Ирина АХУНДОВА.
КАДЕМИЧЕСКОМУ хору МГУ - старейшему любительскому хору России -
два века с четвертью.
Считается также, что он старше всех профессиональных российских
светских хоров. (Точную дату его рождения назвать трудно,
поскольку значительная часть архивных материалов сгорела в пожаре
1812 года.) До начала XX века университетский хор был мужским,
поскольку женщины не имели права учиться в университете. Теперь
он, разумеется, смешанный. Хористов более полутора сотен -
студенты, аспиранты и даже профессора! С этим коллективом пели А.
Ведерников, А. Орфенов, П. Хохлов, Л. Собинов... И. Козловский
пригласил его для записи своей юбилейной пластинки.
Самая горячая пора - январь: без участия хора не проходят ни
концерты, посвященные Татьяниному дню, ни церемонии вручения
премий имени Ломоносова и Шувалова, ни церемония присуждения
почетных званий МГУ. Впрочем, и остальные месяцы вряд ли можно
назвать "холодными".
В репетиционный зал университетского Дворца культуры я пришла,
чтобы понять: что гонит сюда людей после учебного или рабочего дня
на целых три часа?! Желтые стены, давно забывшие, что такое кисть
маляра, нагоняют тоску... Возле огромного рояля стоит дирижер или
хормейстер, этакий волшебник без волшебной палочки. Сотни глаз
следят за полетом его рук, которые словно лепят из воздуха нечто
удивительное, завораживающее... Отдельные голоса - сопрано и
тенора, альты и басы, - повинуясь лишь этим рукам, сливаются в
мощный (даже когда тихо поют, все равно мощный) поток, и он,
накрывая тебя с головой, уносит в страну, имя которой Музыка...
Мне, безголосой, вдруг ужасно захотелось стать деталью этого
совершенного многоголосного инструмента. Я уже не замечаю
отваливающуюся штукатурку, потому что музыка проникает "куда-то
глубже уха", как сказал однажды Шаляпин.
ЗАРУБЕЖНЫЕ гастроли - едва ли не самые яркие страницы жизни
коллектива. Как это ни обидно, за границей на его концерты
собирается намного больше людей, чем в России (а хор неоднократно
выступал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Архангельске,
Смоленске, Владимире, а также в Киеве, Одессе). На карте скоро не
останется стран, которые пока не смогли оценить русскую
классическую, народную и духовную музыку в исполнении одного из
самых интеллектуальных хоров в мире.
Вот как написал В. А. Садовничему Джон Бэйли, мэр английского
города Бат: "Хор был прекрасным представителем вашей страны". На
имя ректора МГУ ежегодно приходят благодарности от иностранцев,
восхищенных блестящими выступлениями.
А еще есть традиция - петь в центральном храме каждого города,
куда он приезжает во время гастролей. В Риге выступали в
знаменитом Домском соборе, в Германии - в Кельнском соборе. По
приглашению Болонского университета участвовали в церковной службе
на Пасхальной Мессе. И церковные песнопения неизменно вызывают у
слушателей восторг.
Случаются и трогательно-забавные эпизоды. Скажем, жители
Бирмингема встречали гостей в полном соответствии с русской
традицией - хлебом-солью, причем в буквальном смысле слова: на
столах стояли подносы с нарезанным белым хлебом и пакетиками с
солью!
ХОРОШИЙ тенор, как во все времена, - большая редкость. Поэтому
директора Культурного центра МГУ В. Гаврикова, который оказался
тенором, уговорили петь в хоре. Теперь и он дважды в неделю
сливается с "толпой" (так переводится с латыни слово "сhоrus").
А "повелитель толпы" - Мирза Аскеров. В 1997-м он стал
художественным руководителем и главным дирижером. Начинал же здесь
- семью годами раньше - хормейстером. Аскерова, кандидата
педагогических наук, почетного члена Всероссийского музыкального
общества и члена правления Московского музыкального общества, не
раз приглашали в профессиональные коллективы, но, имея опыт
подобной работы, он не хочет к ней возвращаться. Почему? Отвечает
так:
- Профессионалам раздал ноты, махнул рукой: "Поем?" - "Поем!".
Это их работа. Они отпели и ушли. Некоторых из них порой даже не
интересует, о чем и для чего поют. Поэтому иногда мощно звучащий
хор не трогает вашу душу. Любители же потому так и называются, что
поют не ради денег, а лишь из любви к пению. Конечно, о качестве
можно спорить, но у любителей все-таки больше заинтересованности,
энтузиазма. В нашем хоре умные, очень образованные, эрудированные
люди. С каким чувством, с какой душой относятся они к каждому
исполняемому сочинению! Лица просто светятся добротой. Поэтому и
аура у нас очень хорошая. Работать с любителями и легко, и в то же
время сложно, так как их нужно учить буквально всему: пению,
музыкальной грамоте, сценическому поведению, правильному отношению
к музыке... Бывает, человек говорит: "Я хочу петь!", а у него или
вообще нет голоса, или он не умеет им владеть (некоторые даже рот
открывать правильно не могут). Хотя их не пускают в основной
состав, они ходят на репетиции, поют, стараются, и, представьте, у
них начинает получаться!
ЗАПИСАТЬСЯ в хор может каждый в течение всего года. Шанс
попасть в коллектив есть и у тех, кто не имеет к МГУ никакого
отношения. Например, Нина Восконьян, воспитатель-методист
учреждения для детей с проблемами в развитии, пришла сюда 40 лет
назад. Более 30 лет поют в хоре филолог Алла Салий и юрист Дмитрий
Ромко. Более 40 лет - Елена Бураханова (научный сотрудник
Института физиологии растений РАН), доктор химических наук Клавдия
Бурдина (доцент, ведущий научный сотрудник химфака МГУ), кандидат
химических наук Лев Титов (доцент Института стали и сплавов).
Герман Федоров, кандидат биологических наук, старший научный
сотрудник кафедры биофизики МГУ, пришел в хор в 1960-м, еще
студентом второго курса. Здесь нашел верных друзей. В 1964 году
ему посчастливилось участвовать в самой первой поездке за границу
- в Чехословакию. По словам Федорова, в 60-е хор был на подъеме,
потом почувствовался некий спад: интерес к хоровому пению пропал
не только в нашей стране, но и во всем мире. Сегодня появилось
больше возможностей и соблазнов, и художественному руководителю
работать стало сложнее, зачастую приходится толочь воду в ступе.
Но уровень мастерства коллектива не падает, а растет - молодежь
приходит петь в основном после музыкальных школ и училищ. А у
старшего поколения хористов при общении со студентами молодеет
душа.
Вообще возраст певцов - понятие достаточно условное. Когда
выяснилось, что вместе со студентами Кембриджа может поселиться
лишь "молодая" часть хора, а остальные будут жить с комфортом в
другом городе, Толю Саянова спросили: "Ты молодой или пожилой?" -
"А кто едет в Норфолк?" - "Пожилые". - "Тогда я пожилой", -
ответил довольный Толя.
В хоре образовалось немало семейных пар, а кого-то сблизила
"межхоровая деятельность". Например, жены Леши Волкова и Сережи
Лазарева "перетянули" сюда свои вторые половинки из мужского хора
МИФИ, где те учились. Екатерину Владимировну Лазареву, как и
остальных "ветеранов", несмотря на заслуженное уважение, все
называют по имени. Со своим будущим мужем Катя познакомилась на
хоровых мероприятиях. Родившихся у них двойняшек родители брали и
на репетиции, и в походы. Неудивительно, что дети поступили на тот
же факультет, что и мама (географический), и с I курса поют в
хоре: Татьяна - альтовые партии, а Дмитрий - басовые (кроме того,
он играет на тромбоне). Вот уж поистине "Папа, мама, я -
музыкальная семья!" В Германию и Голландию знаменитый "лазаревский
квартет" ездил уже в полном составе.
К сожалению, организация гастролей - это всегда головная боль
для руководителя хора (где найти спонсора?). Кроме того, нужны
средства для издания афиш, буклетов, программ и, конечно, для
новых записей. Разве не стыдно, что на первый компакт-диск хора
МГУ деньги нашлись лишь у американцев? В сегодняшнем репертуаре
хора уже достаточно произведений для записи новых дисков: Глинка,
Танеев, Мусоргский, Калинников, Шебалин, Свиридов, Парцхаладзе,
Бах, Моцарт, Гендель, Верди... Неплохо было бы выпустить диск
"Поет хор МГУ 60 - 70-х годов", ведь сохранились превосходные
студийные записи...
Сказать по правде, когда близко познакомилась с хором,
захотелось написать о каждом. Хотя бы несколько строк. Да ведь это
книга получится!..
ЕСЛИ вы - домосед, но хотите познакомиться с хором МГУ, зайдите
на сайт в Интернете www.guru.ru/cc/chorus (рубрика "Концерт для
вас").
А еще не забудьте, что 6 июня на Пушкинской площади у памятника
поэту ровно в 21.00 уже много лет собираются поклонники хора МГУ,
исполняющего здесь произведения на стихи Александра Сергеевича.
И не думайте, что хоровое пение - это скучно. Я сама так
думала, пока не узнала, не поняла, не почувствовала.
Вот приходите в ДК МГУ 31 марта в 19.00 и убедитесь сами.
<$>
//Источник информации: Московская правда //Дата источника: 29.03.2003
Кристалл Пенза
Центробувь Пенза