-Цитатник

Милена Сочилина. Знаки Зодиака - (0)

Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы ...

Медат Кагаров - (0)

живопись Медата Кагарова года полтора назад я писала в наш журнал об этом художнике. мне часто пр...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в не_счесть_алмазов

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 33


Гейюр Юнус

Среда, 29 Февраля 2012 г. 01:03 + в цитатник
5 (300x387, 11Kb)Смысл жизни – Любовь
Картины Гейюра Юнуса впервые появились в Москве ещё в 1980-е и сразу вызвали огромный интерес у зрителей и искусствоведов. Каждое его полотно – своего рода притча, философская загадка, разгадывание которой увлекательно. Сегодня работы художника известны не только у него на родине, в Азербайджане, и в России, но и в Западной Европе, они есть во многих частных и музейных собраниях


Вопреки бытующему мнению, в исламе нет запрета на изображение людей и животных. На картинах Юнуса, художника, несомненно, принадлежащего к миру ислама, мы часто видим женщин и мужчин, стариков и детей. А также животных, птиц, рыб.
У него нет ни одного случайного изображения, в каждой детали – свой особый смысл. Например, не раз встречается обыкновенная гиря, вроде тех, что можно увидеть на старых рынках. У Гейюра Юнуса этот предмет напоминает нам о том, что, по мусульманским представлениям, у каждого плеча человека стоит ангел: один записывает его праведные деяния, второй – неправедные, и в конце жизни этим записям подводится итог, происходит своего рода взвешивание на весах судьбы, которое и определяет, куда отправится душа человека после смерти.
В его живописи тесно переплетены реальное и мифическое, образы из повседневной жизни, сцены из истории ислама, сюжеты суфийских притч... Многие знаки, образы картин Юнуса становятся понятны лишь после его объяснений. Например, небольшие круглые мазки белого цвета, часто встречающиеся на его полотнах, могут оказаться звёздами, жемчугом, атомами, из которых состоит Вселенная, либо символом Идеального… Да и не обязательно до конца понимать замысел художника, главное, зритель чувствует, что его искусство искреннее, честное, чистое. Оно воплощает понятия, основополагающие в жизни людей всех вероисповеданий, – Любовь, Добро, Милосердие…

Его выставку, прошедшую недавно в Музее Востока в Москве, назвали «Скрытое и явленное». Название отсылает нас к одному из базовых философских мистических понятий ислама: изначально мир был сокрыт, но Господь решил проявить его, сделать видимым и осязаемым. В этом смысле живопись Гейюра полностью отвечает этой концепции: тёмный фоновый цвет его полотен – тот мир, который мы не можем познать, хоть и стремимся к этому, а остальное пространство, наполненное яркими красками, – мир, в котором мы живём. И всё сущее – прекрасно и гармонично, так как сотворено Милостивым и Справедливым.
Художник часто обращается к женским образам. Его женщины задумчивы и прекрасны и подобны ангелам. Собственно, женщина для него – это и есть ангел, поскольку даёт начало новой жизни, приводя детей в «мир явленный». Гейюр уверен: кто любит детей, тот любит и Бога. Ведь Лик Бога являет Себя в Прекрасном, а что может быть прекраснее земной женщины – жены, матери, что прекраснее их гармоничной и построенной на любви и уважении семьи?..
Не случайно большинство женских образов Гейюра Юнуса так похожи на его любимую супругу. Одна из самых прекрасных его работ – «Любовь»: две дочери художника и его жена, предстающая в необычном для мусульманской традиции облике – с богатыми украшениями, с пышными распущенными волосами… В жемчужном ожерелье и в прямоугольнике из белых точек (элемент, характерный для живописи Юнуса) отражается свет Идеального. Пышные волосы вызывают ассоциацию с известным поэтическим образом – кудрями Меджнуна, беззаветно обожавшего свою Лейлу. «Достиг он полного хайрата (счастья, благоденствия. – Ред.), когда птица свила гнездо в его волосах» – так обозначают мусульманские авторы состояние смятения, трепета перед моментом слияния с Богом. Скорее всего здесь распущенные волосы и тревожное лицо женщины соответствуют именно этому этапу суфийского, мистического пути, наполненному томлением по Раю.
Мусульмане считают: если ты не можешь полюбить земную женщину, то не способен полюбить и Бога. В исламской мистике любовь – главная цель жизни человека, его основное предназначение, то, ради чего мир сокрытый стал явью. Ведь истинная причина Божественного Творения – проявление любви Всевышнего к Самому Себе посредством человека. Основная тема этой картины – любовь к Красоте, которая и есть Бог, к Тому, Кто создал этот мир. Божественный Лик не явлен, и человек должен любить Творца через Его проявления. В первую очередь любовь к Нему проявляется в любви земной. Вероятно, поэтому во всей метафорической системе поэзии ислама Бог выступает в образе Возлюбленной. И, стало быть, женщина на этом полотне – не только жена, но и Возлюбленная!
Одна из значимых тем в творчестве Гейюра Юнуса – атмосфера, культура старого города, такого, как Баку, Тбилиси (Гейюр – выпускник Тбилисской Академии художеств). Здесь колоритные образы, характеры вплетаются в ткань размышлений художника, часто невесёлых, ностальгических. Тоска по идеальному, забытому, утраченному, пожалуй, ярче всего проявилась через осмысление исторической трагедии в картине «Бакинцы». На ней мы видим семью бакинцев 1920-х годов в национальных костюмах. В их глазах – надежда, мечта на лучшее будущее, которой не суждено сбыться. Очень скоро жестокая история уничтожит их, обманутых и преданных. Электрические лампочки – символ прогресса, кажется, обещают только хорошее, но посмотрите – один из проводов, так, казалось бы, некстати пересекающих картину, окрашен в цвет крови… Причудливый цветок на переднем плане, похожий по форме на ту же лампочку, – опиумный мак. Тем самым художник показывает, что электрификация, прогресс, неминуемое наступление цивилизации оказались для старых бакинцев не менее опасными, чем мак. И в то же время красота цветка не только пугает, но и даёт надежду. Ведь Бог красив и любит красоту, а значит, утраченное может однажды вернуться…
В работах Юнуса очень часто встречается и христианская символика. Чаще всего – рыба, символ Спасителя (она есть и на картине «Бакинцы», где одновременно воплощает собой и образ Каспия, родины художника). Религиозная тематика художника нуждается в особенно тщательной расшифровке. Вот как его картина «Раздвоение Луны».
Вся Вселенная, находящаяся в непрерывном движении, создана Творцом. Луна, проходя через определённый цикл, превращается в полумесяц именно благодаря от начала времён заданному вращению планет. И в этом – наглядное выражение могущества Бога.
Вверху картины – раздвоенная Луна (синим цветом изображена затемнённая её половина, белым – освещённая), состоящая из точек-атомов, как и вся Вселенная. И в то же время её очертания напоминают верхнюю часть надгробия, которое символизирует вход в иной мир. Сумрачные тучи, затянувшие небо, дерево справа на переднем фоне – это всё атрибуты мира земного. В центре композиции – надгробие, по форме напоминающее михраб (нишу в стене мечети, указывающую, в какой стороне Кааба – направление молитвы), в просвете мы видим, как солнце отражается в море, там, на той стороне, – ясно и радостно, там и есть Рай… На переднем плане – две состоящие из атомов геометрические фигуры, белый прямоугольник и красный треугольник, они тоже символизируют собой два мира: загробный (светлый) и земной, обагрённый цветом крови. В то же время прямоугольник является воплощением надгробия, а треугольник – символом иерархии мироустройства.
Живопись Гейюра Юнуса даёт ощущение умиротворения, направляет наши мысли к главному, заставляет задуматься об основах и смысле нашего бытия, пробуждает внутренний поиск. И картины Гейюра, даже если не до конца понятые непосвящённым зрителем, играют роль именно такого метафизического маяка.

Карабахские голуби
1 (450x387, 189Kb)


Бакинцы
2 (500x559, 326Kb)

Любовь
4 (400x535, 266Kb)

Раздвоение Луны
3 (400x572, 262Kb)
_0111_copy (700x550, 87Kb)
imgB (525x700, 164Kb)
256128 (540x350, 139Kb)

Адам и Ева
20110424-1bg (600x482, 97Kb)
1302857854_320 (320x231, 37Kb)1302857958_320 (320x246, 54Kb)
1302857929_320 (320x228, 37Kb)1302857914_320 (320x281, 55Kb)
1302857863_320 (320x254, 51Kb)1302857922_320 (320x232, 35Kb)
1302857952_320 (320x261, 47Kb)1302857937_320 (320x242, 56Kb)
1302857944_320 (320x278, 47Kb)
249385m (500x472, 37Kb)
apsheron_view (500x381, 262Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку