Цитата сообщения Leonsija
Корифеи русского театра и кино (актеры и актрисы прошлого)
Филокартия - коллекционирование и систематизация открыток. Это увлечение поистине безгранично, собирать можно практически все: открытки с видами городов, открытки с репродукциями известных картин, фотооткрытки, почтовые карточки и т.д. Наиболее популярное направление - коллекционирование открыток и фотографий с изображением любимых актеров и актрис. Настоящий пик подобного собирательства пришелся на 50-60-е годы ХХ века. Тогда открытки с портретами любимых артистов выпускались массовыми тиражами и всевозможных форматов и исполнений. Однако по качеству они значительно уступали и уступают знаменитым голливудским фотопортретам, но тем не менее это не умаляет их ценности. И как оказывается в наше время собрать хорошую коллекцию с открытками, на которых изображены русские актеры и актрисы театра и кино, не так-то и просто... Каждое изображение теперь история и, увы, многие имена для молодого поколения уже совсем и не знакомы. А жаль: чудо перевоплощения, умение создавать образ, гримироваться ныне уже почти потеряно... Опера, балет, драма, а потом кино прошлого все же должны жить в нашей памяти... Погуляв немного по интернет-аукционам, удалось собрать вот такую небольшую виртуальную коллекцию открыток корифеев русского театра и кино. Конечно же здесь не все наши любимцы, жаль, что не все...
Оперный певец Федор Иванович Шаляпин, обладатель специальных оперных званий - Солист Его императорского Величества Российской империи, Солист Его Величества итальянского короля.
Солист Его Величества английского короля, первый Народный артист Республики
О голосе и пении Шаляпина написана целая литература, да и вряд ли найдется интеллигентный человек, который бы сам не слышал Шаляпина хотя бы в граммофоне. О таком именно голосе, вероятно, мечтали все старые и новые композиторы, когда создавали героические партии для баса, да и весь Шаляпин с его голосом, мощной фигурой и большим лицом, очень удобным для всякого грима, с тонкой музыкальностью и необыкновенным чувством меры, такта и ритма, как бы нарочно был создан для оперной сцены. Голос, удивительно гибкий, бархатного тембра, мягкий и вкрадчивый, там, где надо являвшийся олицетворением мужества и силы, не поражал силой, не бил по ушам, но, незаметно разливаясь теплой и мягкой, ласкающей волной, поглощал в себя все звуки аккомпанемента. Впечатление мощности Шаляпин создавал мастерским расходованием звука и дыхания, ему одному свойственными изменениями тембра голоса, а также и выражением лица, которое у него “жило” во время пения; получалось очарование, внушение, полное подчинение психики слушателей воле певца.
С. Г. Скиталец "Федор Шаляпин"
Ф.И. Шаляпин в роли Дон-Кихота в опере "Дон-Кихот" и в роли Олоферна в опере "Юдифь"
Оперный певец Леонид Витальевич Собинов, Народный артист РСФСР, лирический тенор
Л.В. Собинов в роли Фра-Диаволо в одноименной опере
Л.В. Собинов в роли Ленского в опере "Евгений Онегин" и князя в опере "Русалка"
Л.В. Собинов фотопортрет
Значение Собинова для русского театра необычайно велико. Он совершил настоящий переворот в оперном искусстве. Верность реалистическим принципам театра сочеталась в нем с глубоко индивидуальным подходом к каждой роли, с неустанной, поистине исследовательской работой. Готовя роль, он изучал огромное количество материала — эпоху, ее историю, политику, ее быт. Он всегда стремился к созданию характера естественного и правдивого, к передаче сложной психологии героя.
С.Я Лемешев
Драматический артист Василий Иванович Качалов, Народный артист СССР, ведущий актер Московского Художественного театра. Именно ему и его собаке посвятил свое знаменитое стихотворение Сергей Есенин
В.И. Качалов в роли Вершинина в пьесе "Три сестры" и в роли Юлия Цезаря в пьесе "Юлий Цезарь"
Вся сущность Василия Ивановича Качалова была какая-то красивая, манящая, - и внешность и внутренний мир. Походка, голос, мягкие движения прекрасных рук, взгляд умных, добрых глаз - иногда иронический, насмешливый, иногда задумчивый, отсутствующий, куда-то устремленный, иногда совсем благодушный, со сверкающим юмором -- целая гамма была в этих изменчивых серо-голубых глазах... А за взглядом, за улыбкой, за внешним покоем чувствовалась сложная, внутренняя, содержательная жизнь.
У Чехова сказано: "У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь". И Василий Иванович берег эту жизнь, не растрачивал ее, нелегко раскрывал свой внутренний мир; но уж если он поверит человеку, подойдет близко, то будет другом.
О.Л. Книппер-Чехова
Драматическая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, легенда старого императорского театра
Мы - символисты - долгие годы жили, думали, мучились в тишине, совершенно одинокие, будто ждали. Да, конечно, ждали. И вот, в предреволюционный год, открылись перед нами высокие двери, поднялись тяжелые бархатные занавесы - и в дверях - на фоне белого театрального зала - появилась еще смутная, еще в сумраке, неотчетливо (так неотчетливо, как появляются именно живые) эта маленькая фигура со страстью ожидания и надежды в синих глазах, с весенней дрожью в голосе, вся изображающая один порыв, одно устремление куда-то, за какие-то синие, синие пределы человеческой здешней жизни... Конечно, все мы были влюблены в Веру Федоровну Коммиссаржевскую, сами о том не ведая, и были влюблены не только в нее, но в то, что светилось за ее беспокойными плечами, в то, к чему звали ее бессонные глаза и всегда волнующий голос... Я вспоминаю ее легкую быструю фигуру в полумраке театральных коридоров, ее торопливо брошенное приветствие перед выходом на сцену, пожатие ее маленькой руки в яркой уборной; ее печальные и смеющиеся глаза, обведенные синим, ее выпытывающие, требовательные и увлекательные речи. Она была - вся мятеж и вся весна, как Гильда, и, право, ей точно было пятнадцать лет. Она была моложе, о, насколько моложе многих из нас...
А.Блок "Вера Федоровна Комиссаржевская"
Драматическая актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Народная артистка СССР, ведущая актриса Московского Художественного театра, жена А.П. Чехова
Когда я произношу имя Ольги Леонардовны Книппер, рядом с ним немедленно встают две ассоциации: Художественный театр и Чехов. Я ставлю их в этой последовательности потому, что Художественный театр раньше появился в жизни Ольги Леонардовны и определи ее судьбу. Если бы Книппер в своей жизни сыграла только роли в пьесах Чехова, этого уже было бы довольно, чтобы признать ее большой артисткой.
Т.Л. Щепкина-Куперник
Оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев, Народный артист СССР, лучший исполнитель роли Ленского в истории оперного театра. Партия Ленского им была исполнена более 500 раз.
С.Я. Лемешев в роли Ленского в опере "Евгений Онегин"
Сергей Яковлевич Лемешев был замечательным, не знающим себе равных исполнителем народной песни - русской, украинской, неаполитанской. Но разве только песни? Это благодаря ему, его голосу, его вокальному искусству миллионы людей, далеких от "серьезной" музыки, узнали и полюбили оперу и классический романс. Певец величайшего артистизма и обаяния, он сделал популярными многие яркие произведения советских композиторов-песенников. Музыкант, певец, чье творчество всегда было народным по своей сути, Лемешев и воспринимался своими современниками как частичка народа, плоть от плоти русской земли.
С. Сафошкин "Звезда моих полей, звезда моей России..."
Оперный певец Иван Семенович Козловский, Народный артист СССР. Главный конкурент С.Я. Лемешева на сцене Большого театра и в частности в исполнении роли Ленского.
И.С. Козловский в роли Ленского в опере "Евгений Онегин"
Козловский, будучи выдающимся, даже великим, я считаю, оперным певцом, вошел в сознание массы людей еще и как исполнитель русских романсов. Ощущение тонкой печали, высокой тоски - да именно, если печали, то тонкой, если тоски, то высокой - присутствовало во всей его жизни. Он и чувствовал себя молодым, хотел быть молодым, и понимал, что, даже напоминая о молодости, все-таки ее воплощает. И вот это удивительно – до последних своих дней он был воплощением не прошедшей юности, а той юности, до которой иногда даже и в юные годы люди не дотягиваются. Ему очень нравились возвышенно-размытые вагнеровские образы, ему было близко все то, где можно было взлететь и летать. Вряд ли он был крылатый человек, но он был человек на крыльях, он мог в любую минуту подняться, взлететь, и это ощущение воздуха и полета в нем присутствовало удивительно. Он чувствовал людей возвышенного склада.
А.Золотов
Г.С. Уланова и М.Михайлов во время танца
Артистка балета Галина Сергеевна Уланова, Народная артистка СССР, ведущая балерина Большого театра, лучшая балетная Джульетта и Жизель ХХ века
Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! Я сидел и ревел от восторга перед этим страшным искусством. Так потрясать мог только Шаляпин! Это был даже не танец, а пенье! За много лет я первый раз был потрясен. Почему я не видел Уланову раньше? Нельзя передать словами это впечатление. Тысячи мыслей были у меня в голове. Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?
Александр Вертинский
М.М. Плисецкая в балете "Спартак"
Балерина Майя Михайловна Плисецкая, Народная артистка СССР, ведущая балерина Большого театра и... вечная соперница Г.С. Улановой. Лучший умирающий лебедь и Одетта ХХ века.
в Авиньоне, я впервые увидел её на сцене. Она танцевала «Кармен-сюиту» на музыку Родиона Щедрина. Я с большим интересом отношусь к балету, можно сказать, даже неплохо разбираюсь в этом виде искусства и видел много известных танцоров. Майя же меня поразила своей искренностью, «обнажённостью» эмоций на сцене. На время выступления я даже забыл, что танцует русская балерина. В Плисецкой было столько темперамента, столько испанских страстей…
Пьер Карден
Актер театра и кино Максим Максимович Штраух, Народный артист СССР, ведущий актер театра Вс. Мейерхольда. Известен большинству зрителей как один из лучших исполнителей роли В.И. Ленина. Вот такое вот удивительное перевоплощение, мастерство. Никогда не скажешь, глядя на эти фотографии, что данный человек был двойником нашего пролетарского вождя.
Актриса театра и кино Любовь Петровна Орлова, Народная артистка СССР, любимица миллионов зрителей и поклонников.
Путь Любови Петровны Орловой в искусстве начинался с детских лет, в любительских спектаклях. Потом консерватория, фортепианный класс Киппа, Островской, Блуменфельда и, одновременно, балетная труппа театрального техникума, руководимая Мосоловой. Музыка и танец соединились, наконец, в хоре театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. И вдруг рывок из хора на главную партию Периколы в одноименной оперетте Оффенбаха, а вслед за нею – «Корневильские колокола», «Дочь Анго», «Соломенная шляпка». Следуя учению Немировича-Данченко о «поющем театре», о синтетическом актере, которому подвластны и пение, и танец, и комедия, и трагедия, Орлова выступает на эстраде с инсценировками романсов Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, где шляпа, шпага, шаль, зонтик, платок помогают ей драматизировать музыкальную и драматургическую ткань романсов. А отсюда, разумеется, и путь в кино. Но удача пришла не сразу. Первая роль в фильме «Любовь Алены» успеха не принесла. Зато вторая – роль провинциальной актрисы Грушеньки в фильме «Петербургская ночь» по повестям Достоевского, обратила на молодую актрису всеобщее внимание. Кино стало ее призванием, ее судьбой.
С.Кузнецов
Артистка театра и кино Людмила Васильевна Целиковская, Народная артистка РСФСР, "солнечная" женщина, милая Шурочка из кинофильма "Сердца четырех".
Солдаты в карманах гимнастерок, как самое сокровенное, носили ее фотокарточки. В бой поднимались с криком: "За Родину! За Сталина! За Целиковскую!"
В Киеве после спектакля (гастроли Вахтанговского в 1952 г.) ее спускали по пожарной лестнице, потому что у входа ее ожидала огромная толпа, пройти через которую не было никакой возможности. Киевляне протягивали к ней своих детей с мольбой: "Поцелуйте! Благословите! Прикоснитесь!"
А.Колесов "Кино с Целиковской"
Артистка театра и кино Марина Алексеевна Ладынина, Народная артистка СССР, любимая "кубанская казачка" миллионов зрителей.
Она оставалась звездой и все полвека жизни после того, как перестала сниматься в кино. Причем ее фильмы вовсе не крутили так часто по телевидению, как картины с Орловой. Больше того, были целые десятилетия, когда пырьевские ленты с Ладыниной и казались лентами, бантами, палехскими шкатулками... Середина 90-х годов, ей было почти девяносто, она оживленно рассказывала о прошлом и безбоязненно показывала свои молодые снимки, на которых блистала среди итальянских киноактрис в венецианских фестивальных декорациях. А на прощание, явно не ревнуя себя к прошлому, надписала свою фотографию полувековой давности. Свое лицо звезды.
П.Вайль
Артисты театра и кино, народные артисты СССР - Михаил Александрович Ульянов и Юлия Константиновна Борисова. Ведущие актеры театра имени Вахтангова в Москве. Маршал Г.К. Жуков и посол Советского Союза Елена Кольцова, генерал Чарнота и гордая Настасья Филипповна.
Актриса театра и кино Татьяна Евгеньевна Самойлова, Народная артистка РСФСР, та самая Белка-Вероника, которая не дождалась своего возлюбленного в фильме "Летят журавли" и самая лучшая Анна Каренина мирового кинематографа.
Артистка театра и кино Тамара Федоровна Макарова, Народная артистка СССР, лучшая исполнительница роли Нины в фильме "Маскарад" по одноименной драме М.Ю. Лермонтова.
Артистка театра и кино Элина Авраамовна Быстрицкая, Народная артистка СССР, ведущая актриса Академического Малого театра России, лучшая исполнительница роли Аксиньи в кинофильме "Тихий Дон".
Актер тетара и кино Василий Семенович Лановой, народный артист СССР, ведущий актер театра имени Вахтангова, Анатоль Курагин, Вронский, Шервинский и Карл Вольф...
Актер тетара и кино Иннокентий Михайлович Смоктуновский, народный артист СССР. Гамлет, князь Мышкин, царь Федор Иоанович, Иудушка Головлев, Моцарт и Юрий Деточкин...
Звездная пара - артисты театра и кино, Народные артисты СССР, Нонна Викторовна Мордюкова и Вячеслав Васильевич Тихонов. Оба гордые и лучшие: Ульяна Громова и Володя Осьмухин, Клавдия Вавилова и Матвей Морозов, управдом Варвара Сергеевна Плющ и Штирлиц...
Артистка театра и кино Анастасия Александровна Вертинская, Народная артистка РСФСР, лучшая Ассоль и Офелия русского кинематографа.
Артистка театра и кино Наталья Николаевна Фатеева, Народная артистка РСФСР. Очаровательная Ира Соболевская и загадочная Матильда Кшесинская...
О каждом из наших русских актеров можно написать очень и очень много. И это будут не "желтые сплетни" о том, кто с кем спит или же, кто и как приобрел очередной автомобиль или виллу на Майями, это будут рассказы о настоящей жизни в искусстве, в театре и кино. Рассказы о таланте и любви к русской и зарубежной литературе, поэзии, кинематографу и театру... Времена меняются, но когда сравниваешь с веком нынешним, то становится горько и обидно. И обидно именно за них, что их забывают, не помнят, а на смену им приходят бездари и дилетанты...