-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Unna41

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2010
Записей: 3321
Комментариев: 316
Написано: 3832


Славянская мифология. Авсень.

Понедельник, 28 Марта 2011 г. 11:14 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Славянская мифология. Авсень.








У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим.
Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму.
Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня.


Н.Г.Кукель

«Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах.
«Зима» — это трудности земной жизни.
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год.
Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря:

«Добро пожаловать в новую жизнь!» .

В глубочайшей древности Авсень (Овсень, Усень, Таусень) почитался нашими предками как божество, возжигающее солнечное колесе и дарующее миру свет.
Подобно светоносному богу древних германцев Фрейру, он при зимнем солнцеповороте выезжал на небеса на борове с золотой, сияющей щетинкой: позднее русских сказках мы встретим волшебную свинку - золотую щетинку.
В ту пору Новый год праздновали 1 марта, поэтому естественно: что он считался весенним богом, воплощением Весны.



Авсень открывал путь новому лету, вез из небесного сада Ирия, то есть райской страны, щедрые дары плодородия и распределял их между смертными согласно божественному предопределению: одним щедро, с избытком, другим скудно.
Ритуалы «закликания весны» означали торжество Авсеня над зимой и стужей.




Из глубокой древности идет обычай выпекать «жаворонков» - весенних птичек, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
Дети бегали с ними по улицам, садам, огородам, полям, стараясь поднять птичек повыше. Их даже прикрепляли к крышам и шестам, ну а потом съедали во славу Авсеня.


Колядки в Малороссии. Константин Трутовский 1864.

Взрослые собирались на берегу реки, раскладывали костер, пели веснянки.
После перенесения Нового года на 1 сентября, а потом и на 1 января, об Авсене продолжали вспоминать.
31 декабря «авсенщики» ходили по деревне, разбрасывая вокруг изб зерно, оставленное для посева, распевая:

Авсень, Авсень,
Шелкова борода,
Золотая голова,
Подай пирога
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком;
Подай денежку с орлом
И копеечку с копьем!



Всю ночь, до рассвета, варили кашу Авсеню. Принеся крупу из амбара, ее не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами.
Ну а когда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое-что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет или он треснет при варке, дому грозит какая-то беда. Густая каша, румяная - будет хороший урожай, жидкая, бледная - недорода жди.
В общем-то, с приметами этими старались бороться: если каша не удалась, ее просто выбрасывали.Ну а если она сулила приятные события, то ее съедали.



«Авсенщики» в своих песнях часто вспоминали бога, который сам ходит по домам добрых и трудолюбивых хозяев, благословляя их жизнь и труд:

Таусень!
Благослови-ка, бог,
Утра Новый год!
И святые вечера!..

До сих пор в западных областях России сохранился такой обряд: накануне Нового года в деревнях ряженые водят по домам двух юношей.
Один - в венке из сжатых колосьев и в богатом одеянии, другой - в ветхом рубище и соломенном венке. При входе в избу юношей завешивают длинными покрывалами и предлагают хозяину сделать выбор.


Мороз Михайло Ількович (1904-1992)

Выбравшему богатого гостя, а значит, счастливую участь, ряженые поют хором песню, предвещающую щедрый урожай, а неудачника осмеивают. Впрочем, он может откупиться блинами-пирогами, свиными ножками, сладостями и испытать судьбу еще разок-другой, чтобы на сей раз выбрать пророка удачи Авсеня.
Откуда же произошло само имя Авсень?
На сей счет ученые спорят вот уже полтора столетия. Наиболее правдоподобно толкование, связывающее Авсеня с древнерусским словом оусинь (юсинь) - синеватый.



Xoдила калида на кануне рождества.
Просила калида со сметаной пирога.
Давай не ломай будет крошиться.
Нам некуды девать, мы в овин будем кидать.
Не дадите пирога — мы корову за рога.
Не дадите булку — уведем на улку.


Ефим Честняков. Коляда. Фрагмент

Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень (поэтому так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень).
Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру.
Другие народы считали зарю богиней и называли: древние индусы — Ушас, греки — Эос, римляне — Авророй.
Эту светозарную богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу.
Овсень же начинал не день, а год, полный трудов и забот.

Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад.
Многое об Овсене можно узнать, прочитав древнюю русскую былину о царе Усиле Добром.
Во всяком случае, этот человек, прежде чем стать богом, совершил много героических подвигов и достоин того, чтобы потомки о нем помнили.


Руслан Давиденко



Тяжела зима, ночная тьма чудится бесконечной, страшно воют волки рядом с деревней.
- Дедушко, а ежели солнце навсегда уплывет в другие царства-государства, как жить будем? - вопрошает седобородого старца пятилетний внук.
- Не боись, - отвечает дед. - Вот приедет к нам скоро Авсень - он нам новое солнышко и зажжет.
В полдень вся деревня высыпала на берег застывшего ручья. Мужики сгружают с возанесколько бревен, берутся за топоры, а бабы дружно голосят:

Мосточек мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали.
Ай, Авсень, ай, Авсень!
Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Там ехать Авсеню.
Ай, Авсень, ай, Авсень!

И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных молодца в вывороченных тулупах. Один - на золотисто-рыжем, как солнце, коне, а другой - на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмоленное тележное колесо, его спутник - копье, на конце коего - пучок соломы.
Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат:
- Добро пожаловать, Весна, новогодье! Милости просим, Авсень! Возжигай светсолнышко, возжигай!
Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу - оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой костер, на нем жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам медовуху.
Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце:
- Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай да Авсень!




Авсень — кыляда, широкыя бырода,
В печи сидит, в кошель глядит.
Кто скоро дарит, тот сына родит,
Красивыва, кудрявыва.
Кто ня скоро дарит, тот дочерю родит,
(говорком) сопливую, шелудливую.



Ай, авсень, авсень, авсень,
Сеем жито целый день!
Свети, солнышко, нам с неба,
Чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи
В лесу выросли орехи,
Чтоб снопы были толсты,
Чтобы лён пошёл в холсты;
Зелен хмель лез на батог,
Чтоб в полушку был горох!


Акимов Владимир Яковлевич.Коляда

*****

Крещенские морозы, хрустальный перезвон,
Феерия гаданий, волшебный зимний сон,
Под ветра завыванье пощады не проси,
То вольное гулянье, Языческой Руси.

Закружит, заворожит шальная карусель,
Всю душу растревожит российская метель,
Игра огня и света, таинственных причуд,
Заманят до рассвета, пугают и зовут.

Неведомых фантазий туманный хоровод,
Магических заклятий неистовый полет,
Бураном заметает и хочет сбить с пути,
И кажется, что к счастью дороги не найти.

Загадка лунной ночи, дрожащая Звезда,
За белой гранью вьюги колдует Коляда,
Все сбудется, случится, чего не попроси,
Чарующая сказка Языческой Руси.




Славянская мифология

Боги
Бог Сварог
Бог Перун
Белбог
Чернобог.
Карачун.
Лель
Бог Род.
Даждьбог
Ярило
Велес
Световид
Коляда


Богини
Богиня Лада
Перуница
Берегиня
Макошь

Нечисть
Банник


Перунов цвет
Алатырь-камень
Велесова книга .









Рубрики:  Древние славяне
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 02:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
АСИР   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2017 г. 23:35 (ссылка)
С Рождеством Христовым!!
95069755_large_0_6f36f_18f62b98_XL (699x450, 204Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку