Цитата сообщения Tatyana19
В нескольких километрах от Бахчисарая Крымские горы прорезало живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает “ущелье Марии”. Здесь расположен Свято-Успенский монастырь - одна из древнейших крымских обителей.
Точно определить время основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии, после церковного Собора 754 года. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи - свои новые жилища.
Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV веку. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чу-фут-Кале). Но после захвата крепости турками в 1475 году он был перенесен на новое место.
Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров - христианского и языческого.
Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами (аланы - нынешние осетины). Это позволяло первым инокам заниматься и миссионерским трудом. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства - Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы.
Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. В XVIII веке церковь, хотя и была возобновлена, находилась в упадке, и архиерей намеревался строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма.
Началась война с Турцией, и оставаться на обжитых местах стало опасно. Митрополит Игнатий, имевший кафедру в Успенской скале, обратился через Потемкина к Екатерине II с просьбой принять под свое покровительство всех христиан, находившихся в то время в Крыму, так как они во время смут могли быть убиты татарами.
Екатерина Вторая решила выделить мирным жителям Крыма новые земли - в Приазовье. Естественно, решиться сняться с места и отправиться в долгий путь, да еще когда кругом расквартированы полки, не так просто. Нужно было, чтобы прозвучал авторитетный голос, чтобы кто-то дал совет и ободрил измученных страхом людей. Именно в Успенской церкви пещерной обители митрополит Игнатий Мариампольский в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства...
И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем...
Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму. Татары с крайним негодованием толковали о выходе христиан и роптали на хана, который равнодушно смотрел на распоряжение русских. Но митрополит Игнатий своими неусыпными стараниями, увещательными грамотами и, рассылаемыми нарочито по селам священниками, достиг того, что все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в пределы России.
Чудеса Успенского пещерного монастыря
Туристов привлекают и акустические чудеса древнего монастыря. На площадке перед пещерной церковью шумно от множества голосов, но стоит отойти по карнизу немного к северу, и шум стихает, а потом вовсе пропадает. Это пористый известняк, из которого сложена скала, поглощает звуки. Строители пещерных храмов, несомненно, знали об этом.
Они расширили храм святых Константина и Елены, стены которого прекрасно отражали звук, и алтарь оказался в центре огромного резонатора. Звуки молитв и песнопений доходили до Чуфут-Кале, попадали там в большие пещеры в виде рупоров, отражались от них и вновь возвращались в монастырь. При этом внешние стены скал поглощали посторонние звуки. Поэтому у молящихся создавалось впечатление, что вместе с ними молятся и окрестные скалы.
Все материалы из интернета