Сейчас по ТВ показывают сериал, и вспомнилось давнее.
Лето 1967 года. Я гостила у папы в Монреале, где в год Всемирной выставки EXPO-67 он основал советское консульство «на голом месте» после сорокалетнего перерыва. У него было много работы с сотрудниками и гостями советского павильона. Он приезжал туда каждый вечер, и я обычно его сопровождала. Довелось увидеть немало важных персон.
Вот одна из встреч. Мы с папой выходим из советского павильона и направляемся к выходу с Экспо, где нас ждет машина. Тут же натыкаемся на маленькую группку людей. Это прилетевшая из Москвы Министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева и «сопровождающие лица». Кто-то представляет ей моего папу, Генерального консула СССР. Екатерина Алексеевна обращается к папе с приветствием и задает кое-какие вопросы.
Они стоят и разговаривают, свита ожидает поодаль. Мы стоим посреди площади перед советским павильоном. Ранние сумерки жаркого летнего дня. Площадь заполнена гостями из разных стран, но никто не толпится вокруг и не глазеет. Удивительное ощущение свободы и безмятежности в этой толпе. И вряд ли в свите Фурцевой были люди охраны. Другие были времена.
Ни у папы, ни у меня никогда не было пиетета перед власть имущими. Но эта женщина была особенная, что бы о ней ни говорили и ни писали.
Все в ней выдавало хорошую породу. Статная фигура, высокий рост (почти как мой папа), густые волнистые светло-русые волосы красиво лежат надо лбом и ловко уложены сзади в свернутую пучком толстую косу. Несомненно, она причесывалась всегда сама. Серо-зеленые глаза немного глубоко посажены, смотрят добро и умно, приятный голос, простая спокойная речь. Она смеялась, вспоминая о долгом авиаперелете, и от нее слегка пахло хорошим коньяком, каким потчевали в бизнес-классе.
По случаю жаркого монреальского дня Екатерина Алексеевна была одета в светлую блузку и юбку, а не в костюм, как обычно. Правда, блузка с длинными рукавами. Простая прямая юбка сидела очень ладно на ее фигуре. И кажется, были не туфли, а босоножки.
Сколько лет пролетело, сколько всего произошло, насколько поменялось за эти годы наше восприятие и оценки мира и людей. А я сейчас описываю эту мимолетную встречу прямо с картины, которая с мелкими подробностями всплыла в моей памяти.
Почему это запомнилось? Эта женщина для меня была просто имя и фотография с газетных страниц. Но ведь она запомнилась, и это неспроста.
Сейчас вечерами смотрю урывками кадры из сериала «Фурцева». Обе исполнительницы главной роли, молодая и постарше – обладают портретным сходством. Но черты лица мелкие, глаза пустые и будто испуганные… И нет той стати, нет породы.
Она одна такая была. Хорошая или плохая – время рассудит.
Вот фото Екатерины Алексеевны, где она похожа на ту, что мне так надолго запомнилась.