Когда запел Методие, Тамара Ильинична плакала, не скрывая слез. |
Второй МАГОМАЕВ? Нет, ПЕРВЫЙ Методие БУЖОР!
Когда не стало замечательного певца «всех времен и народов» Муслима Магомаева, некоторые исполнители попробовали петь песни из его репертуара – на концертах, на вечерах памяти, в ретро-программах… Таких смелых было две категории: «этрадники» и «оперники». Первые откровенно недотягивали, пищали, хрипели и зачастую не «выезжали» даже за счет драматизЬма и артистизЬма. Короче говоря, были откровенно смешны, нелепы и, кроме смеха, вызывали еще и чувство жалости: ну вот куда ты полез?! Зачем позориться? Вторые обладали хорошими вокальными данными, но вот того обаяния, той энергетики, того магнетизма, которыми обладал великий Магомаев, у них тоже не было, и песни получались плоскими, невыразительными, этакими подобиями былого великолепия, выцветшими репродукциями. Вольно или невольно, но зритель начинал сравнивать – что «эстрадников», что «оперников» – с оригиналом, и сравнение в ста случаях из ста оказывалось не в пользу первых.
Когда пели женщины – ну, еще куда ни шло, по крайней мере, женский голос от мужского в любом случае отличается и метод сравнения уже не срабатывал. В итоге у большинства ценителей как хорошей песни, так и у поклонников Муслима Магомаева выработался рефлекс: слышат на каком-то канале песню из его репертуара в другом исполнении – и тут же переключают канал. У меня тоже выработался такой рефлекс. Хотя я и телевизор-то не смотрю – а зачем? Негатив цеплять? Но как-то мой хороший приятель прислал мне ссылку – зная, что телевизор я не смотрю. Там была приписка: «Послушай – не пожалеешь». Открываю: Первый российский канал, шоу-программа «Голос». Я сморщилась. Я от эстрадных шоу всегда морщусь. Еще сильнее сморщилась, когда увидела надпись под видео-роликом: «Методие Бужор и Евгений Кунгуров. «Синяя вечность». «Синяя вечность» ассоциируется исключительно с Муслимом Магомаевым. Эту песню в просторечии еще называют «О, море, море». Опять, думаю, гнусавить или визжать будут, хорошую песню испортят… Но решила послушать, хотя бы секунд десять – почему-то же мне мой приятель прислал эту ссылку?
Вот она:
Евгений Кунгуров & Методие Бужор — Синяя Вечность
Открыла. И пропала. Пропала часа на два. Сначала послушала эту песню – раз пять подряд, потом нашла другие видео-ролики, где Методие Бужор исполняет песни Муслима Магомаева. И поняла: впервые на моей практике фанатки Муслима Магомаева нашелся исполнитель его песен, при виде которого я не буду переключать канал. Более того – выдастся такая возможность, пойду на его «живой» концерт. Потому что даже на мертвом экране чувствуется совершенно бешеная энергетика, не говоря уже о таланте и о неподражаемых вокальных данных – у Методие глубокий, богатый обертонами баритон.
Я бы и больше двух часов слушала, да спать пора было. На следующий день прочитала о Бужоре все, что только нашла.
Но для начала о впечатлении – может, его кто-нибудь еще не видел и не слышал. Кстати, предвкушаю то удовольствие, которое получат бакинцы, услышав этот замечательный голос! Высокий, обаятельный, стройный, интеллигентный молдаванин, с уже упомянутым баритоном и тем, что и называют «харизмой». При этом – очень, ну просто очень-очень похожий внешне на Муслима Магомаева. Методие некоторые даже считают либо младшим братом, либо сыном Магомаева. Но это не так, да и сам Методие говорит, что он «не клон и не двойник Магомаева». Видимо, достало его это сходство, которое буквально бросается в глаза: черты лица, рост, стать, моторика движений, тембр голоса – все до боли напоминает покойного Магомаева. Но Методие отнюдь не подражает Муслиму Магометовичу, просто он таким уродился (как не подражает Высоцкому бывший бакинец Андрей Офицеров, который считается лучшим исполнителем песен Высоцкого на всем постсоветском пространстве – ему тоже просто послал Бог голос, как две капли воды похожий на голос Высоцкого).
И вот что я выяснила о новом замечательном певце. Оказалось, что сам Муслим Магомедович был знаком с Методие, пришел от него в восторг и сказал следующее: «Если я проговариваю мелодию, то Методие поет ее сердцем». Услышать такую похвалу из уст мэтра – дорогого стоит. А получилось это так. Методие Бужор в свои сорок лет – вовсе не новичок сцены, он известный в оперных кругах певец, пел сольные партии в московском театре «Новая Опера», в петербургской Мариинке», в Оперном театре в Лейпциге, солировал в Санкт-Петербургском Михайловском театре оперы и балета. Он лауреат международных конкурсов оперных певцов в Испании, Румынии, России, Италии. Обширна и гастрольная география певца. Как солист в оперных спектаклях, так и с концертами он выступал и сотрудничал с оперными театрами в США, Англии, Китае, Швейцарии, Испании, Италии, Германии, Франции, Голландии… И вот на фоне работы в опере он неожиданно «заболевает» Магомаевым. И вовсе не потому, что похож и внешностью, и голосом. Молодой певец просто вдруг осознал, каким огромным духовным богатством является творчество Муслима Магомаева, и понял, что он может и должен нести это неизмеримое богатство и дальше, даря его зрителям и слушателям и прививая им, испорченным пошлой эстрадой, вкус к хорошей музыке и хорошей эстраде. В одном из интервью Методие Бужор сказал: «Я вырос на мировой классике, а теперь всей душой полюбил и классическую советскую эстраду. Это какой-то кладезь гениальных мелодий и проникновенных стихов, замечательных оркестровок – огромный букет прекрасных и очень интересных для серьезного певца произведений. Конечно, я был бы рад пополнить свой репертуар и произведениями современных авторов, но сейчас так не пишут…» Магомаев для него – образец, но не для подражания, а для дальнейшего совершенствования, титан, репертуар которого годится для далеко не каждого голоса, но уж если осилил – успех обеспечен. Главное – не уронить знамя, не принизить ту планку, которую задал великий певец.
Муслим Магометович, как известно, регулярно сам вел свой сайт, на котором отмечал не только то, что связано с его творчеством. Там были целые страницы, посвященные молодым талантам, причем не только в области вокала. 15 февраля 2007 года на странице этого сайта появилась запись (орфографический стиль М. Магомаева приведен без изменений):
«Вчера в гости заходил певец МЕТОДИЕ БУЖОР. Молдаване славятся ПРЕКРАСНЫМИ ГОЛОСАМИ! А этот БАС-БАРИТОН превзошёл все наши с Т. И. ожидания!:-) Я о Нём много слышал, но, «ЖИВЬЕМ»… :-))) Мы помузицировали… Сыграл я ему Эскамилио, а потом Он захотел попеть мне песни из моего репертуара:-) Я подумал… «НУ-НУ»:-) Знаем мы, как вы – оперняки – поёте песенки – как ОДИН ВАРЯЖСКИЙ ГОСТЬ!!!:-(( Но, то что я услышал – ПОТРЯСЛО. Между молодым ММ и Г. ОТСОМ:-)) Только… Если я, в каких то интимных признаниях проговариваю музыку – Он её пропевает Сердцем!!:-) Да!!! Не ПЕРЕВЕЛИСЬ оказывается Музыканты-Певцы:-)!!!»
Вот такая эмоциональная запись. Говорит и о широте души Муслима Магометовича – без малейшей ревности признать, что есть еще замечательные исполнители, и о творчестве Методие – знать, на самом деле отличный исполнитель, раз САМ Магомаев такого о нем мнения.
Приятно поражало и то, что певцу превосходно удавались и лирические, и драматические, и веселые песни из репертуара великого Магомаева. Каждое произведение не только безукоризненно по вокалу, но оно точно решено по настроению, по артистическому решению, по пластике и моторике артиста. Он не подражает Магомаеву в движениях – эти движения естественны для него самого, я лично проверила, посмотрев записи Методие, когда он поет оперные арии или эстрадные песни других исполнителей.
Наблюдая за Методие, заражаешься его энергетикой, приходишь в дикий восторг и мурашки бегут по всему телу. Возникает не то чтобы эффект присутствия Магомаева, нет, голос все-таки отличается, но отличается не как прекрасное от хорошего, просто не клон же он на самом-то деле! Он – другой, он – личность, и в каждую песню Магомаева он вносит что-то свое, но умудряется при этом не выбиваться из стилистики времени, в котором написана песня, и сохранять дух великого маэстро. И понимаешь – вот оно, мастерство! И не понимаешь, а как это сделано? И понимаешь другое: вот когда не видишь, как это сделано, то это и есть признак мастерства.
Степень успеха измерить очень трудно, как и подобрать к нему точное определение. Да, наверно, этого и не надо делать. Мне кажется, тут важно другое: яркий, талантливый певец Методие Бужор убедительно, достойно, мастерски вышел на огромную зрительскую аудиторию. До этого о нем знали любители оперы, теперь – во многом благодаря песням Муслима Магомаева – о нем знает все русскоязычное пространство, а также восхищенная Европа и Америка. А впереди – новые рубежи. И новые страны для покорения. Очень бы хотелось, чтобы он покорил и Азербайджан. Наверное, нигде Методие Бужор не найдет такой любви и понимания своего творчества, как у нас. Очень бы хотелось, чтобы на него обратили внимание соответствующие чиновники из Министерства культуры и устроили ему гастроли в Баку. Удовольствие публике – гарантировано!
«Ноктюрн»
«Скажите, девушки, подружке вашей»
«Чертово колесо»
«Луч солнца золотого»
«Только раз бывает в жизни встреча»
Методие Бужор — Вернись в Сорренто
Сольный концерт Методие Бужора в Crocus City Hall 12 ноября 2014 г.
______________________
Рубрики: | музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |