandum" Рене Декарта: "Для раскрытия истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение" (Рене Декарт. Начала философии).

Ключом к проблеме нам послужит выяснение мотива, который двигал мятежниками.

Не имея возможность представить в развернутом виде все размышления по теме (тут нужны тома и тома), ограничусь беглым обзором, отдельными тезисами, вопросами, параллелями и ассоциациями.

Как известно (однако, какая это опасная фраза - "как известно"), события 14 декабря 1825 года стали неожиданными для самих их участников. Внезапная смерть Александра I вынудила форсировать переворот. На самом деле заговорщики готовили основное восстание к 1840 году. Этот факт будет смотреться особенно рельефно, если вспомнить, что по всей Европе в 1848 году прокатилась серия революций. Совпадение осознанных сроков для ближайшей революционной акции в России с практически начавшимися революционными событиями в Европе интересно сопоставить с тем немаловажным обстоятельством, что основная часть российских заговорщиков с идеями преобразования родины вернулась из Франции (там ближайшая революция произошла раньше общеевропейских - уже в июле 1830 года), где они длительное время не столько воевали, сколько жили с расквартированными там войсками. Идейный контакт части правящей дворянской знати России с Западом вылился в заразный зуд преобразования мира.

В советских учебниках истории, на которых выросли ныне живущие поколения, писали, что декабристы "задумались о положении народа". Но задумались они, надо добавить, весьма специфическим образом: перенося на русского мужика то ли образ раба из древнего Рима, то ли негра с хлопковой плантации из южных американских штатов. Перенос этот состоялся тем легче, что истинного состояния своих собственных мужиков декабристы не знали. Вспомним хотя бы эпизод с одним из вождей декабристов, Никитой Муравьевым. В 1812 году он без спросу родителей отправился на войну. Попросив есть в одной из подмосковных деревень, он заплатил золотой за кусок хлеба и кружку молока, явно показав этим, что не знает цены русским деньгам. Крестьяне приняли его за французского шпиона, арестовали и представили по начальству. Характерный пример заботы о положении мужика, о положении, которое неизвестно радетелю.

Возможно, какой-нибудь мой добросовестный оппонент заметит, что Никите в ту пору было лишь 17 лет, и ему простительно не знать цены денег. Однако он и в более зрелые годы не представлял себе чаяний русского мужика, за которого радел. А для мужика земля была важнее крепостной неволи. Вольным и при том безземельным российский крестьянин себя представить не мог и не желал таковым становиться. Муравьев же прописал в своей "Конституции", что крепостные освобождаются без земли, оставляя за собой лишь огород. "Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими". Положение этой "Конституции" предполагало одномоментной акцией превратить многомиллионный преимущественно крестьянский народ российский в батраков, работающих по найму. Желали ли подобного преобразования помещики? - Этот вопрос в рассматриваемом аспекте менее всего интересен. Хотели ли этого крепостные крестьяне? И я имею в виду не тоненький слой холопов, дворни, развращенной жизнью в усадьбе при барине и уж тем более не тех крепостных, что жили в барском столичном доме. Речь идет об основной массе населения, о миллионах пахарей, "поселян", как их называли дворянские бунтари. Мужики ни коим образом такого желания не выказывали. Воплоти декабристы в жизнь "Конституция"  Муравьева, то крестьяне перестали бы быть не только крепостными, но и крестьянами.

Не желая застревать на разборе документа, называемого "Конституцией Муравьева", хочу все-таки в двух словах коснуться вопроса государственного строя. Автор этого основного закона берется регламентировать устройство всего и вся, включая введение судов присяжных по гражданским делам, превышающим 25 рублей серебром (мы сегодня-то не в состоянии ввести хотя бы в каждом субъекте федерации по одному такому суду). Несколькими пунктами выше уровняв всех русских в правах, Никита Муравьев должен был бы на следующий же день после переворота столкнуться с проблемой абсолютно не разрешимой. Много позже, в шестидесятые годы XIX века Александр II имел эту проблему, хотя и подготовился к реформе капитальным образом. Дело в том, что подавляющее большинство населения страны жило общинами. Никаких чиновников, полиции и судов для урегулирования всех споров внутри общин не существовало. Не было того государственного аппарата, который бы мог практически осуществить управление и суд. Всего этого декабристы также не ведали.

