Венецианский карнавал художника Олега Чубакова (Oleg Tchoubakov, b.1969) - (1)
Металлморфозы от Дэвида Черны (David Cerny) - (0)
Эмоциональные скульптуры Халиля Чишти (Khalil Chishtee) из пакетов для мусора - (0)
Многослойные трехмерные скульптуры и необычные инсталляции Майкла Мерфи (Michael Murphy) - (0)
Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов ЕЕ Величество Глина aвтор: Мир-Теймур ...
Без заголовка - (0)Плетеные рисованные картины Алекси Торреса (Alexi Torres) http://s20.rimg.info/a91a...
Без заголовка - (0)Сергеев А.Н."Моя живопись яркая, пастозная, полная света, движения и музыкального ритма." &nbs...
Без заголовка - (0)Семь малоизвестных фобий Большинство людей могут перечислить хотя бы три типа фобий, включая ...
Без заголовка - (0)ВСЁ о схемах на ЛиРу Практически всех лирушников интересуют вопросы, связанные с фонами (схемами)...
"стремлюсь я быть, а не казаться..." Мир-Теймур Мамедов
Шымкент, международный симпозиум живописцев и керамистов |
|
Существует необходимость проведения в Азербайджане симпозиума по керамике – художник Мир-Теймур Мамедов (ИНТЕРВЬЮ) |
|
Симпозиум в Шымкенте |
В Шымкенте прошел международный симпозиум живописцев и керамистов Доход для сайтов
230 картин и 12 скульптур - таков итог плодотворной двухнедельной работы керамистов и художников - участников международного симпозиума
230 картин и 12 скульптур — таков итог плодотворной двухнедельной работы керамистов и художников — участников международного симпозиума
230 картин и 12 скульптур за 14 дней – таков итог международного симпозиума живописцев , который недавно прошел в ЮКО. Уникальный вернисаж, на котором можно было посмотреть, как художники из разных стран видят нашу область проработал всего один день. В течение 14 дней художники из России, Киргизии и Азербайджана знакомились с музеями, расположенными в нашей области, а свои впечатления от увиденного переложили на холсты.
«На этом вернисаже вы можете посмотреть, как мы, художники из Омска, Новосибирска, Москвы,
Вадим Мишулин
Вадим Мишулин
Бишкека видим ваш Казахстан. Немножечко иначе, чем вы, но он нам стал за эти 14 дней ближе и роднее. Понимаете, Чимкент – это не тот Казахстан, который мы планировали увидеть, где есть степи и юрты. Это город ремесленников. Здесь мы видим больше Среднюю Азию с древними храмами и с обычаями. А больше всего запали в душу люди. Люди у вас хорошие. Они цельные. Это больше не кочевник, а больше ремесленник, мастер, уста и учитель», — подчеркнул искусствовед , галерист Вадим Мишулин (Новосибирск).
Слова коллеги полностью поддерживает художник Сергей Курбатов.
Сергей Курбатов
Сергей Курбатов
«Чимкент – это … супер! Мы приехали из России, никто ничего не знает. Многие из нас никогда не были в Казахстане. Смущаемся, робеем – а как тут, а что тут. А тут свои люди живут, оказывается! Тут все хорошо! Тут замечательные люди живут, такие радушные, гостеприимные. Так душевно у вас тут, так тепло… И мы настолько быстро вписались в этот режим работы, даже не смотря на то, что здесь каждый день застолья, плов, бешбармак, угощения, но так поработали! Видимо, сама атмосфера этому способствует. Никто не ожидал от себя такого результата, но вот он, налицо», — говорит художник-живописец Сергей Курбатов (Новосибирск).
В работах российских коллег чувствуется жажда солнца, отметил известный казахстанский художник, скульптор-монументалист Насыр Рустемов.
Мир-Теймур Мамедов
Мир-Теймур Мамедов
Керамист с мировым именем, посол мира Мир-Теймур Мамедов отметил – такие мероприятия несут в себе огромную ценность: «В 21 веке, который начался с разрухи, крови, разрушений, мы прожили, можно сказать, 15 неспокойных лет. Каждый рвал, тащил одеяло на себя. И на фоне всего этого нашлись люди, которые вложили свои знания, силы, возможности и талант в объединение, в сближение народов и это очень важно. То есть за этим простым культурологическим событием стоит самое главное – и политический оттенок. Это очень важно отметить и я приветствую казахстан, который взял на себя эту тяжелую ношу – объединять народы. Я верю в то, что такие мероприятия для Казахстана очень важны. Они важны как на культурологическом уровне так и на уровне президентов стран ибо мы сейчас представляем собой президентов своих стран».
vlcsnap-2015-05-11-14h24m10s409
vlcsnap-2015-05-11-14h20m19s450
Таким увидели юг Казахстана участники симпозиума
Таким увидели юг Казахстана участники симпозиума
А в заключение Мир-Теймур Мамедов посредством СМИ обратился к акиму ЮКО с просьбой отдать площадку у галереи искусств союзу художников:
«Дорогой Аскар-бей! Давайте, мы с вами встретимся и я расскажу вам, как это все выставляется на открытой площадке. Все эти работы будут смотреться великолепно, отлично будет! Аскар-бей, я жду, что вся эта зеленая площадка будет присоединена к музейному центру!»
Участники симпозиума с удовольствием фотографировались на той самой зеленой площадке, о которой говорил Мир-Теймур Мамедов
Участники симпозиума с удовольствием фотографировались на той самой зеленой площадке, о которой говорил Мир-Теймур Мамедов
Керамические скульптуры - результат совместной работы Артема Гориславца (Шымкент) и Мир-Теймур Мамедова (Баку)
Керамические скульптуры — результат совместной работы Артема Гориславца (Шымкент) и Мир-Теймур Мамедова (Баку)
vlcsnap-2015-05-11-14h23m24s166
Вернисаж длился всего один день
Вернисаж длился всего один день
Зрители находили что-то близкое им в каждой работе
Зрители находили что-то близкое им в каждой рабо
|
авторская керамика - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
Свет идет с Востока Мир-Теймур Мамедов |
|
Дети в мастерской Мир-Теймура Мамедова - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
Венецианский карнавал художника Олега Чубакова (Oleg Tchoubakov, b.1969) |
Венецианский карнавал художника Олега Чубакова (Oleg Tchoubakov, b.1969)
|
авторские колокольчики - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
Грация в керамике - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ВИРУС ВЛАСТИ |
ВИРУС ВЛАСТИ
«Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью». В. Высоцкий
Сегодня мы чаще говорим о минусах СССР, но в каждом явлении есть как положительные, так и отрицательные стороны. И нет таких стран, в которых бы превалировало что-то одно. Даже в период мрачного Средневековья или страшные Смутное время в России можно найти положительные моменты, которые двигали эти страны к прогрессу. То же самое можно отнести и к СССР, который по сути своей являлся одной из мощных военно-политических организаций. Промывка мозгов осуществлялась на всех этапах, начиная октябрят и пионеров, являвшихся калькой бойскаутов, и заканчивая комсомольцами – молодым резервом, готовым в любой момент вступить в войну. Естественно, я принудительно прошел все три этапа. От четвертого же этапа, вступления в КПСС, Бог меня миловал...
Как это ни странно, в СССР было прекрасное образование, и мы были не только самыми читающими, но и первыми в книгопечатании. Где, в какой стране мира люди ночами стояли в очередях, чтобы утром получить подписные издания? Только в СССР. В семьях были огромные библиотеки, и люди читали везде - в метро, трамвае, самолете и даже в туалете. В какой стране люди могли часами говорить не о деньгах, не о преступниках, а о прочитанной книге, и становиться друзьями или врагами на основе главного литературного героя или автора?! Да, у нас были публичные процессы по уничтожению писателей - Гумилева, Пастернака, Бродского, Мандельштама, Солженицына. Но вместе с тем, мы невероятно ценили печатное слово.
В 13 лет я написал письмо в «Пионерскую правду» и отправил свой рисунок в специальную рубрику для юных художников, где давались советы и рецензии на их работы. Заведовала этим отделом Каменева. Не проходит и месяца, как мне приходит ответ. Первой конверт увидела бабушка. «Что ты наделал?» - воскликнула она. Честно говоря, к этому времени я уже забыл про то, что отправил в редакцию свой рисунок… Но в ответе содержалась подробная рецензию на этот рисунок, и содержались рекомендации по поводу того, в каком направлении мне следует развивать мое творчество. Вы представляете, что означало для 13-летнего мальчишки получить из «Пионерской правды» такой развернутый подробный ответ?! И это тоже было в СССР…
Но в школьных учебниках по истории почему-то «забывали» упоминать о голодоморе и чудовищных репрессиях 30-х годов. А ведь 1937 и 38-ой годы для Азербайджана среди всех закавказских республик были самыми страшными. Никто не говорил о том, что на Великую Отечественную войну из Азербайджана призвали 600 000 молодых, здоровых мужчин, из которых более половины погибло, а из тех, кто вернулся, большинство были калеками. На мой взгляд, эти цифры свидетельствуют о целенаправленном геноциде азербайджанского народа. Но в истории об этом ничего не говорилось. Не говорилось и о том, что из штрафников были созданы батальоны, дивизии и полки, как, например 416-ый Таганрогский полк, получивший свое название после взятия Таганрога. Стратегически штурмовать этот город не было никакой необходимости. Но туда направили полк, укомплектованный азербайджанцами, который почти весь полег, потому что их заставили атаковать город, укрепленный тяжелой артиллерией и танками. Возникает вопрос - почему так поступили с азербайджанским полком? Дело в том, что еще со времен становления большевизма, было четко определено, что на Кавказе самым пассионарным является азербайджанский народ. А из всего Кавказского региона именно в Азербайджане было больше всего поэтов, музыкантов и художников мирового масштаба. Это утверждение основано на исторических фактах, и для того, чтобы понять наше недавнее прошлое, надо взглянуть в седую древность...
Кем в своей основе были Великие Моголы? Тюрками, создавшими военное оборудование и оружие, которое
в XXI веке снова взято на вооружение. Ведь никто не задумывается, что панцирным бронежилетам более 8 000 лет! Кто знает, что кривая сабля - это не просто случайный брак кузнеца? Современные инженеры выяснили, что так называемая радиальная линия идеальна для убийства противника? Кто додумался до того, что конский хвост обладает панцирными свойствами, и для чего сзади мягкого шлема тюрки надевали конские хвосты? Конечно же, не для красоты. Оказывается, сабля не может разрезать конский волос, и шея воина в бою надежно защищена. И наушники на шлемах были сделаны из переплетений с конским волосом. Кстати, чалма, скрученная из шелка, также великолепно держит удар меча! Кто изобрел шаровары, сапоги, джигитовку, встречный вектор атаки всадника? Тюрки! Джигитовать тюркские воины начинали с пяти лет. Мальчик обычно рождался одновременно с жеребенком, и они росли, как два друга.
Большевики прекрасно знали историю, и опасались, что если во главе их движения встанут потомки тюрков, это может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь у тюрков социальное равенство исторически существовало в самом чистом и высоком смысле этого слова, и было заложено в их правилах и законах. Россия только в 1861 году избавилась от рабовладельческого строя. У тюрков же никогда не было рабов, даже среди военнопленных, которые, несмотря на то, что они были представителями другой культуры и веры, обладали равными правами. Потом это плавно перешло в постулаты арабских священных книг, и, в первую очередь, Корана, где говорится о том, что мусульманин может общаться и брататься с «людьми священных книг», и может брать жен из их среды. Все это было заложено в древнем тюркском мире, и большевики были об этом осведомлены…
Но здесь есть и хорошая сторона – живя и учась в СССР, я имел возможность получать знания из первоисточников. В студенческие годы я был допущен в святая святых - библиотеку им. Салтыкова-Щедрина в Питере, и занимался в залах для аспирантуры и профессуры, то есть для очень узкого круга людей. И снова возникает вопрос - как же большевики проглядели, что знания рождают другой ход мыслей? Но большевики вообще часто ошибались. Мне кажется, они очень сильно надеялись на промывку мозгов. И правильно надеялись, потому что каждый советский человек впитывал коммунистическую идеологию буквально с молоком матери. Этому способствовала специально отфильтрованная, дозированная информация. К тому же, страной руководили люди без высшего образования. Хотя отсутствие образования нисколько не сказалась на Сталине. Он долгие годы провел в общении с очень образованными каторжниками – народовольцами, от которых он и получил знания по кайзеровской системе обучения, принятой в России. Так что, у Сталина не было диплома, но было высшее образование, помноженное на огромный жизненный опыт. К тому же, у Сталина была великолепная бандитская школа. Надо быть очень агрессивным, решительным и смелым человеком, чтобы заниматься экспроприацией и терактами. А это не дается полену – человек, с мозгами Буратино, не сможет организовать банду, грабить банки, уходить от преследования жандармерии. Это сейчас мы знаем, что Сталин был осведомителем, когда его все-таки прихватила полиция. Но главным для него была идея власти… Некоторые люди настолько больны властью, что ради нее готовы на все. И в истории есть масса таких личностей - Герострат, Нерон и так далее. Таким людям свойственны определенные черты характера - эпатаж, самолюбование, полное отсутствие морали. Ленин, Сталин и вся эта шайка – Молотов, Каганович, Свердлов, Луначарский, Фиолетов, игравший роль «отнеси-принеси», Азизбеков и прочие, в большей или меньшей степени были наделены именно такими человеческими качествами.
Те, кто замыслил и осуществил революцию, были прекрасно образованы. У них под рукой были один из лучших в мире источников знаний - Всемирная энциклопедия Брокгауза и Эфрона, печатавшаяся в Германии и Санкт-Петербурге. Они зачитывались философией, почти наизусть знали древнегреческую философию, труды стоиков и циников, и обладали великолепным умением манипулировать массами. Кроме того, они владели методикой НЛП – нейролингвистическим программированием. Что такое ленинская кепка? НЛП. Что такое ленинские вставания и приседания, желание постоянно быть в центре внимания, юркость и ртутность движений? Отработанный до мелочей имидж, помноженный на
НЛП. Сталин же стал полной противоположностью Ленину - тихая речь, спокойствие, медленные движения, значимость. Сталин - это пахан на зоне, который не может быть юрким и суетливым. Если сталинский имидж идет из тюремного барака, то ленинский родом из Женевы и Германии, как, впрочем, и у Гитлера с его истеричностью и жестикуляцией…
Большевики прекрасно знали, что никому до сих пор не удавалось завладеть миром. Но они же были отравлены властью, им было плевать на будущее, главное – они сегодня являются властителями дум, желаний, судеб. Это болезнь… Это тот самый вирус, от которого человека может избавить только смерть. Поэтому их абсолютно не интересовали материальные блага… От Сталина, владевшего социалистическим миром, после смерти остались лишь старые сапоги и залатанная шинель. А золотые унитазы - это для мелких людишек, наивно думающих, что золото эквивалентно власти. Только двойное сложение – деньги и власть, дает ту самую высшую власть. Но есть власть духовная, власть сейидов, власть просвещенных людей, награжденных Богом умом, знаниями и даром пророчества. Почему же эти светлые верующие люди проигрывают этой власти? Это один из самых главных вопросов физики – вопрос качества материала. Когда человек заходит в огромную черную комнату с маленькой свечкой, он не сможет осветить вокруг себя даже метр этой тьмы. Необходимо хотя бы десять таких свечей, или факел. И необходимо, чтобы таких светлых людей было как можно больше…
Я это знаю не потому, что я такой умный. Просто я очень много читал. И в этом плане я очень благодарен СССР, потому что имел возможность работать в лучших библиотеках. С пятнадцати лет я пропадал в библиотеке им. Ахундова, и для того, чтобы найти необходимую информацию, мне надо было перелопатить сотни книг. Но самыми учшими советскими библиотеками были Публичная библиотека в Москве и им. Салтыкова-Щедрина в Питере.
С малых лет я собирал марки, и самая большая часть моей коллекции была посвящена именно Ленинграду, где я собирался учиться. Когда я выставил свое требование на семейный совет, родители со мной не согласились. И не потому, что не хотели отпускать своего сына в другой город. Причина была чисто медицинская, и мой дядя подтвердил, что ленинградский климат может плохо сказаться на моем здоровье…
Мой дядя, Гаджиага Гасанов, это вообще отдельная история… Он был великим врачом-нейрохирургом, и впервые в истории медицины сделал однолепестковую трепанацию черепа. Он с моим будущим отцом, который тоже был врачом, ушел на фронт, и шесть лет воевал. В 1945 году моя бабушка получила известие, что дядя пропал без вести. Но она была уверена, что он жив и обязательно вернется…так сказал Мир Мовсюм ага ей тихим голосом…
Надо сказать, что много поколений моей семьи живет в самом известном районе Ичери шехер, называемым Сейидляр мяхяляси. Этот один из самых древнейших кварталов Крепости получил свое название в 1191 году, когда шах Ахситан I принял решение сделать столицей Баку, чтобы завязать морской узел на Каспии и стать его хозяином. При шахе Ахситане сейиды имели право голоса в Верховном меджлисе при шахе и право вето. Потом на какое-то время сейиды были отодвинуты от государственных дел, но в XVI веке решающая сила сейидов была восстановлена шахом Тахмасибом и его сыном Хатаи. И это привело к тому, что самой обороняемой и главной частью Крепости стал квартал сейидов…
Моя бабушка часто ходила к Мир Мовсум ага, и это он ей сказал, что ее сын жив, и обязательно вернется домой. Кстати, в детстве меня несколько раз водили к Мир Мовсум аге, но я никак не мог понять, кто это такой и почему меня гладят по голове? Бабушка никогда не ходила к нему по центральным улочкам, потому что даже после войны его дом был под негласным надзором, и все об этом знали. Бабушка не хотела подставляться, потому что она была из поколения, прошедшего 37-ой год. Она пережила смерть своих братьев, ссылку, каторгу, уничтожение всего рода. И только необыкновенная мудрость
позволила ей сохранить малую частицу семьи. Я не стал коммунистом и потому, что слишком много плохого о советской власти я узнал от бабушки. Я знал о том, что Крепость была разделена НКВД на так называемое шашечное деление, и заселена стукачами. Мы их знали в лицо, и сторонились их. А эти люди очень хорошо жили – к ним приезжали гости на «Победах», они никогда не нуждались и всегда ели досыта...
Дядя, и отец вместе с ним, вернулись только в конце апреля 1946 года… Все это время он провел в Манчжурии, где советские врачи после поражения Японии проверяли госпитали, в которых ставили опыты на людях. Потом выяснилось, что всех, кто был задействован в этой сверхсекретной операции, должны были расстрелять. Почему их оставили в живых, я не знаю… Дядя никогда не рассказывал о том времени, и даже не смотрел военные фильмы. Для него это было омерзительно, потому что он видел, как промывают мозги… Он всю войну, будучи военным хирургом, провел в крови, за операционным столом. А потом к нам во двор приходили спасенные им люди, и благодарили моего дядю, великого врача Гаджиага бея… Кстати, самые тяжелые ранения на войне получали именно азербайджанцы, потому что их и других инородцев специально выставляли на переднюю цепь. А грузины и армяне были, в основном, на очень хороших местах…
Для того чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его исторические предпосылки – книги, артефакты, и Российская империя, а потом и коммунисты, делали это постоянно. Когда в Баку начали рыть котлован для строительства Александровского собора, то нашли прото-кладбище, так называемое кюповое захоронение, при котором людей хоронили в огромных керамических кувшинах. Это говорило о новой керамической эре, когда появилась возможность создавать любые формы. В этих погребальных кувшинах было все необходимое для загробной жизни - оружие, инвентарь, и все это огромное количество артефактов увезли в Петербург. Кстати, там же находятся и самые лучшие рукописи и миниатюры…
В 1968 году после окончания художественного училища я отправился в Ленинград. Это была эпоха шестидесятников со своими книгами, джазом, «радиоголосами», которые прорывались в Советский Союз через свист и шепот. Я танцевал буги-вуги и рок-н-ролл при закрытых дверях и ставнях, чтобы не настучали соседи. Сначала мы увлекались этой музыкой из любопытства, потом это было увлечение новым ритмом на фоне мугама, который, кстати, никогда не запрещался. Более того, я считаю, что настоящий классический мугам - это самое лучшее достижение СССР, как это ни странно. Большевики упустили то, что через мугам человек привязывается к своим корням. А ведь в СССР это было одной из сверхзадач – оторвать человека от корней, и сделать из него Ивана, родства не помнящего. Этим целям блестяще служил так называемый интернационализм и русификация, когда на самом высоком уровне поощрялась женитьба на русских, армянках, еврейках.
Это было интернационализм для карьеры – если ты продвигался по партийной линии, то жена должна быть другой национальности. В первую очередь поощрялись русские жены, а потом уже все остальные. Эта русификация и отрубание корней приводили к тому, что в высших эшелонах власти было очень много смешанных браков. Населению это преподносилось, как дружба народов. На самом же деле это делалось для воспитания поколения манкуртов, которыми было очень легко управлять. И постепенно правопреемники тюркского мира стал манкуртами - людьми с промытыми мозгами, которые должны были служить этому новому образованию под названием СССР.
Но мугам остался! Когда был перекрыт кислород везде и всюду, в мугам 60-х годов пришли настоящие вокальные и инструментальные титаны. И власть их проглядела! Ну, какая политика может быть в кяманче? Никакой. Но появились умельцы, искавшие новый звук, а для этого им пришлось изучать историю, исследовать изображения древней кяманчи на старинных миниатюрах. То есть, начиналась исследовательская работа, которая восстанавливала связь с корнями. То же самое происходило и в других республиках, но менее всего это происходило в Средней Азии и, особенно в Казахстане, который из-за огромного количества концлагерей стал второй Сибирью. И появление Чингиза Айтматова и Олжаса Сулейменова стало противлением этому злу, этим зубам дракона, обильно посеянным на землях Казахстана.
В этом аспекте мугам стал огромным упущением власти, потому что появившиеся самодеятельные национальные коллективы, ансамбли песни и пляски, восстанавливая свои утраченные корни, стали тем самым топором, который рубил сук СССР. Конечно же, иногда раздавалось грозное рычание власти, обвинявшей тех или иных деятелей в пантюркизме, славянофильстве и так далее. Власть время от времени как будто пробуждалась, но уже было поздно. Машина уничтожения была запущена. Сослали профессуру, но им на смену пришли те, кто помнил их лекции, то есть их ученики. Да, Вавилова уничтожили, но дело его осталось. Не прижился даже всесоюзный сеятель Лысенко, потому что в результате его научной деятельности в стране нечего было есть. Благодатные семена всегда дают благодатные всходы в последующих поколениях, и когда наступает качественное изменение этноса, он вырывается вперед. Те же, кто этого не хочет, делает все возможное, чтобы уничтожить этот этнос. В данном случае, я говорю об азербайджанцах, когда в 37-ом году была уничтожена вся элита нашего народа. Дело доходило до того, что уничтожали хороших ремесленников, и к этому были приложены политтехнологи ЦК КПСС.
И опять громадное упущение – любой власти нужны профессионалы, потому что на одних горлопанах далеко не уедешь. Например, в СССР Политбюро утверждало 15 художников, по числу республик, для работы в музеях Ленина. В это число, благодаря профессионализму, попал и я. И стал единственным в истории КПСС человеком, который, не будучи коммунистом, стал главным художником музея Ленина… Когда Лигачев принимал в Баку мою выставку, посвященную II съезду РСДРП, то сказал: «За всю историю Советского Союза я впервые увидел такую грамотную и умело сделанную выставку. И с такой политической направленностью и воздействием на умы». С 1969 года, когда к власти пришел Гейдар Алиев, все объекты такого рода поручали оформлять мне. То есть, я, не коммунист, выполнял заказы компартии. Мало того, мне удалось ввести так называемую арабскую вязь в кириллицу, и разработать а-ля восточные надписи, которые до сих пор востребованы… И меня за это не прессовали… Но меня вообще трудно прессовать, потому что я тут же пишу заявления, и ухожу. А для случаев, когда меня пытались агитировать в партию, у меня была припасена отговорка: «Я не хочу портить чистые ряды коммунистов своей персоной. Коммунист должен быть примером во всех отношениях. Какой же я могу подать пример, если нарушаю трудовую дисциплину?»
У меня в кабинете висел черный похоронный костюм, и когда меня вызывали в ЦК, я снимал джинсы, и переодевался в эту униформу. Кроме того, я был единственным главным художником, ездившим на единственном в Баку японском мотоцикле «Honda», который мне прислали ребята из Мурманска…
После того, как в студенческие годы я прочитал роман Пастернака «Доктор Живаго», «Мастера и Маргариту» Булгакова, издания «Посев», за который можно было сесть в тюрьму, у меня появились первые мысли о том, что эта страна обречена… Это смутное предчувствие краха было сформировано во мне многими факторами - бабушкой, азербайджанскими поэтами, самиздатовской литературой и природным чувством справедливости. Но мне казалось, что это произойдет в отдаленном будущем, и я не увижу крушение империи.
А пока мы читали и передавали друг другу запрещенную литературу, руководствуясь принципом – прочитал, передай товарищу. Каким-то шестым чувством мы угадывали стукачей, которых в институте было очень много. Эти дешевки стучали по разным причинам, но, однажды вступив в это дерьмо, вылезти оттуда невозможно. И вонь от таких людей исходит постоянно, даже на уровне органики…
Мы, питерские студенты, снимали стресс после экзаменов следующим образом. У знакомого киоскера я покупал целую пачку редких журналов из социалистических стран, и в числе прочих я брал журнал «Корея», конечно же, Северная, который никто никогда не покупал. Я начинал читать на русском языке с выражением, потом передавал товарищу, и так по кругу, и у нас в аудитории стоял неимоверный гогот. И в то же время я увлекался джазом настолько серьезно, что записался в один из самых элитных клубов Советского Союза – Джаз-квадрат, где папа советского джаза Мысовский читал нам лекции. Мне даже довелось живьем увидеть выступление Дюка Эллингтона, когда он приехал в Ленинград на гастроли. Но самое главное - я был отличником, и имел доступ в Салтыковку. В этой библиотеке можно было пользоваться только карандашами, а листы, на которых ты делал записи, пересчитывались. И там впервые я увидел миниатюры тебризской школы XVI века Солтана Мухаммеда. Я часами дышал над этими миниатюрами, и прикасался к этим бесценным листам руками, одетыми в белые перчатки...
Переоценка ценностей происходила в моем сознании еще до Булгакова, когда я читал Вагифа и Низами, и в этом заслуга моей бабушки, с которой мне очень повезло. Наргиз ханум читала мне эти книги, каким-то чудесным образом спасшиеся от уничтожения, на азербайджанском языке, причем на латинской графике. Армяне и грузины не утратили свой алфавит, в Азербайджане же алфавит менялся четыре раза, разорвав, таким образом, связь поколений. Наших закавказских соседей это не коснулось потому, что они были самыми верными слугами большевиков и входили во власть…
Долгое время бабушка, получившая образование в Париже, хотела научить меня французскому языку. Но я постоянно отнекивался – ну, что это за ерунда, как можно изучать язык «мусью»? Для четырнадцатилетнего крутого пацана это было чем-то смешным. А моя бабушка, кроме французского языка, знала русский, фарси и арабский. Счастливы те семьи, в которых были такие бабушки… А моя мама была уже партийной, и разрыв между матерью и дочерью проходил на уровне кровного родства. Но в нашей семье как-то удавалось сохранить любовь и уважение, несмотря на разность идеологии. Бабушка была мудрой, и понимала, что эта партийность является неким условием для выживания. Ведь моя мама очень долго носила клеймо «дочери врага народа». Наш род вообще очень долго был отверженным. Кстати, это был очень хороший фильтр. Как сказала мне бабушка - в 37-ом году она узнала «кто есть кто», и благодарила за это Шура Хёкюмяти, как она называла СССР.
Но бабушка воспитывала во мне не только литературный вкус… Однажды, когда я учился в первом классе, из школы я пришел избитый и весь в крови. Домой меня бабушка не пустила, а когда я стал хныкать, она строго сказала: «В этот дом избитые мужчины не входят». И я пошел к каждому из обидчиков, и разобрался… Сейчас так много проблем с воспитанием потому, что у мальчишек советские бабушки. А мне и моему поколению повезло - у нас были совсем другие бабушки, которые пережили 37-ой год. Это воспитание прервалось… Это и есть результат манкуртизации...
Бабушкины рассказы про жизни Низами, Вагифа, Насими, про их философию, про то, как они не боялись говорить правду в лицо шаху, возбуждали мои сомнения – почему тогда это было можно, а сейчас нельзя? Это приводило меня к разным неприятностям в школе и на пионерских мероприятиях, за которые мне регулярно давали по башке. Маму и бабушку постоянно вызывали в школу - что это такое, кого вы воспитываете, товарищи? А я все время возмущался – почему же мне нельзя критиковать и говорить правду? Мы же все равны? У нас даже есть газета «Правда» за 2 копейки… Цена меня особенно удивляла - какая может быть правда за 2 копейки? Такая же двухкопеечная…
Правда, в Советском Союзе было куда пожаловаться недовольному гражданину… На месте, где сейчас находится музей Миниатюрной книги, в конце 70-х годов была отвратительная свалка, куда жители окрестных домов выкидывали мусор. Летом пройти мимо Дворца Ширваншахов из-за ужасного запаха было просто невозможно. Куда я только не писал, ничего не действовало! Наконец, я написал очередное письмо, как в то время говорили, «зурну», и пошел в райком партии. На посту у меня забрали конверт, а потом вызвали в кабинет какого-то из секретарей. Я все подробно рассказал, перечислил адреса всех своих безрезультатных обращений, и в конце добавил: «А вы знаете количество туристических автобусов, которые приезжают во Дворец Ширваншахов? И что в каждом автобусе бывает по 60-80 туристов? А теперь посчитайте, сколько людей в день видит это безобразие?» На следующий день там возвели такой высокий забор, что закинуть туда мусор было уже невозможно. Это было мгновенный ответ на жалобу обычного, не партийного гражданина. Некоторые проблески на фоне всеобщей лжи все же были, и люди знали, что даже если ты нигде не можешь получить адекватный ответ, то можно пожаловаться в «Народный Контроль» или тот же райком партии. И, как последняя надежда, можно было пожаловаться в Москву. Этот страх того, что люди напишут, поедут, позвонят в Москву, заставлял чиновников и функционеров хоть как-то шевелиться. И у людей была надежда, что все исправиться, надо только убрать плохого чиновника и посадить на его место хорошего. Правда, думающие люди прекрасно понимали – точечными перестановками систему не исправишь.
Одним из важнейших последствий межнациональных браков было рождение огромного количества детей, в которых были смешаны разные национальности. В чем состоит разница межнациональных браков у тюрков и в СССР? У тюрков они были основаны на принципах справедливости, и дети, рожденные от этих браков, не становились изгоями, они были равны с другими детьми. Но как только начали появляться дети-метисы (кстати, это сталинское слово), к ним относились по-другому. Это была политика уничтожения индивидуальности – когда человек интересен не сам по себе, а потому, что он чей-то соплеменник или земляк. И большевики поставили уничтожение индивидуальности во главу угла. Отсюда и уничтожение хуторов, коллективизация, которые были не экономическим, а политическим решением - сбить всех в стадо, и управлять. В Советском Союзе впервые в мире начали строить коммунальное жилье, то есть колхоз в городе. Шло тотально уничтожение собственных домиков, где был свой жизненный и родовой уклад. И постоянная ротация населения – перемешать, размешать, смешать. Потом снова собрать и перемешать, и так до бесконечности. Как только какой-то этнос достигал определенной победы, он уничтожался, что и было сделано с азербайджанцами. Но я это говорю совсем не к тому, что надо посыпать голову пеплом, и плакать. Неспроста же на таком маленьком клочке земли нам так много дано Богом. И то, что наша земля в основном состоит из глины. И то, что мы первые в мире по грязевым вулканам, количеству климатических зон, что мы обладаем единственной в мире белой нефтью, идущей из пуповины земли, которую напрямую, без всякой обработки, заправляли в истребители во время войны… Но и тут историческая несправедливость – города, которые не имели столько заслуг для победы, стали городами-героями, а Баку, снабжавший нефтью всю войну Красную армию, так и не получил это звание…
Возможно, те, кто в то время руководил Азербайджанской ССР и хотели, чтобы роль республики в победе над фашизмом была увековечена, но они ничего не смогли сделать. Дело в том, что роль личности в истории СССР была сведена на «нет». Даже высшие руководители страны были лишь винтиками в огромной большевистской машине, которой управляли три нации – русские, евреи и армяне. И революция была сделана именно ими. Почему же до сих пор не обнародованы счета, по которым из Германии текли огромные деньги в большевистскую казну? Кайзеровская Германия должна была свалить Российскую империю, так как Первая Мировая война показала ее слабость, и у Европы возникла надежда на то, что разрушить Россию будет легко.
Но на территории Российской империи возник СССР, и вскоре весь мир ахнул – нищая, пухнувшая от голода страна, обзавелась атомной бомбой. После войны Запад увидел огромный военный потенциал, СССР стал одерживать победы одну за другой за счет человеческого потенциала – людей для победы не жалели. И вся страна жила для того, чтобы накормить военного монстра. Известие о том, что СССР разрабатывает лазерное, психотронное и водородное оружие, всколыхнуло весь Запад, и они поняли - если не принять меры, то этот монстр точно задавит весь мир своим оружием и своей идеей фикс о мировой революции. И они не захотели становиться рабами этой
страны, потому что понимали - несмотря на ироническое отношение к советскому руководству, если будет приказ, вся страна пойдет воевать. И это показал Афганистан, когда наши мальчики, эти самые бывшие пионеры и октябрята, вели зверскую кровавую войну. А надо было бы, и Америка была бы в крови… Поэтому на политической сцене появилась фигура Горбачев, его жена, любительница камней, и вся его проплаченная команда. Им нужно было создать национальные конфликты по всей стране – Узбекистан, Молдавия, Казахстан, Азербайджан, Армения. Вот так работают деньги… В иерархии власти, если говорить тюремным языком, то место Горбачева у политической параши, где находятся опущенные за стукачество и продажность. И даже Нобелевская премия мира, которая должна была стать для Горбачева неким чистым одеянием, настолько смердит дерьмом, что сама себя дисквалифицировала.
Несмотря на трагические страницы нашей истории, я совершенно спокоен за будущее Азербайджана и свой народ – уж если мы пережили монголов, персов с их влиянием, Российскую империю и СССР, и восстанавливались, это говорит о нашей пассионарности. Мы всегда оказывались на белом коне победы, и я уверен, что из конфликта с нашими «соседями» мы выйдем достойно и с победой…
Мир-Теймур, художник, скульптор
|
Я хотел подчеркнуть этим молодость твоей души - Тогрул Нариманбеков |
Уроженец Баку Тогрул Нариманбеков давно уже стал москвичом и парижанином. В последнее время в этих столицах он проводит большую часть своего времени. \"Но даже в Париже - признается всемирно известный мастер кисти, - когда я закрываю глаза, вижу картины Апшерона: трубы, как нервы, нефть, как кровь земли, белый морской прибой, окантованный черной каймой мазута. Суровая красота этого очеловеченного пейзажа неисчерпаема…\"
Выдающемуся азербайджанскому художнику Тогрулу Нариманбекову исполнилось 80 лет. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о награждении орденом \"Шараф\" Тогрула Фарман оглу Нариманбекова за заслуги в развитии азербайджанского изобразительного искусства.
Тогрул Нариманбеков превращает тьму в свет. И, наверное, именно поэтому высвобождается такое фантастическое количество энергии. В его картинах борется все со всем: красное с черным, синее с желтым, светлое с темным. А нам остается завороженно следить за этой невозможной борьбой. Картины Тогрула Нариманбекова орнаментальны, как восточная музыка, как круглые жесты беседующих в чайхане мужчин, как пиры, как цветущие сады, как старые щербатые дома с витиеватыми балкончиками. Художник, уверен, сейчас почти единственный, кто может развить дальше это древнее восточное искусство орнамента - и он это делает, но опять же в борьбе, ломая орнамент, внедряя в него экспрессию, выгибая плоть, затрачивая мегатонны энергии.
Праздничная пестрота народного быта, притягательная прелесть земных плодов, колоритная красота людских лиц, цветущее изобилие живой природы - любой предмет изображения, всякий жанр искусства превращается под кистью художника в апофеоз душевной широты и нравственного здоровья. Творчество Нариманбекова многолико, изобильно темами, преисполнено фантазии, хотя многие мотивы и художественные образы сохраняются в нем годами как величина постоянная.
\" Во Франции - рассказывает Тогрул Нариманбеков - сейчас безумный и довольно страшный арт-бизнес. Без имени, без ценника на фамилии ни один гений не пробьется. А имя делают несколько галерей. Впервые, когда я выехал в Париж, мне предложили писать картины прямо на месте, просто за проживание, \"за харчи\"\"
Согласился, но когда работы попали на аукцион в Нью-Йорк, вот тут и произошло чудо, о котором мечтает каждый художник. Во всех каталогах против фамилии Нариманбекова стоит отныне цифра с несколькими нулями.
Художник так заряжен энергией, что в пустой бакинской квартире, в окружении пяти только что написанных картин, заполняет все звенящее пространство только этим голым сгустком самого себя, своими любимыми оперными ариями и безумными планами.
Дмитрий Горбунцов, член Союза художников России:
\" Нет, что бы там ни говорили, а генетическая память - все же великая вещь. Разумеется, я далек от мысли напрямую связывать особенности образного видения, творческого почерка того или иного художника, писателя, композитора или любого другого работника искусства, прежде всего с его происхождением, национальностью родителей, с местностью, где он появился на свет, сделал первые шаги в жизни, а потом и в искусстве. Но что касается народного художника СССР Тогрула Нариманбекова, ставшего, как любят шутить его друзья, своего рода \"яблоком раздора\" между Баку и Вильнюсом, Москвой и Парижем, поневоле задумываешься над этим.
Да и вообще со стороны, кажется, о чем тут спор - Тогрул Фурман-оглы Нариманбеков, - конечно же, азербайджанский художник. Он родился в 1930 г. в семье бакинского энергетика. Все предки по мужской линии были азербайджанцами. И полагали, что лучше их нефтяного Апшерона, синего Каспия, скалистых гор, фруктовых садов и родного Баку нет ничего на свете. Потому и будущий художник с юных лет, сам того не сознавая, впитывал в себя все богатство красок южной природы, где даже обычный гранат кажется маленьким солнцем, символом жизни. Не говоря уже о неповторимых узорах и цветах здешних ковров и о других всемирно известных изделиях народного декоративно-прикладного искусства, а также произведениях восточной миниатюры. Не здесь ли лежат корни его увлечения цветом - сияющим красным, глубоким черным, ослепительным золотисто-желтым, напряженным синим, мягким нежно-голубым? Именно эта яркая, солнечная декоративность картин Нариманбекова пленит и чарует с первого взгляда, рождает в нас чувства ликующей радости, восторга и изумления перед такой красотой земли, ее плодов и трудов рук человеческих...
В его \"близости\" к импрессионистам, по всей видимости, сказалось и влияние матери, страстной их поклонницы. Мама у Тогрула - француженка (отец на ней женился, когда его посылали в Париж учиться электротехнике). От матери же он перенял и абсолютный слух, а также любовь к пению. Да настолько сильную, что долгое время все никак не мог решиться чему себя посвятить - музыке или изобразительному искусству. В конце концов, художник победил в нем певца...\"
Интервью в Театре оперы и балета в Баку
Обычно не прибегая к стилизации, не эксплуатируя классическую, иконографию и не апеллируя к цитатам, он ищет в культурном наследии Востока некие структурные значения, квинтэссенцию вековой мудрости народа.
- В живописи вы можете делать что хотите - тут больше свободы в самовыражении, а вот в музыке…, здесь все так сложно…Сольфеджио…
- А что вы скажите тогда про полифонию?
- Ну, полифония - это вообще математика, ужас.
- Музыка и цвет так неразрывно связаны, и я не удивляюсь, что вы так любите петь.
- Я обожаю петь неаполитанские песни. Я выпустил диск, который записал во Франции, и, кстати, подарил его нашему Министру культуры. Неаполь - удивительный город!
- Да он так прекрасен, что там невозможно не запеть, белоснежные мраморные дома амфитеатром спускаются к морской бухте…
- Вы там были (с надеждой)?
- Нет, но я видела фото-открытки.
- А я был. Кстати, мне предлагали в нашей Филармонии провести концерт вместе с выставкой, но я пока не готов. Думаю, к весне определюсь.
- Говорят, что вы наполовину француз?
- Да, моя мама из Гаскони. Эта область граничит с Испанией.
- Ну, вы прям Д *Артаньян. Темперамент, наверно, гасконцам достался в наследство от испанцев.
- Да, может быть (смеется). Значит вы дирижер. А кто из композиторов вам нравиться? Мне, например, очень близок Пуччини. Гениальная музыка.
- \"Чио-Чио Сан\" - моя любимая опера. В этом театре мне даже как-то пришлось участвовать в хоровой массовке этой оперы.
- Что вы говорите! Мелодика Пуччини не предсказуема (начинает вполголоса напевать арию из оперы \"Чио-Чио Сан\"). Она великолепна. У Верди, например, все проще.
- Ну, Верди гораздо старше, на то он и классик.
- Само собой разумеется, Пуччини этот бесценный опыт классиков XVIII - XIX веков соединил с новаторскими течениями XX века, и у него получилось нечто особое.
- Я слышала, что Вы в Гяндже расписывали зал музыкального училища?
- Откуда вы все знаете? Только не зал муз. училища, а зал библиотеке имени Пушкина и Низами. Мне ещё помогал один молодой человек, он всё выспрашивал, рассматривал, внимательно за всем следил, а потом настолько вдохновился, что как раз и оформил концертный зал музыкального училища.
Григорий Анисимов, заслуженный деятель искусств РФ вспоминает:
\" Как-то мне пришлось заночевать в Баку в подъезде в Доме художников на проспекте Строителей. Это было и непривычно, и необычно. Но делать было нечего, я разминулся с друзьями. Принес с улицы доску, накрылся курткой и заснул, загадав, что первый, кто утром придет, - тот и есть истинный художник.
Ранним утром первым пришел Тогрул Нариманбеков.
- Ты что тут рано делаешь? - спросил Тогрул.
- Ночую в подъезде!
- Сейчас пойдем, позавтракаем, - спокойно сказал Тогрул, и через полчаса мы уже сидели с ним в ресторане и сытно завтракали.
Давняя дружба связывала меня с Тогрулом. Мне нравился его творческий задор: годами мы видели на выставках серую, скучную, бескрылую живопись. Вдруг в Москве появились работы яркие, живые, необычайно выразительные. Нариманбеков не сразу пришелся по душе московским реалистам. Но напористый бакинский художник нарушал безжизненное однообразие. Он был воспитанником литовской школы, там жили традиции высокой культуры и декоративные приемы, связанные тесно с народной культурой, которая складывалась веками.
В Вильнюсе Тогрул учился еще и в консерватории. У него был сильный и красивый голос, он охотно пел, когда собиралась компания друзей - Сбросов, Никонов, Попков.
Нариманбеков не был в Москве чужим. Он часто приезжал в Москву, живал в Доме творчества на Сенеже, работал во всесоюзных группах.
Нариманбеков - это всегда образ, метафора, обобщение.
В 1965 году Тогрул написал картину \"Мугам\". Три музыканта играют на народных инструментах, а справа стоит маленькая девочка с гранатом в руке. Это сама Мелодия, полная огня и затаенной зачарованности.
Открытия, сделанные Тофиком Джавадовым, повлекли художника к романтической цветоносной живописи, в которой не было иллюзорности и фальшивого пафоса. Эти традиции подхватили Горхмаз Эффендиев, Расим Бабаев, Фархат Халилов и Тогрул Нариманбеков. На формирование школы азербайджанской живописи большое влияние оказал брат Тофика Джавадова Джавад Джавадов - человек необыкновенно талантливый, неутомимый искатель новых путей в живописи. Возле него взросли такие таланты, как Кямал Ахмедов, Санам Курбанов, Алеусат Алиев и целая поросль молодежи, которая пришла в искусство в 70-е годы.
Тогрул Нариманбеков не был лидером, но с его напористой, энергетической поэтикой считались. Самобытность, использование примитива, формальных приемов, сочетание национальных приемов с европейской школой легко давались Тогрулу. Его стали чаще выставлять за рубежом. Мать Тогрула мадам Ля Рудэ была чистокровной француженкой, и Нариманбеков внутренне созрел для того, чтобы переехать в Париж. Сначала он около десяти лет прожил в Америке, а после поселился в Париже.
Особое поэтическое видение мира сделало работы Нариманбекова заметным явлением культуры. Он стал народным художником республики, потом СССР, получал Государственные премии, и теперь он член Российской академии художеств.
Однажды он пригласил ко мне в мастерскую известного критика Александра Каменского и быстро написал его портрет.
Саша был несколько шокирован тем, что его лицо мастер написал яркими зелеными красками.
- А почему лицо у меня зеленое? - спросил Каменский. Тогрул тут же ответил:
- Я хотел подчеркнуть этим молодость твоей души.
Нариманбеков оформил Театр кукол в Баку (1977 год), гостиницу \"Москва\". Его монументальная живопись свободно и естественно перешла в разряд фресок на больших пространствах стен.
Каменский назвал стиль Тогрула орнаментально-плоскостной системой.
В цикле фресок в Театре кукол большое место отдано народным представлениям о красоте и фольклору.
Образно-поэтическая палитра Нариманбекова наполняла азербайджанское искусство. Ему явно повредило отсутствие соответствующего окружения.
Молодые художники выбрали свои дороги. Но тот волшебный реализм, который был создан Тофиком Джавадовым впервые, постепенно угасал, становился иным. Бахлул-заде уже не было. Его традиции не получили у молодых дальнейшего развития. Жизнь стала другой - изменилось и национальное искусство. Но наследие больших мастеров не умерло, не погасло. Оно остается живым и движителем для молодой генерации современных художников\".
Тогрул Нариманбеков родился 7 августа 1930 года в Баку. Тогрул Нариманбеков окончил Азербайджанское художественное училище имени Азима Азимзаде, затем, с 1950 по 1955 год, Литовский художественный институт. Лауреат Государственной премии СССР (1980). Народный художник Азербайджана (1967). Помимо деятельности художника, Нариманбеков является обладателем прекрасного голоса и в юные годы исполнял различные арии азербайджанских и зарубежных композиторов. В конце 90-х годов выступал с концертами в родном Баку. Его картины хранятся во многих ивзсетных музеях мира.
Отец художника, Фарман Нариманбеков, учился в Тулузе, в 1929 году вернулся в Баку, участвовал в строительстве Мингечаурской ГЭС, в 1930-е годы был отправлен в заключение. Его жена Ирма, француженка по происхождению, была сослана в Узбекистан до 1961 года.
В настоящее время живёт в Париже. Дочь Эсмер - заслуженный художник Азербайджана, доцент Азербайджанской художественной академии.
\" Мой отец - народный художник Азербайджана Тогрул Нариманбеков, в данное время живет во Франции. Мой прадед Амирбек Нариманбеков был губернатором Баку. Его сына Фармана мусаватское правительство направило из Баку на обучение в Европу в числе 40 специалистов. Таким образом, мой дед поступил на энергетический факультет в Тулузе, в дальнейшем, когда он сюда вернулся, он стоял у истоков строительства Мингячевирской ГЭС.
В период учебы в Тулузе Фарман женился на француженке Ирме Ля Руде (моей бабушке). Она была портнихой. В 1926 году родился их первый сын - Видади Нариманбеков. Затем они переехали жить в Париж. В 1929 году мой дед решил вернуться в Баку, как истинный патриот, услышав, что в Баку уже советская власть, и потребуется его помощь, как специалиста. Так он возвращается со своей француженкой женой и с трехлетним сыном в Баку.
Когда они приехали в Баку, отсюда, преследуемые новой властью, многие бежали в Стамбул, кого-то расстреляли, кого-то посадили. В 1930-м году родился мой отец Тогрул Нариманбеков, а отец Фармана, бывший губернатор города Амирбек Нариманбеков, скончался в том же году.
Моя бабушка-француженка, будучи в Баку, попала в очень сложные жизненные обстоятельства, пережила самое трудное время.
Во времена Сталина многих из тех, кто получил образование в Европе, репрессировали. Это коснулось и моей семьи. Деда схватили ночью прямо со стройки Мингячевира, где он тогда работал, и увели. Затем сослали в Сибирь. А бабушку Ирму, когда началась отечественная война в 1941 году, репрессировали и сослали в Самарканд. Она прожила там до 1961 года, не имея права на выезд. Вернулась обратно в Баку, благодаря моему отцу, который приложил немало усилий, ходатайствуя перед правительством. Затем она ездила во Францию, навещала своих родственников, но уже и не мыслила себя без Азербайджана, это была ее вторая родина. Бабушка говорила плохо на русском, хотя прожила среди русских. Со своими детьми она общалась на французском языке, я тоже стала изучать французский, и пока она была жива, я говорила с ней на французском. Мне было приятно, что в нашей семье - чистокровная иностранка. На 99-м году жизни бабушка скончалась. Она до последнего часа шила верхнюю одежду, шляпы. Дед тоже после амнистии вернулся в Мингячевир и был профессиональным энергетиком.
Так все и пошло, папа любил всегда французскую школу искусства, дед владел испанским, французским, английским, знал 6 иностранных языков в совершенстве. Бабушка знала испанский так же хорошо, как и французский. То поколение людей обладало большими знаниями, чего нет у современной молодежи. Молодое поколение учит язык с тем условием, чтобы зарабатывать на этом. Сейчас основа нашей жизни - прагматизм. Трагедия времени в этом.
- Отражаются ли мировые проблемы на творчестве художника?
- Не думаю. Мой отец Тогрул Нариманбеков, например, всегда пишет с удовольствием и упоением. Он покупает роскошные цветы, наблюдает за ними, как за людьми, восхищается по-прежнему природой, красотой. На него кризис не оказывает никакого влияния. То же самое и Саттар Бахлулзаде, если бы сейчас был жив. В детстве я имела счастье соприкоснуться с этим человеком. Он очень часто гостил у нас дома, дружил с моим отцом, матерью, она была скульптором, она создала его портрет. С таким удовольствием, как ребенок, он рисовал пастелью, фломастерами, акварелью. В принципе, истинного художника не касается кризис. Так как он умеет себя ограждать от внешних неприятностей, создавая свой мир и довольствуясь им\".
В статье использованы материалы с сайтов www.kaspiy.az, www.ogoniok.com, www.oilru.com, www.azcongress.ru, www.newsazerbaijan.ru
Связаться с автором статьи можно по адресу agency@trend.az
|
Тогрул Нариманбеков: "Смерть для меня не страшна" |
|
ул.Эфендиева,(б.Мамедъяровская) ул. - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ул.Эфендиева,(б.Мамедъяровская) ул. - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ул. Тельмана Багирова - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ул.М.Шафи - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
ул.М.Шафи - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
Без заголовка |
|
Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов |
В одном из древних мифов сказано, что Бог создал человека из глины. Миф передавался от одного поколения другому. К нашему времени наука нашла ответы на многие вопросы, волновавшие людей Древнего мира. Но в этом мифе, дошедшем до наших дней, сохранилась одна загадка. Почему именно глина, по древним представлениям, послужила материалом для создания человека?
Глина известна людям еще со времен неолита. Глиняными красками 20000 лет назад были сделаны наскальные рисунки в Каповой пещере на Урале. Древние народы Центральной Америки лепили из нее статуэтки своего главного божества —Кецалькоатля. Египтяне с ее помощью снимали посмертные маски с фараонов. До сих пор при раскопках античных городов археологи находят амфоры — глиняные сосуды с длинным и узким горлом. Именно благодаря глине, из глубины тысячелетий дошли до нас древние тексты. Глиняные таблички с письменами, обнаруженные учеными в Сирии, насчитывают 5000-5500 лет. Самая древняя в мире библиотека принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу, правившему в VII веке до нашей эры. В ней было 30000 глиняных табличек с текстом. Египтяне и финикийцы писали на увлажненных пластинках из глины тростниковыми палочками или заостренными гусиными перьями. Глина, смешанная с песком и соломой, давала хороший строительный материал — саманный кирпич. Шумеры возводили с ее помощью свои башни-зиккураты. Глиняным был город Вавилон.
Одним из самых древних сооружений из глины является храмовый комплекс Тель-эль-Обейде в Месопотамии. Глина входит в состав фарфора, изобретенного китайцами 1300 лет назад. Посуда из него издавна ценилась так высоко, что за одну чашку давали намного больше золотых монет, чем их могло в ней поместиться. Изделия из яркой, разноцветной обожженной глины, покрытой глазурью, называют майоликой. Ею прославился в конце XIV века Самарканд. Знаменита также итальянская майолика эпохи Возрождения (XIV-XVI века). Из глины в Германии были выпущены даже монеты. Изготовила их в период с 1914 по 1924 год Мейсенская мануфактура, которая производит известный во всем мире мейсенский фарфор. Теперь эти монеты находятся в музеях и частных коллекциях.
Но и дерево» и камень тоже были издавна известны людям. Из них изготавливали предметы быта, орудия труда, строили дворцы, храмы, дома. Представим на минуту, что в древнем мифе говорится не про глину, а про дерева или камень. Что ж, деревянный человек был бы тверже, прочнее глиняного, а каменный — тем более. Однако не, будем спешить, послушаем, что говорят о глине ученые.
Глина, то есть глинистые минералы, имеет свойства накапливать, сохранять и передавать энергию Солнца. Миллиарды лет назад на Земле под воздействием солнечной энергии в этих минералах образовывались неорганические вещества —протоорганизмы (от греческого «протос» — «первый»). Из них, в свою очередь, возникали молекулы живых организмов. Конечно, древние люди не были знакомы с теорией эволюции (от латинского «эволютио» — «развертывание»), с помощью которой ученые объясняют происхождение жизни на Земле. Но, оказывается, они не так уж далеки были от истины, полагая, что человек создан из глины. Ведь зарождению жизни на нашей планете способствовали именно свойства глин.
Некоторые из этих удивительных свойств издавна были известны людям. Так, например, они знали, что глинистые минералы способны поглощать своей поверхностью ароматические вещества. До сих пор в Индии на этой основе существует своеобразная парфюмерная промышленность. Один из ее центров находится в селении Каннауджи в штате Уттар-Прадеш. В мае и июне воздух в этих местах пропитан ароматами тропических цветов и трав. В это время народные парфюмеры раскладывают на земле диски из прожаренной глины. Перед началом сезона дождей их собирают и помещают в аппарат для дистилляции. В нем легкие продукты — ароматы, оставшиеся на поверхности глиняных дисков, улавливаются сандаловым маслом, а затем растворяются в спирте. Полученные парфюмерные вещества называют «матти ка отгар» — земляные духи.
А у некоторых народов было принято употреблять глину в пищу. Блюдам из глин приписывались бодрящие и лечебные свойства. Так, в начале нашего столетия в Италии было распространено кушанье под названием «алипа». Оно состояло из смеси пшеницы и мергеля — глинистой породы, добывавшейся недалеко от Неаполя. У некоторых африканских племен, у аборигенов Австралии и островов Тихого океана деликатесом считаются определенные виды белых, голубых и зеленоватых глин. На базарах Ирана до сих пор продается съедобная глина. У народностей Сибири и Дальнего Востока лакомством считалась сметана, приготовленная из каолинита — одного из видов глины — и оленьего молока.
В наше время глину используют при изготовлении медицинских препаратов. Это — сорбенты, способные очищать организм человека от вредных веществ, которые накапливаются в нем. Благодаря этим же свойствам глина используется и в промышленности, например при очистке нефтепродуктов, масел и других веществ.
|
Художник, керамист, историк, бакинец - Мир-Теймур Мамедов |
|