«Все это может показаться
Смешным и недостойным вам,
Но, право, может только хам
Над русской жизнью издеваться!
Она всегда меж двух огней –
Не каждый может быть героем,
И люди лучшие, не скроем,
Бессильны часто перед ней.
Так вечных перемен полна,
Как вешняя река она,
Внезапно тронуться готова -
На льдины, льдины громоздить,
И на пути своем крушить
Виновных, как и не виновных,
И не чиновных, как чиновных.» /А.Блок/
Наше общество испытывает голод по героическому. Общество, идущее в неизвестном направлении, по определению не может иметь героев потому, что герои – это те, кто своими поступками приближают цель, будущее и сами похожи на человека из будущего.
Сегодня этот вакуум пытаются заполнить чем угодно, чаще всего эрзацем, искусственно формируя идеал (в виде «звезд», преуспевающих людей и т.п.), а затем представляют уже других под эти лекала, таких же искусственных обладателей модных фетишей, в качестве героев.
В январе СМИ заполонили эфир и страницы материалами о Высоцком В.С. Его судьбу препарировали на множество кусочков, преподнося их в различных комбинациях. В представления были вовлечены все, кто когда-либо общался с ним или имел отношения к его судьбе. Кажется, что сегодня даже врагом его быть выгодно и удобно. Женщины, которые когда-то отвергли его, теперь высказывают об этом сожаление! Разве эта ситуация нормальная? Положа руку на сердце, - В.С. Высоцкий не был выдающимся поэтом. Он не был выдающимся артистом. Самое большее – он был выдающимся гражданином. Ну, так давайте и будем говорить об этом, то, что достойно подражания! Умиление над деталями его личной жизни, с подробным описанием его любовных побед, не могут вызвать ничего, кроме сожаления и неприязни. Удивительно, что его бывшие подруги с гордостью и тоской рассказывают об этой связи, как будто в их жизни не произошло ничего, заслуживающего памяти. Зачем?
Зачем мы сами создаем и культивируем кумиров и мифы? Кому не хватает минуты славы?
С какой целью наши «звезды» периодически и по очереди исповедуются перед народом? Исповедуются и выясняют отношения публично, откровенно, не стесняясь своих пороков, раздеваясь и перетряхивая свое белье! Смешно предположить, что они ищут духовного успокоения, к которому приводит только церковь.
Вывод, скорее всего, один – им нужно оправдание в глазах публики, чье внимание и снисхождение оборачивается дополнительными доходами! «Кающимся» публично совсем ни к чему прощение публики или оправдание собственных грехов. Им важно самооправдание и торг: мол, я пред вами разделся (лась), а вы за это меня поддержите материально!
То, что в этих представлениях используются имена известных и публичных людей, лишь доказывает, что целью представлений является не столько желание преподать нравственный урок другим, сколько привлечь больше зрителей и на этом богатеть.
Противно, потому, что такие представления глубоко аморальны и наносят ущерб нравственности общества!!
Государства и общества формируют и принимают уставы и законы, регламентирующие взаимоотношения человеков, с целью самосохранения. У произвола нет будущего по определению. Следуя своей греховной природе, человек всеми способами старается обойти ограничения, возложенные законом или традициями. Определенный резон в этом есть, поскольку с развитием общества появляются новые условия, выходящие за рамки установленных ограничений. Но эти изменения не могут носить радикальный характер, отвергая предыдущий опыт полностью. В этом отношении показателен опыт Великобритании, развивающей свое законодательство путем дополнения старых законов поправками и дополнениями, не упраздняя их. В российском законотворчестве преемственности не наблюдается потому, что нет последовательности интересов властей. Так происходит по нескольким причинам. Во-первых, резко и достаточно часто меняется вектор интересов власти. Во-вторых, законотворчеством занимаются депутаты, не имеющие традиции государственного и общественного мышления, отягощенные, к тому же, личными или местечковыми интересами. Да, и в соотнесении себя и народа к закону, они не равнозначные. Потому то и нет уважения к закону, что законотворцы считают, что закон писан только для народа.
Я пылесосил, подошла жена,
- Ты почему пропускаешь, вон смотри пыль в углу, надень очки и увидишь!
После чего она отошла, села у зеркала, посмотрела на себя критически,
- Ой, сколько морщинок!.., - на что я ей замечаю, - А ты сними очки и увидишь, что все нормально!
Странно видеть верующих, стремящихся ярко демонстрировать свою принадлежность конфессии. Вера ведь состоит не столько в соблюдении внешних атрибутов, которые больше подходят к проведению обряда, но в усвоении определенных норм, способствующих очищению души, чтобы предстать пред Сотворителем в достойном виде. Еще более вызывает неприятие то, что такие верующие пытаются подстроить весь окружающий мир под себя, а точнее – под свое понимание веры.
В своей жизни мы ведем себя точно так же, как в супермаркете: приходим за одним, но увидели на полке еще что-то и захотели иметь, и набираем все, что глазам нравится, без осознания – зачем и как это будет использоваться? Наш кредит безграничен сначала, но большая часть приобретенного останется неиспользованным, а расплачиваться приходится в конце жизни и даже после нее.
Определенную «отсталость в демократизации» общества России можно рассматривать как результат преданности ее учению христианства, а именно - православию. Более глубокое, нежели европейцами, прочувствование учения Христа обрело более последовательное его воплощение в повседневной жизни русского народа: христианское смирение в осознанном бытии, терпение в скорби, отсутствие мечты о себе на протяжении столетий. И лишь при появлении внешнего врага русские обретают силу и волю к сопротивлению, защищая веру и себя в ней, следуя завету Апостола: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» /2Пав. 6:14/
Я вышел осмотреть свою машину и присел на корточки около заднего колеса. Неожиданно прямо передо мной остановился маленький мальчик, лет четырех-пяти.
- Ты хочешь жевачку? – спросил он меня и полез в карман.
- Да, нет малыш, не хочу, - ответил я, понимая какая ценность для человечка это лакомство.
- На, попробуй, - он достал из пачки одну жевательную конфетку и, поскольку я находился на одном с ним уровне, сунул ее мне прямо в рот.
- Спасибо, - только и оставалось мне ответить.
- Вы не удивляйтесь, - раздался позади меня женский голос, - он так любит всех угощать! – Я обернулся и увидел молодую женщину, мать малыша.
- Спасибо! – еще раз пробормотал я.
- Только она горькая! – предупредил меня малыш. Я разжевал и улыбнулся про себя – это была мятная жевательная резинка. Но ничего приятнее я, наверное, никогда не пробовал!
В проявлении добра и зла в мире – паритет. Все изменения в мировой истории ничто, потому, что они не сделали человека счастливее. Каждый из нас индивидуально проходит свой жизненный путь. Нет никакой преемственности, есть только образцы для подражания. Страны и государства создают механизмы регулирования отношений между людьми. Но они не в силах изменить природу человеческую. Даже став на ступеньку выше в развитии цивилизации, мы не гарантированы от сползания назад, ибо мы сохраняем внутренний мир – его рождение, развитие, становление – в том же виде, что и наши предшественники тысячи лет назад. Мы проходим тот же путь развития, с теми же личностными проблемами, как люди пещерного периода. И как только происходит малейший сбой во внешнем, материальном благополучии, человечество снова скатывается назад. Разумное развитие, основанное на самопознании и вере, способно дать результаты в улучшении межличностного климата. Спасение и путь развития человечества в самопознании, в поиске и обретении опоры в высших идеалах. Никакое материальное благополучие не сделает человека счастливее!
Опыт или приобретаемые знания, не используются в прямом виде (за исключением ремесла). Опыт – это постоянная трансформация сознания, отношения к внешнему миру. У Е. Евтушенко: «когда изменяемся мы, изменяется мир…». Изменяется наше ощущение мира. Ребенок не знает о скоротечности и конечности жизни, в отличие от взрослого, а этого достаточно, чтобы абсолютно поменять свое отношение к миру и людям, его населяющим. Но как интересно изменяются ощущения человека! Все отличие, в принципе - в содержании ожиданий! Кто и что ждет: перемены, явления, цели, ощущения… Ждут прежде всего новых ощущений, либо тех, известных, которые доставляют удовольствия. Все остальное как фон, помехи, препятствия, нежелательные неожиданности… Живем ожиданием!.. Но, ожидание праздника чаще всего приятнее и эмоциональнее самого праздника. И мы, как бы, вновь оказываемся обманутыми, ибо не бывает совпадения ожидания и действительности. Они по природе своей разные: идеальное будущее и реальное настоящее. Это несовпадение преследует нас всю жизнь потому, что мы ждем нового и нового приятного ощущения, а встречаемся с тем же реальным миром. (Хотели как лучше, а получилось как всегда.)
Прикосновение к прекрасному может происходить в обыденных условиях и, тогда, необычное, возвышенное воспринимается просто и буднично, оборачиваясь своей менее привлекательной стороной, теряя свою таинственность и уникальность. Это все-равно, что увидеть оборотную сторону вышивки: рисунок как-будто виден, но очарования нет. Именно поэтому не хочется знать тайну фокуса или увидеть, как приготавливается вкусное блюдо. Восприятие прекрасного требует определенных условий, очищенных или защищенных от обыденности. И наоборот, существование в рафинированных условиях, формирует и иное восприятие жизни, которое в соприкосновении с реальностью (полной и всесторонней), может вызвать шок, коробление идеалов и, даже, разрушение личности.
Жизнь приобретает смысл, когда есть обязанности, которые выстраивают каждый день, каждый час в последовательность мыслей и действий. Ведь возможности для творчества есть даже в работе палача. Хаотичность разрушительна, да, собственно, и является результатом распада. Наверное, потому и личность размывается, когда нет обязанностей или цели. Именно потому женщины живут дольше мужчин, что забота о близких заставляет работать, созидая в малом, а заодно сохраняя самих себя.
Большинство программ телевидения содержит информационные ГМО, которые постепенно, незаметно, но неизбежно ломают наше нравственное начало, что особенно заметно на молодом поколении. Информационное ГМО – это изменение на базовом уровне критериев человеческого общения, взламывание нравственного кода, неоправданное расширение запросов человека и снятие запретов на взгляды и действия, разрушающие общество.
Духовный упадок общества ощущается все отчетливее. У нас нет сознания того, что данная нам во временное пользование жизнь – это только возможность познать себя и успеть приобрести те качества души, которые позволят быть в этом мире и быть частицей этого мира всегда. Для нас, сегодняшних, жизнь – процесс, а цель жизни сокрыта. Кризисные явления в экономике раскрывают всю зыбкость и порочность материального благосостояния. Теряя его, слабые духом люди идут на преступления. Не только криминальные, но, по большей части, духовные, отвергая элементарные нравственные законы и правила порядочности. Общество разобщено и требуются большие усилия, чтобы как-то консолидировать его, обрести духовное единство. Приоритет интересов отдельных групп лиц уже во многом определяет государственную политику. Как-то не готовы оказались мы и к свободе, которая подразумевает, прежде всего, ответственность за свои поступки. Все сводится к корыту потребления. Пошлость становится нормой жизни. Нувориши готовы платить 70-80 тыс. фунтов стерлингов за месяц обучения своих чад высоким манерам в престижных английских школах и ничего и ничего не хотят сделать, чтобы остальная молодежь имела возможности для саморазвития. Возможно, что это делается и сознательно, чтобы обозначить пропасть отделяющую их от масс. Странно, почему-то они уверены, что это придаст им особый статус! Умным людям достаточно того, что их богатство дает гораздо большие возможности для качественной жизни. Недалеким еще хочется, чтобы все знали об их возможностях. Мерилом величины личности сводится к размерам кошелька.
В простом росте потребления и попытках продвижения в бесконечном пространстве в условиях ограниченной жизни, уже заложен странный парадокс, который невозможно объяснить здравым смыслом. Соотношение человеческого бытия и бесконечности вселенной никак не вмещаются на одной шкале. Налицо странное несоответствие масштабов этих явлений, созданных одной силой, а вернее единым Творцом. Не может такого быть, чтобы разум, вложенный в человека, имел бы такие жесткие ограничения в познании окружающего мира и возможностях его освоения! Как же так? Объяснение, возможно, таково, что поврежденная нравственность человеческой природы вынудила Создателя ограничить способности человека влиять на окружающий мир: сократить как продолжительность жизни, так и физические возможности. И только исправив свое духовное основание, человек приобретет возможность овладевать этим миром в достойном масштабе.
Есть законы мира, которые своим действием пронизывают всю нашу бытность, как закон тяготения, который распространяет свое действие на все тела во вселенной. Попытки выйти из-под влияния этих законов иллюзорны, хотя не всегда и не сразу прослеживается связь между этими законами и действиями человеков. Неотвратимая связь причин и следствий неизбежно выдаст результат и только тот, который предопределен законом. Почему так много людей уверены в том, что смогут обмануть законы мира? Он для них неочевиден? От неверия?
Не стоит вводить себя в заблуждение, что, не победи мы в Полтавской битве, то сегодня жили бы как шведы, а проиграй ВОВ, жили бы как немцы, как мнят некоторые «демократы». Судьба проигравшего – платить по долгам. В истории, наверное, нет примеров, когда проигравший в войне, выигрывал в мире. Если такой случай и был, то лишь как исключение из правил. Получение права на благополучную жизнь из рук победителя сопровождается неминуемым отказом от своей национальной идентичности: культуры, языка, традиций, что есть предательство. Предатель – это нравственный трансвестит.
Поступок Т. Бульбы, убившего своего сына за предательство – высший нравственный подвиг. Самое страшное в сегодняшней нравственности некоторой части граждан России – это предательство. Ради лучших условий жизни, они готовы покинуть свою родину. Не предпринимать что-либо для улучшения жизни в своей стране, а изменить ей, чтобы получить там всё и сразу. Не борясь со злом, не противостоя ему, тем самым его умножая.
«…я просил тебя прибыть в Ефес и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» /1Тим. 1:3,4/. Весьма полезный совет для нынешнего времени. В стремлении определиться в истине, общество активно бросилось оценивать прошлое, давая оценку личностям и их делам, что приводит только к раздорам, противостояниям и расколам в обществе, поскольку у каждого оценщика свое видение мира и свои приоритеты. В то время, как надо бы оценивать действия человеков одним критерием – с какой целью и чего ради они делали то, что сделали? Сегодня нам важно определиться во что мы верим и чего ради действуем. Камо грядеши? Именно здесь подстерегает нас наибольшая опасность. Не зря у главного нашего врага имя диавол – разделяющий надвое. «…всякое царство, раздвоившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» /Мф.12:25/
В общении со Своей паствой Христос выражал Свое учение и состояние исключительно притчами. Это делалось не с целью мудрствования, но по точному следованию истинного отношения Господа к Своему творению – человеку, созданному по Его же образу и подобию. Наделив человека волей к самоизъявлению, даже павшему во грехе, Господь дает право выбора, представив оба пути: жизнь вечную или смерть во грехе; согласие с волей Божией или следование дьяволу, уже приговоренного Господом к уничтожению. Положив пред человеком оба пути, Бог не настаивает на выборе, а предлагает ему избрать свой путь самостоятельно! «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе» /Иа. 12:47,48/ В этом и состоит основная разница, что Христос не уподобляется сатане, который предлагал конкретные преимущества, когда пытался соблазнить Иисуса после Его крещения у Иоанна. Именно поэтому столь сложен выбор человека, однажды избравшего свою долю в пользу земной жизни и находящегося сегодня перед последним выбором: ведь выбирать приходится между тем, что человека окружает сегодня и тем, что он когда-то утерял, чего уже не помнит, но что составляло его суть и к чему еще возможно возвратиться.
«Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает» /Гал.5:7/, - пишет Апостол Павел и, следовательно, те, кто проводит антирелигиозные акции в храмах, ставят своей целью оскорбить, прежде всего, верующих. Слово Господне не вмещается в противников веры, не дает им спокойно существовать, поскольку они творят нечто несовместимое с природой человека. Христос так сказал об этом: «мир … Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» /Иа.7:7/
Противится ли вера каким-либо проявлениям такой культуры? Нет, пока эти проявления сами не войдут на территорию веры. И наоборот, если кто по убеждениям своим отказывается от принятия новых веяний «культуры» то он становятся объектом агрессии со стороны носителей этой «культуры».
Желание всякого человека, недовольного кем-либо или чем-либо, уничтожить объект своего беспокойства, есть не что иное, как проявление духовного бессилия против истины. Именно так поступали большевики по отношении к Церкви. Не в силах преодолеть силу духа Церкви, они пытались заполучить превосходство путем физического уничтожения людей и любых артефактов, несущих на себе свет христовой веры. А вот саму веру им победить не удалось! Зло само не способно произвести ничего, кроме смерти и уничтожения. Создает только Бог! Поэтому, зло и заинтересовано в пополнении своих рядов за счет праведников, совращенных с пути истинного. Но тут то и проявляются их слабость и порочное стремление овладеть умами людей, не имея для того никаких возможностей и аргументов, кроме провозглашенной новизны. Слава, которой они жаждут или добились, становится той белой скатертью, на которой отчетливо видны все пятна их неблаговидных поступков и душевных изъянов.