Спрашивается, почему бы им сначала не заняться изучением реального состояния страны, в которой они задумали совершить революцию? Складывается впечатление потому, что эта страна их вообще не интересовала как таковая. Все основные положения "Конституции Муравьева", "Русской правды" Пестеля, "Манифеста" Трубецкого представляли из себя выжимки из аналогичных западных документов, как уже реализованных в Европе (основной закон революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанская конституция 1812 года), так, вероятно, и планируемых к осуществлению в ходе предстоящих революций (1848 года). В территориально-государственном устройстве Никита Муравьев просто-таки копировал Соединенные Штаты, разделив Россию на штаты ("державы").

Левое крыло российской правящей знати, наиболее активная часть которой получила наименования "декабристы", после своего пребывания в Европе загорелось желанием соединиться с тамошним обществом, слиться с формирующимися западными элитами (задача генетически близкая к той, реализацией которой озабочена современная знать, уже не дворянская и не номенклатурная). Возжелав интеграции с европейским Светом, столь понравившимся русскому дворянину, декабристы вынуждены были начать приводить и все российское общество в соответствие с западным "стандартом": представительные органы, исполнительную власть, судопроизводство и юридический статус основной массы населения. Различия в преобладающих хозяйственных формах, в особенностях социальной структуры и в этнических стереотипах поведения в учет не принимались. Все-таки выразителями воли народной декабристы не были. Мотив их был, если не своекорыстным, то эгоистичным.

Существующий до сих пор образ "дворянских революционеров" сложился, можно сказать, преимущественно из-за политической конъюнктуры. Советская историография не могла никак иначе освещать этот вопрос, как только "по-ленински". И революционеры всех мастей еще до революции 1917 года уделяли повышенное и однобокое внимание декабристам, так как те придавали текущему революционному движению легитимность. Кем были бы подпольщики без декабристов? - бунтовщиками, пугачевцами. Кем они стали в контексте выхода на площадь группы офицеров? - Продолжателями дела, начатого людьми чести, пламенными борцами за освобождение от тирании. Но, конечно, не только внешние обстоятельства "сделали" их героями.

События на Сенатской площади привлекли к себе повышенное внимание в историческом аспекте (а не только в рамках сиюминутной борьбы за власть) еще и потому, что развивались драматически. И дело не только в женах декабристов, и не в личностях с распалившимся воображением, вроде Александра Якубовича, придумавшего в своей голове кавказское тайное общество, не существовавшее на практике. Хотя и экзальтированные жены, и неуравновешенные молодые люди создали определенный героический ореол вокруг участников выступления. И все-таки драма состоялась уже безо всех перечисленных усиливших ее звучание факторов. Давайте еще раз взглянем, по возможности беспристрастно, на то, что, собственно говоря, произошло 14 (26) декабря 1825 года.

Смерть Александра I означала автоматический переход высшей власти в стране к Николаю Павловичу. Великий князь Константин Павлович, находившийся в Польше, формально отказался от престола и фактически не выражал претензий на императорский титул, что было известно узкому кругу посвященных и отражено документально в трех экземплярах. Однако в решающий момент перехода власти, в общем-то, формального к Николаю, явилось новое обстоятельство: интересы высшего генералитета и в первую голову графа Михаила Андреевича Милорадовича, бывшего петербургским генерал-губернатором и имевшем в подчинении 60.000 штыков. Военное крыло правящего дворянского сословия, а именно, высшие армейские чины (Милорадович, Потапов, Воинов, Нейгардт) создали патовую ситуацию, которой не преминули воспользоваться члены тайного общества, также принадлежащие к высшему общественному слою, но отдаленные от властных структур. Милорадович принудил Николая Павловича присягнуть Великому князю Константину Павловичу, который не имел намерения брать власть. Это было, по выражению А.Е. Преснякова, "параличное состояние" власти. Граф Милорадович своими действиями практически подошел к тому рубежу (один Великий князь отстранен от власти, другой сам устранился), за которым впору вводить предусмотренное заговорщиками "временное верховное правление" (см. "Русскую Правду"  П. И. Пестеля). На практике Милорадович, - боевой генерал, патриот, любимец солдат, - оказался большим "декабристом", чем члены всех тайных обществ вместе взятые. А его гибель на Сенатской площади от выстрела Каховского была для него, пожалуй, наилучшим выходом из того тупика, в который он себя загнал.

После гибели Милорадовича и, может быть, ценой его гибели (выстрелы заговорщиков снимали моральную ответственность с верных императору войск, давали веский довод для применения против них величайшего изобретения Наполеона I, - картечного артиллерийского огня на улицах города), восстание было подавлено. Кризис власти разрешился, причем, более благополучно для власти, чем предыдущие, в 1762-ом и в 1801-ом годах. Изолированная от народа группа офицеров не смогла существенно повлиять на государственный строй. Исходя из этого неудачного опыта, последующие преобразователи России взялись за разъяснение народу всех благ проистекающих из высвобождения от крепостного состояния. Будущие революционеры, - по мировоззрению преимущественно западники, - поняли из событий декабря 1825 года, по крайней мере, одно: для приведения России к западному стандарту нужно сначала подготовить население, дремучее, по их представлениям, не доросшее до понимания всей прелести европейских благ.

Мы привыкли к некоторым мифическим историческим схемам, которые верны лишь отчасти. Принято считать, что своего максимума крепостничество достигло в правление Екатерины II. Вместе с тем интересно отметить, что именно при Екатерине II в ранг государственной политики была поставлена задача "сохранения народности". Рассматривая события 1825 года на фоне всей российской истории, при этом рискуя услышать упреки в том, что я уподобляюсь М.Н. Покровскому ("История - это политика, опрокинутая в прошлое"), тем не менее, отмечу: сегодня, в первые годы XXI века нынешние преобразователи страны убедились в невозможности такого разъяснения русскому народу привлекательность западных благ, полностью отказались от "хождения в народ" и теперь готовы позволить населению сократиться естественным путем, рассосаться по соседним территориям, прекратить воспроизводство. Похоже, что современные наши властители, все так же стремящиеся в западном направлении, задачи "сохранения народности" более не ставят. Причем, не правление Павла I и не царствование Александра I, а именно 14 декабря 1825 года стало отправной точкой, с которой начали меняться приоритеты радикальной части правящей знати. Обращенная к подвластному народу проповедь свободы обернулась пресечением заботы о его выживании.

В событиях на Сенатской площади вообще много символического. Это и гибель виновника бунта, создавшего условия для его начала. Это и раздельное существование на площади изолированной группы военных и простого народа. В толпе "черни", что собралась возле мятежных войск, также угадывается нечто знаковое. Там были, видимо, и разночинцы, и "пролетарии", - носители эстафетной палочки революции. И им в тот день досталось картечи. Их малая кровь символизировала будущую большую кровь грядущих революционных бурь. Их детей история ничему не научила. А чему она научит нас?

И еще существенное: от кого из последовавших революционеров остались письма, подобные рылеевскому, фрагментом которого я предвосхитил статью?

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Один из авторов домена «ХРОНОС». В 1984 году окончил исторический факультет МГУ. Десять лет преподавал историю и обществоведческие дисциплины в школе и техникуме. До МГУ еще отслужил два года в армии. В "Перестройку" депутатствовал вплоть до роспуска Советов Ельциным в 1993 году. Участвовал в работе нескольких интернет-проектов, о чем вам поведает любой "поисковик".

Замысел ХРОНОСа вынашивал аж с юношеских лет (еще до истфака).

Опубликовано в журнале "Религия в России" http://religion.russ.ru/history/20011224-rumyantsev.html

Как видим,  было создано ещё несколько структур, а 14 декабря 1825 года, в межцарствие умершего Александра 1 и его младшего брата Николая 1, состоялось выступление, которое было подавлено с большими жертвами; в определении числа жертв  имеются разногласия, но было выпущено 4 картечных залпа, в каждом по 100 поражающих элементов.

Собственно про восстание дополнительно можно порекомендовать работу Николая Троицкого (http://scepsis.ru/library/id_1444.html); научно-просветительный жулнал Скепсис (http://scepsis.ru/library/id_1444.html).

 

На каторге

В Забайкалье на каторгу отправлены дворяне, осужденные по 1—7-му разрядам, а также несколько солдат-декабристов. Места каторги декабристов: Благодатский рудник, Горный Зерентуй, Чита, Петровский Завод, Култума, Нов. Зерентуй, Нерчинский Завод, Акатуй. С 25.10.1826 по 20.09.1827 группа осужденных по 1-му разряду декабристов: А.И. Борисов, П.И. Борисов, С.Г. Волконский, В.Л. Давыдов, А.З.Муравьев, Е.П.Оболенский, С.П.Трубецкой, А.И.Якубович отбывали каторжные работы в Благодатском руднике (Благодатка).

В самом Нерчинском Заводе располагалась пересыльная тюрьма, где сортировались партии каторжан и затем отправлялись в каторжные тюрьмы – Кадаинскую, Кутомарскую, Мальцевскую, Акатуйскую и другие.

С 1704 Нерчинский (первоначально – Аргунский) сереброплавильный завод начал регулярно давать серебро. Это было первое серебро России. Там же получено и первое российское золото. Так получилось, что первые восемь веков (9 - 17 вв.) Русское государство собственным благородным металлом не обладало. И только после присоединения к России Забайкалья открылся доступ к «благородным» рудам.

Благодатка, Б л а г о д а т с к, Б л а г о д а т с к о е, с. на юге Нерчинско-Заводского района. Бывшее поселение, ныне в составе с. Горный Зерентуй, расположено в 21 км от с. Нерчинский Завод. Образовано в 1745 в связи с открытием Благодатского месторождения серебросвинцовых руд у г. Благодатской, давшей назв. селу. В 1800 в Благодатке  родился Ф.И. Бальдауф (Бальдауф  Федор Иванович (8.3.1800, рудник Благодатский Нерчинско-Заводского горного окр. — 21.3.1839, Екатеринбург), русский  поэт, горный инженер, исследователь).

Благодатский рудник - каторжный «медвежий угол» - России известен как самое гиблое место.

В 1826—27 на каторжных работах в руднике находилась первая партия ссыльных декабристов: С.Г. Волконский, В.Л. Давыдов, A.З. Муравьев, А.И. Якубович, Е.П. Оболенский, А.И.Борисов, П.И.Борисов, с 1827 жены декабристов М.Н.Волконская и Е.И.Трубецкая.

В советское время Благодатский рудник входил в состав Нерчинского полиметаллического комбината им. 50-летия СССР, прекратившего деятельность в 1993. году. Благодатская — памятник истории и культуры — достопримечательное место (Постановление СМ РСФСР № 495 от 7.9.1976). На руднике была установлена мемориальная доска в честь декабристов, отбывавших каторгу.

Горный Зерентуй - посёлок городского типа в Нерчинско-Заводском районе Читинской области. Основан в 1732 году с открытием Старо-Зерентуйского серебросвинцового месторождения. Село Горный Зерентуй вошло известно своей тюрьмой, где в прошлые времена произошёл Зерентуйский заговор, который возглавил декабрист Иван Сухинов

Первоначально проживали горнорабочие, имелись некоторые производственные постройки. С 1739 года руда поставлялась на Нерчинский сереброплавильный завод. В 3 км от поселка работал Благодатский рудник.

8.3.1828 ротные командиры Черниговского полка В.Н.Соловьев, И.И.Сухинов и А.Е.Мозалевский отправлены по этапу в Горный Зерентуй. После раскрытия заговора Сухинова В. Н. Соловьев с дек. 1828 по февр. 1829 содержался в Култуминском руднике (золотой прииск на границе с Китаем по реке Аргунь).

Позднее, в 1843, при Култуминской дистанции значился А.Н.Луцкий, унтер-офицер, участник восстания в Петербурге. С янв. 1827 по авг. 1830 85 декабристов находились во временной тюрьме в Читинском остроге. Во время пребывания в Чите для 12 из них, осужденных по 6-му и 7-му разрядам, окончился срок каторги; они отправлены на поселение. В 1828 из Читы в Петропавловскую крепость отправлен А.О.Корнилович. Постоянная тюрьма для декабристов была построена в 1830 в Петровском Заводе. В 1830 — 71 декабрист  переведён из Читы в Петровский Завод, где оставались до 1839 года. Они шли двумя отрядами, проделали путь в 600 верст пешком с 7 авг. по 22 сент.

Населённый пункт был основан в 1789 году и был назван императрицей Екатериной II Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра. В 1926 году село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.

Петровский железоделательный и чугунолитейный завод был основан купцом Бутыгиным и кузнецом Шелоховым. Решение о его строительстве принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. Весной 1789 года прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных. 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения. Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков. На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья. С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из Балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова.

На Петровском заводе трудились служащие, работный люд и ссыльные разных категорий. Основной деятельностью местных жителей была также добыча железной руды, залежи которой находились в данной местности. Руда добывалась закрытым (шахтным) методом.

Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны декабристов, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.

Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земельные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу; зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.

Первые годы декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями, обучали ремёслам друг друга, а также детей местных жителей.

Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам-солдатам.

Петровские узники организовали в каземате школу по обучению заводских детей грамоте, а их жёны обучали местных жительниц рукоделию, музыке.

Во время тюремного заключения декабристов в Петровском Заводе на триста изб было двадцать пять кабаков.
И.И. Горбачевский, оставшись на поселении в Петровском Заводе (ныне Петровск-Забайкальский), выкупил избу и создал первую общественную библиотеку из книг декабристов.

В 1831 году декабристы начинают покидать Петровский Завод, выходя на поселение. Первыми оставили каземат декабристы М. К. Кюхельбекер и Н. П. Репин. Последний узник В. Н. Соловьёв выехал в 1840 году. В 1866 году Петровская тюрьма сгорела. Лишь фрагмент частокола, окружавшего каземат, сохранился до наших дней. Он перенесён на территорию Музея декабристов.

С 10.3.1829 в Петровском Заводе отбывали каторгу солдаты-декабристы Ф. Трофимов, П. Долговязов, Д. Соловьев, Т. Федотов, М.В.Шутов.

Согласно предписанию коменданта Нерчинских рудников С. Р.Лепарского от 13.6.1830, чтобы не допустить встречи с декабристами-офицерами, они (за исключением последнего) переведены в Нерчинский Завод, где и оставлены на поселение. В том же году в Нерчинский Завод доставлен солдат-декабрист С. Рытов.

[more]

Нерчинский завод расположен в 658 км к востоку-юго-востоку от Читы. В 1704 на р. Алтача на базе месторождения серебросвинцовых руд и более раннего русского поселения пущен в работу Аргунский сереброплавильный завод, где получено первое серебро и золото России (завод закрыт в 1853 в связи с выработкой руды). Современное назв. поселение получило в 1763–75. В 1787–1917 завод принадлежал Кабинету ЕИВ. В 1760-е Нерчинский Завод – центр горно-рудной промышленности Забайкалья, сосредоточивший все административные учреждения по управлению заводами и рудниками Забайкалья. В 17-18 вв. создана первая в Забайкалье пробирная лаборатория,  первая Нерчинско-Заводская школа, метеорологическая станция, чертежная мастерская, где подготовлена первая в мире геологическая карта (начало 18 в.), библиотека горного округа (нач. 18 в.), Нерчинская горная аптека, Горная главная средняя школа, суконная фабрика, Нерчинское горное училище, Нерчинский горный госпиталь

[/more],

В Новозерентуйском руднике Нерчинской каторги в 1830 находился А. Н. Луцкий. В 1841 вновь арестован в Урике и заключен в Акатуйскую тюрьму М.С.Лунин.

Декабристы содержались в тюрьме в оковах, лишались права переписки, выполняли каторжную работу. В Благодатском руднике и Горном Зерентуе каторжные работы заключались в добыче серебросвинцовой руды; в Чите и Петровском Заводе — в выполнении земляных работ и работе на ручной мельнице.

Оковы сняты 1.8.1828 в Чите.

В Забайкалье прибыли жены 11-ти декабристов. В феврале 1827 в Благодатский рудник приехали Е.И.Трубецкая и М.Н. Волконская (они следовали за мужьями при переводе их из Благодатского рудника в Читу, а позже — в Петровский Завод). В Читу тогда же прибыла А.Г.Муравьева, в мае 1827 — А.В. Ентальцева, в марте 1828 Полина Гебль — невеста И.А.Анненкова (4.4.1828 они обвенчались в Михайло-Архангельской церкви), в 1828 — А.И.Давыдова, в марте 1828 — Н.Д.Фонвизина, 4.8.1827 — Е.П.Нарышкина. В авусте 1830, во время перехода декабристов  из Читы в Петровский Завод, сюда приехали М.К.Юшневская и А.В.Розен, в 1831 — Камилла Ле-Дантю, невеста В.П.Ивашева (16 сентября состоялось их венчание в Петропавловской церкви).

На каторге декабристы, несмотря на запрет, находили возможность заниматься переводами, литературным и художественным творчеством, изучением языков, музыки, исследованием природы.

В эти годы действовала «каторжная академия», дети жителей Петровского Завода обучались в «казематской школе» и в «казематских мастерских».

Н.А. Бестужев и др. декабристы создали серии портретов декабристов и их жен, видов Читы и Петровского Завода. 

Н. А. Бестужев разработал новую конструкцию хронометра, П.И.Фаленберг начертил 1-й план Читинского Острога.

На поселение из Петровского Завода сначала уехали осужденные по 2—5-му разрядам. Срок каторги для осужденных по 1-му разряду окончился в 1839.

Схема Петровского завода/1321165799_Karta_Petrovskiy_zavod (384x257, 25Kb)

До 1840 на каторге в Петровском Заводе оставались Д.И. Завалишин, А. Е. Мозалевский и В.Н. Соловьев. Солдаты-декабристы пробыли там до 1849, кроме Т. Федотова, освобожденного по болезни в 1841.

А. Н. Луцкий от работ освобожден только 10.4.1850 и поселен в Нерчинске.

Как видим, события после 14 декабря 1925 года включают  арест, суд, казнь пяти наиболее вредных бунтовщиков, отправка остальных в крепости или в кандалах на каторгу в Восточную Сибирь, собственно каторжные работы, далее жизнь на поселении по всей Сибири и амнистия в 1856 году, объявленная новым царём Александром 2. 30 лучших лет жизни проведены в Сибири.

Не все декабристы дожили даже до перевода на поселение, не говоря уж об амнистии.

Про каторгу в Чите - http://encycl.chita.ru, Энциклопедия Забайкалья - декабристы (http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=474);

на Петровском заводе – статью Нины  Беломестовой и  Светлана Номоконовой, сотрудниц МУ «Музей декабристов» «Из князей да в грязи», а также на форуме Петровск-Забайкальска (http://www.petrovsk.com/forum/threads/52- Декабристы-в-Петровском-Заводе.).

Биографии всех декабристов представлены на сайте Музей декабристов (http://decemb.hobby.ru); очень подробные биографии - http://www.rulex.ru/.

Мемуары декабристов также представляют огромный интерес для любителей (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000101/index.shtml).

Ещё один симпатичный сайт о декабристах - http://www.sipank.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/.

И полная неожиданность – творение Вл.Брюханова «Мифы и правда о восстании декабристов»  (например, здесь: http://lib.rus.ec/b/199286). Автор поразил глубокими знаниями, своими аргументами и прекрасным слогом. Чётко изложена критика всего движения декабристов (сказать по правде, примерно такие же  мысли посетили и меня при повторном изучении этого явления), но уж очень безжалостно всё изложено… Но прочесть надо обязательно!

Колесница/1321165905_Kolesnica (700x382, 71Kb)

 

Карта расселения декабристов в Сибири на каторге и на поселении:

 

Превью Карта расселения Д.в Сибири (700x396, 166Kb)

Серия сообщений "Декабристы и другие ссыльные в Сибири":
Часть 1 - Декабристы в Сибири
Часть 2 - Декабристы, умершие в Сибири
Часть 3 - Декабристы - исследователи Сибири
...
Часть 13 - Каторга 3. Ещё про Петровский завод
Часть 14 - Ссылка. Иркутск 1
Часть 15 - Ссылка. Иркутск 2

Метки:  

Аноним   обратиться по имени Суббота, 02 Июня 2012 г. 13:21 (ссылка)
Какими бы "бесстрастными" не были мифы о декабристах, реальность остаётся реальностью. Они были "рыцарями из чистой стали". Простим им их незнание народной жизни. Они были людьми, имеющими "ВСЁ" и в одночасье ставшими каторжанами, потерявшими "ВСЁ" - аристократизм, немалые материальные блага, крепкое положение в высших слоях государственного строя. Сравнение с современниками,занимающими высокое положение в стране невозможно. Наши власть имущие думают только о пополнении своего материального состояния. Полнейший "пофигизм" по отношению к обыкновенному человеку, еле-еле сводящему концы с концами. История поучительна. Не надо создавать вокруг неё нимб, но поучиться у наших предков, отдавших всё СВОЁ: положение, жизнь... нужно, чтобы остать ЧЕЛОВЕКОМ.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку