Яркие краски Севера
По рейтингу Международного банка данных современного искусства, имя Владимира Фомина значится в десятке лучших современных художников нашей страны. Главная тема большинства его работ – легенды Севера, его природа и обитатели. Наполненные сочными красками, похожие на пёстрое лоскутное одеяло, его полотна в деталях рассказывают зрителям сложные сюжеты северных сказаний, разрушая традиционно ошибочное представление о Севере как о монохромном мире. Его картинами по мотивам эпоса «Калевала» иллюстрированы лондонская энциклопедия «Мифология мира», финские, американские и российские книги об этом эпосе… Выставки Владимира Фомина проходят в Европе и США с большим успехом, его работы пользуются популярностью у коллекционеров всего мира.
Рождение Сампо. Руна 10. 1996 г.
– Для первого знакомства читателей «Науки и религии» с вашим творчеством мы выбрали несколько произведений из цикла, посвящённого карело-финскому поэтическому эпосу «Калевала» и получившему широкое международное признание, и главное – у самих финнов. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к «Калевале».
– Написать серию картин по мотивам «Калевалы» мне предложил директор Музея изобразительных искусств финского города Рийхимяки Тимо Симанайнен. Он был знаком с моими работами – за год до нашей встречи в Рийхимяки прошла моя выставка «Вепсской»* серии. Идея мне пришлась по душе. Я стал изучать эпос и нашёл интересные для меня сюжеты. Начал делать наброски. Работа над эскизами заняла несколько лет…
В 1999 году, когда исполнялось 150 лет со времени издания эпоса «Калевала», открылась моя выставка картин этой серии. «Калевала» для финнов имеет колоссальное значение, это основа их культуры.
– Что из эпоса произвело на вас самое сильное впечатление?
– Первая руна – рождение всего сущего. (Дочь воздуха Ильматар зачинает Вяйнямёйнена, «вещего песнопевца» от ветра, а красивая утка сплетает гнездо у неё на колене и откладывает яйца – «шесть яичек золотые, а седьмое – из железа». Из осколков яиц образовались земля, небо, солнце и луна, звёзды и тучи; мысы, заливы, берега и отмели моря творит Ильматар своим прикосновением. – В. Д.). Меня так привлекает этот сюжет, что хочется изобразить его в нескольких вариантах.
– Сколько картин вошло в цикл «Калевалы»?
– К той выставке в Рийхимяки я подготовил 33 графические работы и 55 маслом, на холсте. Позднее появилось ещё несколько работ – по рунам 10 и 17 (это был заказ из Финляндии) и ещё одна – версия «Рождения Сампо». В 2014 году планируется моя очередная выставка в Финляндии, и, конечно, я привезу туда новые работы на сюжеты «Калевалы». Ведь я до конца ещё не раскрыл «Калевалу», многие руны ждут моей кисти. А постичь глубину эпоса мне очень важно, ведь это замечательная страница мировой культуры, до конца не разгаданная…
– Что может современному человеку дать знакомство с рунами «Калевалы»?
– Наверное, прочитав их, он понял бы, что сущность человека неизменна, пусть проходят века, пусть рождаются любые технологии…
– Один из самых значимых символов «Калевалы» – мельница счастья Сампо. На ваших картинах она встречается не раз. Что это за мельница, какую роль играет в жизни героев и в вашем творчестве?
– Для героев «Калевалы» – воплощение мечты, которая всех их объединяет, заставляет действовать… Для меня Сампо – символ творчества, а оно приносит мне счастье, то есть счастье – и есть Сампо.
– В нашем сегодняшнем мире есть аналог Сампо – источник счастья и благополучия? И какова ваша мечта?
– Источник счастья, я думаю, нужно искать внутри самих себя. И очень хотелось бы, чтобы все жили в гармонии – с собой и с окружающим миром.
– Принято считать, что буйство красок, яркие цвета – это для Юга, но у вас история северных народов изображена так ярко и это выглядит очень органично…
– А я по-другому свою палитру и не представляю. Во многом следую традиции лубка – картинки, написанной «открытыми», чистыми цветами. На Севере как раз нехватка ярких красок, так почему бы не написать его вот в таких радостных тонах, не порадовать глаз северян? Хотя в «Калевале», например, у меня не все работы яркие – в чём-то приходилось и строго следовать тексту. Герои эпоса описаны во всех подробностях: во что одеты, какого цвета наряд…
– По образованию вы ювелир и много лет изучали иконопись. Как это отражается в ваших живописных работах?
– Косвенно. Я работаю в жанре неопримитивизма, делаю авангардный – современный – лубок (в Европе и Америке его называют «удивительный лубок» – amazing lubok), а на Русском Севере граница между лубком и иконой часто была нечёткой. Были иконы и лубочные. У меня есть серия работ «Духовная», в которой я написал, можно сказать, свои «иконы» на холсте, правда, не соблюдая канон…
– Одна из серий ваших работ называется «Подарки» и задумана как посвящение любимым художникам. Какие ещё серии есть у вас?
– Серия «Подарки», несомненно, будет продолжена, поскольку прекрасных художников, поэтов, писателей – тех, кто делал настоящее искусство, кому хотелось бы сделать такое творческое подношение, в моём списке ещё много – Пабло Пикассо, Анри Матисс, Казимир Малевич, Эдвард Мунк, Фрэнсис Бэкон, Амедео Модильяни, Макс Эрнст и многие, многие другие, всех не перечислишь…
В «Сказках Севера» у меня в основном Норвегия – не раз бывал там с выставками и написал немало ассоциативных работ – они о том, как я вижу и воспринимаю Норвегию. Пытался воплотить норвежский фольклор в своём лубочном стиле. Наверное, здесь нашли ещё отражение мои юношеские представления о Норвегии как о сказочной стране на краю земли… А жил я тогда в Томске.
Серия «Лубок» – воплощение русской темы, ведь я русский художник, могу эту серию писать вечно, для меня она неисчерпаема.
Всегда интересовала меня философия, проблемы познания мира и самого себя – из размышлений на эту тему родились серии «Фридрих Ницше» и «Мандалы»…
– Многие ваши произведения кажутся буквально пропитанными музыкой. И даже если вы не изображаете музыкантов впрямую (хотя и они – герои многих ваших картин и рисунков), всё равно кажется, что персонажи поют, или вот-вот пустятся в пляс, или внимают доносящемуся издалека напеву…
– Я музыку люблю самую разнообразную, без неё жить вообще невозможно!
Четыре легенды Яна Сибелиуса. Лемминкяйнен и девушки. 1998 г.
Плачущий старик. Руна 4. 1996 г.
Глаза. 1992 г.
Бык. Руна 20. 1998 г.
Наконец-то Лемминкяйнен держит жеребёнка Хийси. Руна 14. 1996 г.
"Kullervon sotaanlahto". Подарок A.Gallen-Kallela. 1998 г.
Диалог со Сфинксом. 1999 г.
Карельская Троица. «Духовная» серия. 2002 г.
После дождя. Подарок Ван Гогу. Серия "Подарки". 1990 г.
Северное сияние в Харстаде. (Абстракция). Серия «Сказки севера». 2003 г.
Танцовщица. (Анитра). 1999 г.
Языческий огонь голубых скал. Серия «Сказки севера». 2002 г.
Сампо-чудесная мельница. Руна 10. 1996 г.
Лягушка. (Мандала). Серия «Мандалы». 2005 г.
Чёрный квадрат в снегу. Серия «Мандалы». 2001 г.
![Превью zheltayaroza (311x450, 65Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/172/95172610_preview_zheltayaroza.jpg)
Жёлтая роза. Подарок моей жене. Серия «Подарки». 1994 г.
В ничто. 1999 г.
![Превью Восхождение. Подарок Казимиру Малевичу. Серия Подарки. 2010 (700x530, 215Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/172/95172612_preview_Voshozhdenie_Podarok_Kazimiru_Malevichu_Seriya_Podarki_2010.jpg)
Подарок Казимиру Малевичу. Серия "Подарки". 2010 г.
![Превью Вяйнямёйнен делающий кантеле из челюсти щуки. Руна 40 (700x700, 183Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/172/95172613_preview_Vyaynyamyoynen_delayuschiy_kantele_iz_chelyusti_schuki_Runa_40.jpg)
Вяйнямёйнен делающий кантеле из челюсти щуки. Руна 40. 1998 г.
Диалектика Русского Севера № 1. Серия «Кижи». 2001 г.
Кошка. Серия «Лубок». 1993 г.
Путь к Богам. Серия «Сказки севера». 2004 г.
Северный город в огнях. Серия «Сказки севера». 2002 г.