-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в priest_Vyacheslav_Pushkarev

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Quotation_collection pravoslavie selo-bukrino

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2303


К вопросу о уместности применения черных облачений в дни Великого Поста.

Суббота, 19 Марта 2016 г. 11:04 + в цитатник
10419068_303266119882634_2687062237165622981_n (692x572, 67Kb)

 

Недавно обновил свои знания информацией из статьи про то, что до начала больших церковных реформ Церковь на Руси служила в Великий Пост в темно бордовых облачениях, а современные черный и фиолетовый цвета, это результат заимствования из католической практики. Надобно сказать, что раньше, зная эту информацию, я не задумывался над ней оставляя все на усмотрение Церкви, но нынче все не так, ведь сейчас ведется тихое очищение церковной практики от ненужных и вредных наслоений после петровской эпохи. И меня тут сильно загрузило на думы об этом. В конце концов, ведь не так и много есть рассуждений по этому вопросу.

Возьмем тот самый темно бордовый цвет. Что он мог символизировать в ранней Церкви? До нас дошло отношение к этому цвету, как к цвету крови пролитой мучениками за веру. Если учитывать, что венец этой седьмицы называется "Неделя торжества Православия", то вроде бы этот цвет вполне уместен, потому как вплоть до Восьмого вселенского собора, где этот праздник был провозглашен, мучеников за веру было уже бесчисленное множество. Однако же, если прислушаться к молитвословиям служб первой седьмицы, то мы понимаем, что она практически вся есть воспоминание Ветхозаветного периода и только суббота этой недели как-то посвящена Новому завету и его истории, при этом Ветхий Завет и в эту самую субботу довлеет. Поэтому стоит посмотреть на эту седьмицу по-другому.

Отношение писателей Святой Библии к Ветхозаветному периоду однозначное - все ассоциируют это время с тьмой и хождением во тьме. Но важнее всего для нас понимание этого периода Спасителем, а он Говорит о прошлом времени так: "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме."(Св. Евангелие от Иоанна 12:4).

Итак - "тьма". И на взгляд и по научному, тьма есть отсутствие света, а это открывает нам логику богословия 17 и 18 веков, где черному цвету отдали Ветхий завет, а жизнь людей в этот период назвали путешествием за звездой истинны в поисках истинного Бога - Спасителя всех: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет."(Исаия 9:2). А здесь мы уже видим, что и живые и мертвые в Ветхом Завете жили во тьме. Вот именно это понимание и положило начало перемене богослужебных цветов. Бардовый заменили на более подобающий времени Великого Поста черный цвет. Однако же, уже в середине 18 века мы видим, что совершенно черных облачений не существует. Все облачения получают цветную окантовку, а еще позднее кант становится преимущественно золотым или серебрянным. Наряду с кантом и крестами появляется золотая и серебряная художественная вышивка по черному.

И кант и вышивка тоже, по-своему богословствуют. Кант обозначает декалог Моисея - границы дозволенного провозглашенные самим Богом: "Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен." (Псалтирь 111:4). Этот "Свет" и есть "Закон", "Бог" вокруг тьмы в которой идут люди. Но Этот Свет не только вокруг. Он пронизывает тьму и открывается в любом ее месте ищущим Его. Именно это движения Света Божьего во тьме и символизирует вышивка, несколько разряжающая тьму черного цвета и подающая верным надежду. Аппофиозом же любого черного облачения, будь то одежды священнослужителей - индитии, катапитасма ли, покровцы и пр., является святой крест символизирующий источник Спасения и спасительного света просвещения - самого Бога о котором сказано в писании: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его." (Св. Евангелие от Иоанна 1:5). Народное богословие перенимая у католиков черный цвет, как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием, которое очень быстро выбросило из обихода и цветную нить, заменив ее на золотую или на крайний случай серебряную (что позволяется по бедности), которые по мысли народа достойны быть телесным символом нетварного света.

Кроме этого понимания, черный цвет еще символизирует безжизненную пустыню в которую удалился Христос перед началом своего служения, чтобы совершить сорокадневный пост. Ту самую пустыню в которой он укрепился духовно, для того чтобы выйти и открыться миру и исполнить ветхозаветное право и ветхозаветные пророчества: "..и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев." (Исаия 45:3).

Мне думается, что ввиду всего выше описанного черный цвет вполне таки и богословски и символически уместен для украшения будничных дней Великого Поста.

P/S Почему же не стоит использовать серебро и белый цвет в качестве украшений? Понятно, что на вкус и цвет товарищей мало бывает, но все-же... Ведь есть интерьер храма, росписи, иконы и все это создает определенный стиль и фон, а любое облачение с серебром или белым сразу становится более дешевым на вид и мгновенно выбивается из стиля храма, где огнями сияет позолота или охра. Например группа священников в черных облачениях с серебренным кантом и вышивкой смотрятся в современном храме, как инопланетяне. Может кому и нравится, но основное количество наблюдателей считают это не уместным в смысле стиля и восприятия.

протоиерей Вячеслав Пушкарев г. Иркутск.

Метки:  
Понравилось: 50 пользователям

Predtecha   обратиться по имени Пятница, 10 Июня 2016 г. 03:55 (ссылка)
Вам сорок девять - одного
Недостает до полувека,
Так это мелочь, оттого
Нельзя смолчать за человека,

Чей на пороге юбилей
Уже стучится в двери дома,
Тут и не хочешь, все ж налей
И выпей, даже незнакомый.

За ваш уют, семейный быт,
Удачу к вашему порогу.
И пусть никто не позабыт
На небе будет перед Богом.
Ответить С цитатой В цитатник
Православная_жизнь   обратиться по имени Пятница, 23 Февраля 2018 г. 19:12 (ссылка)
Спасибо. Очень интересно
Ответить С цитатой В цитатник
som_7   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 22:57 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2018 г. 22:13 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 27 Марта 2023 г. 19:15 (ссылка)
очень много нововведений делается, не считаю что это хорошо. Наоборот, плохо. И отношу это к молодым священникам. Ни причем службы и цвет облачения и одежд прихожан. Прежде всего для меня черный цвет - цвет траура, цвет покаяния и чтобы почтить страдания Господа за нас грешных.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку