-Цитатник

ТЕНДЕНЦИЯ: КРУЖЕВНЫЕ ВЕЩИ - (0)

Тенденция: кружевные вещи   Бохо и кроше   ...

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ БЕЛЬЕ ЛЕТОМ - (0)

Как правильно выбрать белье летом ...

КАЛЕНДАРЬ ВСЕМИРНЫХ ЦВЕТОЧНЫХ И ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК - (0)

КАЛЕНДАРЬ ВСЕМИРНЫХ ЦВЕТОЧНЫХ и ФЛОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК © ЕЖЕГОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ  В...

СДАЁТСЯ УЮТНЫЙ ДОМ У МОРЯ В ФОНТАНКЕ (ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ) - (1)

сдаём уютный дом у моря в Фонтанке (одесская область)   Мы снова ищем жильцов в наш ую...

КВАС ИЗ СОКА ИВАН-ЧАЯ - (0)

КВАС ИЗ СОКА ИВАН-ЧАЯ   Собрав иван-чай в мешки, я оставляю его преть пар...

 -Метки

cinema fashion gif india pinterest tumblr vedic fusion vintage world music world-fusion азиатские художники акварель аксессуары англия анимация аюрведа бог бохо буддизм бумага вегетарианство веды видео вышивка вязание галерея графика дачные мк декор дерево в интерьере дети детские ил. дикоросы доккино драма живопись жэк игрушки идеи иллюстраторы интерьерное италия кастомайзинг керамика книги книжная графика коллаж комедии комнатные цветы кошки красота кружево любовь мантра мелодрама мк мк по цветам мотивация мудрость музыка наив одежда открытки поможем вместе портрет принты притчи птицы рецепты рождество роспись свадьба семья славяне собаки сострадание ссылки стиль текстиль травник традиции украшения украшения для волос упаковка фауна франция хиппи христианство художники художницы цветы цитаты ч/б человек шитье экодом экология экомир этника юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ULUNA_La

 -Подписка по e-mail

 


Паисий Святогорец. "Страсти и добродетели" часть 1

Понедельник, 21 Января 2013 г. 11:57 + в цитатник

Паисий Святогорец (248x448, 60Kb)

 

глава 1: Борьба со страстями

- Геронда, что просил у Бога пророк Давид, когда го­ворил: "Духом владычним утверди мя" (Пс.50,14)?

 - Давид просил у Бога дара руководства, так как он управлял людьми. Но "дух владычень" нужен каждому человеку, чтобы он управлял самим собой и им не повелевали страсти.

 - Геронда, что такое страсти?

 - Я думаю, что страсти - это силы души. Бог даёт чело­веку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке - это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева - у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, кото­рой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, - включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.

 Человек должен знать силы, которые у него есть, и на­правлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, напри­мер, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В зависимости от того, как человек будет ис­пользовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже.

 

 

Не надо оправдывать свои страсти

 

 - Геронда, некоторые считают, что у них нет необхо­димых предпосылок для духовной жизни и говорят: "Не­чего взять с неимеющего" (Лукиан. Разговоры в царстве мёртвых. Диалог II).

 - Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.

 - А если, геронда, это действительно так?

 - Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.

 Плохие задатки - это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизает­ся, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это оз­начает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.

 Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревност­но подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследствен­ностью. Я знаю многих людей, которые, приложив не­которое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога та­кие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? Труд, который мы полагаем, чтобы победить вет­хого человека.

 - Геронда, а Крещение не изглаживает дурную на­следственную предрасположенность?

 - В Крещении человек облекается во Христа, осво­бождается от первородного греха, на него сходит Бо­жественная Благодать, но плохие наследственные задат­ки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.

 - Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, го­ворю себе: 'Такой уж я уродилась".

 - Этого ещё не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим? Может, и на Бога будем пенять? Если человек говорит: "Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу", он словно говорит: "Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог". Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? Ведь че­ловек не только хулит своих родителей, но и Бога. Ког­да он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.

 - Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно ис­править.

 - Смотри, что происходит некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. "Мне, - говорит такой человек, - Бог не дал способностей! Я в чём виноват? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?" Вот тебе и лазейка. Человек оп­равдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнём говорить: "Это наследствен­ное, то - свойство характера", как тогда будем исправ­ляться? Такое отношение лишает духовного мужества.

 - Да, геронда, но...

 - Опять "но"? Ну что ты за человек такой? Изворот­ливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.

 - Я же не нарочно.

 - Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание - это очень плохо! В такой не­большой головке так много ума, и не понимаешь!

 Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оп­равдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправды­вают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние А диавол, он что делает? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувст­вительностью и приводит к отчаянию.

 Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправды­вать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борь­бы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добро­детельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает!

 По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как друго­му пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собствен­ное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его.

фото

Паисий Святогорец. "Страсти и добродетели"

 

 

МУДРЫХ ДНЕЙ

give_heart

 

 

Рубрики:  READ/мудрость
"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их" Рэй Брэдбери
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку