Моя коллега Роза Сергазиева (
http://blog.kp.ru/users/uthf_5042/tags/%F0%EE%E7%E0+%F1%E5%F0%E3%E0%E7%E8%E5%E2%E0/ ) пишет новую интересную книгу. Ее предварительное название – «Портрет». В сюжете происходят таинственные драматические события, связанные с загадочным старинным портретом.
Вы, наверное, замечали, что некоторые портреты следят за зрителем глазами, с какой точки ни посмотреть. Роза попыталась найти этому научное объяснение и использовать это в сюжете. В книге Я. Перельмана «Занимательная физика» 1956 года издания она нашла такой текст:
«Немало суеверных легенд связано с этой таинственной особенностью глаз на портретах (вспомните тот же “Портрет” Гоголя), а между тем разгадка ее сводится к простому обману зрения.
Все объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаза. Именно такими мы видим глаза человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не посредине глаза, но несколько перемещенными к краю. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, разумеется, своего положения не меняют — остаются посредине глаза. А так как, кроме того, и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в нашу сторону и следит за нами.
Образчик подобной картины вы видите на рисунке:
Такого рода плакатами нередко пользуются для агитационных или рекламных целей».
На этом объяснении Роза и успокоилась.
Но недавно она была в картинной галерее. Ее поразила картина художника 18 века В.Боровиковского «Портрет М.И. Лопухиной». Юная девушка смотрит на нас искоса, и зрачки ее не посередине глаз. Но она всегда смотрит прямо на нас, прямо в душу, из какой точки ни посмотреть на этот портрет!
Значит, Перельман в своей книге объяснил не все. Озадаченная Роза обратилась за советом ко мне.
Очень интересная задача! Давайте поищем ответ на нее вместе. Предлагаю найти другие подобные «глядящие портреты» и найти закономерность.
А там уже получим исчерпывающий ответ. Привлеките к задаче детей, не сомневаюсь, что им будет интересно.
Вот стихи Я.Полонского об этом портрете:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела