Вилли Брайнин - профессор музыки в Ганновере. Он чудесным образом появился в моей жизни, откликнувшись на просьбу озвучить написанную семилетним Пашей на клочке бумаги сложную для меня нотную запись.
И появился он в обнимку с крокодилом:
Я поблагодарила его, завязалась переписка с этим интересным, умным и талантливым во всем человеком.
Я писала в канун Рождества в 2007 году:
"...Мне всегда было неловко за людей, когда и в моем детстве, и сегодня считается вполне приличным громко заявлять: Я не люблю классическую музыку!
Было бы честнее сказать: Я пока не понимаю классическую музыку... И это большинство людей, вполне приличных в остальном. Вилли, а на Западе большинство тоже так себя ведет?
У себя на блоге я поместила рассказ о музыкальном вечере в доме-музее Лермонтова, куда мне повезло попасть (
http://blog.kp.ru/users/uthf_5042/post61950658).
Лермонтов здесь жил с бабушкой с 15 до 19 лет. На вечере современный музыкант сыграл на скрипке очень эффектную и сложную пьесу Маурера, которую в этом домике исполнял для гостей 15-летний Миша Лермонтов. Еще хозяйка дома рассказала, что современникам нравилось его исполнение арий из опер Россини.
Для меня музыкальные интересы Лермонтова были новы. Интерес к музыке и владение инструментами были нормой в те времена, когда у людей было вовсе не больше времени, чем у нас, ведь бытовая сторона жизни, связь, транспорт были намного сложнее и отнимали много времени и сил".
Отвечает Вилли Брайнин:
- На Западе сказать "я не люблю классику" считается неприличным. Здесь (в Германии, по крайней мере) всё же принято проявлять в светском разговоре некоторую осведомлённость по части фундаментальной культуры. У меня есть экзотическая ученица - Даша-Виктория, приёмная дочь бывшего германского канцлера Шрёдера, сам он и его супруга ходят на уроки, в музыке они ни бум-бум (по моим представлениям), но относятся ко мне и к тому, что я делаю с их падчерицей, с большим пиететом и задают всякие вопросы по части как музыкальной культуры так и педагогики.
В Германии бестселлером стала толстенная книга под названием "Образованность. Всё, что следует знать" (автор: Шваниц) - написанная хотя и иронически, но очень содержательно, и мне тоже было интересно её прочесть. Это говорит о высоком статусе культуры в обществе, хотя бы в целом это и поверхностноые знания у даже так называемых интеллектуалов, и, тем не менее, культура пока ещё престижна. Как там будет дальше - трудно сказать, поскольку основная масса, как и везде, вполне себе жлобская, но всё же крестьянин или работяга с уважением скажет "Herr Professor", а не с раздражением.
Что Лермонтов был музыкально культурным - не диво. Классическая музыка стала таковой тогда, когда заказчиком стала аристократия (именно тогда появляется само определение "Klassische Musik"). Это, конечно же, аристократическое искусство. И вот аристократии уже нет, а чудо это всё ещё существует, хотя бы и в музейном изложении или в постмодернистком (клингтоны мобильников, например, которые наводят на меня тоску в рассуждении опошления и подгонки классики под восприятие потребителя из числа постоянных посетителей театра жизни "Жлобус" - а что? зрителями Шекспира были тоже люди с улицы, однако и они находили в этом что-то для себя содержательное, кроме леденящих душу завываний на сцене).