-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ulka81

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.10.2007
Записей: 2826
Комментариев: 33
Написано: 2860


Нужны ли скороговорки детям?

Четверг, 17 Октября 2013 г. 18:52 + в цитатник
Цитата сообщения Модная_Маргарита Нужны ли скороговорки детям?

 

 
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
 
Чем полезны скороговорки?
 
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
 
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
 
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
 
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
 
Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
 
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.
 
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
 
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
 
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
 
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
 
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
 
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
 
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
 
Каждому звуку – своя скороговорка.
 
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
 
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:
 
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
 
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
 
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
 
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
 
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
 
Для звука [к]: Около кола колокола.
 
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
 
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
 
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
 
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
 
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
 
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
 
Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
 
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
 
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
 
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
 
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
 
Популярные скороговорки.
 
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
 
От топота копыт пыль по полю летит
 
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.
 
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
 
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
 
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.
 
Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
 
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
 
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
 
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
 
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
 
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Рубрики:  Для детей

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку