-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ugolieok

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2010
Записей: 11066
Комментариев: 14957
Написано: 42425


Памяти Ады Якушевой. Ада Якушева и Юрий Визбор. Жизнь и судьба

Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 09:07 + в цитатник
Цитата сообщения Ugolieok

Этот пост был написан мною в марте прошлого года. Тогда она была жива. Писала, давала интервью...


Ада Якушева и Юрий Визбор. Жизнь и судьба.


Желание написать это сообщение возникло у меня неожиданно, можно сказать, спонтанно... с песни Ады Якушевой "Посидим с товарищами у костра", одной из самых любимых песен моей студенческой юности. А нашла я эту песню в дневнике моего лирушного наставника и друга, пишущего под ником BARGUZIN
http://bar-guzin.com/post154119013/page1.html#BlCom578122221

Захотелось от души поблагодарить хорошего человека за минуты радости от встречи с любимой песней и любимым бардом. Бросилась на поиски "подарка" и оказалась на You Tube, где нашла то, чем хочу с Вами поделиться, а именно вот эту запись - песню Ады Якушевой "В речке каменной..." Под роликом увидела подпись:
Vdovkinanadya | 01.02.2010 |Слова и музыка А. Якушевой. Поют Татьяна и Варвара Визбор (играют на гитаре и подпевают Ю. Визбор-младший и Раиса Нур)

Подпись меня заинтересовала составом исполнителей, и я пошла искать ответ на вопрос: " А при чем тут Визборы и кто такие Варвара и Юрий Визбор- младший?" Ответ я нашла довольно быстро, он меня ошеломил и обрадовал. Вот что я нашла и чем хочу поделиться с вами, друзья мои. Я понимаю, что не открываю Америку, но всё-таки ... полагаю, что это сообщение покажется интересным для многих.
Итак...






Первой женой Юрия Визбора стала его сокурсница, известный бард и журналистка Ада Якушева.



У них родилась дочь Татьяна, теперь – ведущая популярных музыкальных программ на «Радио России».




История любви Ады Якушевой и Юрия Визбора превратилась в легенду. Многие из
тех, кто учился с ними в институте в одно время, признавались, что просто были влюблены в эту необыкновенную, талантливую пару.





Неизвестный Визбор



Детские годы знаменитого барда связаны с Кубанью

Дом по улице Кузнечной попал под снос в прошлом году. Мало кто знает, что из него в 1941 году впервые пошел в школу известный бард Юрий Визбор.



Диалог гитар



В Краснодаре родилась его мама, а сам он провел здесь детские годы. Мария Григорьевна Шевченко пережила сына на 15 лет.



Она умерла в Москве в 1999 году, а вскоре автора этих строк разыскала ее внучка, Татьяна Визбор, дочь Юрия и Ады Якушевой.



Мы давно знали друг друга. Познакомились в доме ее мамы, куда я пришла однажды вместе с редактором радиостанции "Юность". Это был незабываемый вечер — с гитарой и долгими разговорами. К тому времени у Якушевой и Визбора были уже другие семьи, но их первая и такая яркая любовь оставила после себя дочку Таню и потрясающие песни. Визбор пел: "Ты у меня одна, словно в ночи луна..."

Якушева вторила: "Ты — мое дыхание, утро мое ты раннее, ты — и солнце жгучее, и дожди. Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, а по такому случаю ты подожди".




Эти слова после них повторяли друг другу тысячи влюбленных, а история отношений авторов обросла целыми легендами.

Лишь спустя 20 лет после смерти бывшего мужа Ада решилась опубликовать их письма: она передала мне в Краснодар свою книжку "Три жены тому назад" с дарственной надписью: "Этой переписке почти что 50 лет, но я смело вручаю ее тебе, надеясь на полное понимание". К тому времени Татьяна Визбор уже несколько лет вела на "Радио России" программу "Воскресенье в Москве", посвященную бардовской песне. Мы с ней время от времени встречались в радийных коридорах или в компаниях общих друзей, иногда перезванивались, но о том, что отец когда-то жил в Краснодаре, Татьяна никогда не говорила. И вдруг этот звонок с неожиданной просьбой: после смерти бабушки они со сводной сестрой Аней, дочерью Юрия Визбора и актрисы Евгении Ураловой, столкнулись с проблемой авторских прав. "Нам нужно доказать, что Мария Григорьевна была замужем за Юзеком (Иозас Визборас, отец Юрия. — Ред.), — пояснила Таня. — Его расстреляли как врага народа в 1938 году, а бабушку с папой, по ее словам, тогда спас штамп, поставленный в краснодарском ЗАГСе. Может быть, в архиве сохранилось свидетельство о разводе?"

Задача была практически невыполнимой. Ведь Краснодар пережил оккупацию, был сильно разрушен бомбежками. Уничтоженной оказалась и часть архива, но — чудо — нужный нам документ уцелел. Разыскать его удалось усилиями многих людей, каждый из которых, узнав, что речь идет о Юрии Визборе, бросал самые неотложные дела и подключался к поиску.

— Мария была младшей сестрой моего отца, — вспоминает Виктор Шевченко, двоюродный брат Визбора. — В конце 1920-х годов она закончила медучилище и по распределению попала в Сочи, где познакомилась с Иозасом Визборасом, бывшим моряком, литовцем. Потом мы узнали, что Юзек, как его звали в семье, проходил там курс реабилитации после ранения. Он служил в органах в Москве, куда и увез нашу Машу. Юра родился в июне 1934 года, мне тогда лет семь было, и я помню, как Мария привезла грудного сынишку в Краснодар. Не знаю причины, но думаю, именно в это время она и оформила развод с Юзеком. Правда, буквально через пару месяцев он сам приехал к нам, забрал Марию с Юрочкой и снова увез их в Москву. Во второй раз братишку привезли в Краснодар в 1941-м, сразу после начала войны — уже Юзека в живых не было. Юра жил с нами целый год, в первый класс я его отвел, а перед самой оккупацией мать за ним приехала из Москвы.

Виноградный вкус детства

По словам родных, Юрин отец попал под каток репрессий в 1938 году. То ли он сам еще загодя, то ли Мария Григорьевна уже после его ареста сочла за лучшее "потерять" прибалтийское окончание в фамилии бывшего мужа и изменить его имя. Так Иозас Визборас стал Иосифом Визбором. Заполняя различные анкеты, Юрий долгое время избегал упоминаний об опальном отце, реабилитированном посмертно лишь спустя четверть века. А литовская родня Визбораса сама разыскала Юрия, когда на экраны вышли фильмы с его участием и зазвучали песни.





Мария Григорьевна навещала кубанских родственников, а у Юрия от Краснодара остались только детские воспоминания, хотя он не раз обещал двоюродному брату приехать в гости.

— Мы с ним в Москве встречались, когда я по делам службы туда попадал, — рассказывает Виктор Петрович Шевченко. — Помню, в конце 1950-х приехал к нему домой с корзиной винограда. Отец, собирая гостинец, сказал: "Передай Юрке, пусть вспомнит вкус своего детства". О том, что он песни сочиняет, я тогда еще не знал.

Первой об этом услышала его дочка Людмила.

— На заводе измерительных приборов, где я работала, молодежь увлекалась походами, — рассказывает она. — Как-то моя подружка привезла с туристского фестиваля кассеты с записями бардов. "Послушай, — говорит, — какие замечательные песни Юрий Визбор сочинил". Я так и ахнула: "Это же мой дядя!"

Игорь, младший брат Людмилы, вспоминает, как однажды дядя Юра подарил ему фирменные джинсы. Тогда это был ценный подарок, и Игорь им очень дорожил. Но щеголять в обновке пришлось недолго: джинсы стащили в бане. Рассказывает, что чуть не плакал тогда.

После выхода фильма "Семнадцать мгновений весны", где Юрий Визбор сыграл Бормана, краснодарская родня дозвонилась до Москвы.

— Я поделился с ним впечатлениями о картине, сказал, что очень понравилось, как он Бормана сыграл, — рассказывает Игорь Ясинский, сын двоюродной сестры Юрия. — А он тогда расхохотался и пошутил, что Гитлер за эту роль с того света ему должен прислать железный крест.

Сейчас кубанские родственники Визбора поддерживают связь с его дочерьми и не теряют надежды, что Татьяна и Анна все-таки приедут в город, где жил когда-то их отец.

В домашнем архиве Людмилы Шевченко собрано практически все песенное наследие Визбора. Оно хранится на магнитофонных катушках, кассетах и дисках. Это и самодеятельные записи, и журнал "Кругозор" с пластинками, и современные компакт-диски. Тут же книги, письма, афиши. Одна из них, от 20 июня 1986 года (день рождения Визбора), приглашала на вечер его памяти в краснодарский ДК "Текстильщик". В числе организаторов и участников того концерта был Эдуард Гончаров, журналист, путешественник, кинодокументалист. А друзья-барды знают его еще и как первого председателя Краснодарского клуба самодеятельной песни.

Даешь фестиваль!

— Именно с подачи Визбора около полувека назад в стране как грибы после дождя начали появляться подобные клубы, — говорит Гончаров. — Ведь помимо сочинительства он тогда постоянно ездил по альплагерям с гитарой и везде оставил свой след. Постепенно движение КСП стало массовым явлением. К тому же Визбору и Якушевой удалось создать жанр, за которым не смогла уследить цензура. Правда, когда оттепель миновала, власть попыталась как-то поставить под контроль клубы авторской песни. Но движение ушло "в леса", где его участники и стали проводить фестивали.

С Юрием Визбором Гончаров встретился поздней осенью 1983 года, договорившись через общих знакомых об интервью.

— Мы проговорили тогда три часа, — вспоминает Эдуард Васильевич. — Ведь мы из одного поколения, у нас была общая страсть — песня и горы. Он рассказал, что был крещен в краснодарской церкви на углу Северной и Седина, а в первый класс пошел в школу на улице Садовой. Договорились, что на следующий год он непременно приедет в Краснодар. "Я давно мечтаю об этом", — сказал.

Однако мечте не суждено было сбыться: 17 сентября 1984 года Визбора не стало. Он буквально сгорел за несколько месяцев: в мае вернулся из очередного похода, в июне отметил 50-летие, а потом слег. Болезнь оказалась неизлечимой...

Сегодня песни Визбора так же популярны, как и четверть века назад. Его "Лыжи у печки стоят", "Александра, этот город наш с тобою", "Милая моя, солнышко лесное" звучат со сцены и у костра, причем многие даже не знают их автора. А ставшие знаменитыми строки "зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей" кому за эти годы только не приписывали!





— Современная молодежь, мне кажется, плохо знает Визбора, — считает Сергей Свашенко, председатель Первомайского районного суда Краснодара, знаток и поклонник бардовской песни. — Однажды он сказал: "За окнами с зонтами бродит человечество, обкраденное нами на любовь". А молодежь, я считаю, обокрали на Визбора — у нее другие кумиры, и это печально.

Хочу предложить идею — провести в Краснодаре на будущий год, когда мы будем отмечать его 75-летие, визборовский фестиваль. Уверен, он соберет много талантов, ведь на Кубани и сейчас широко развито движение авторской песни. Готов войти в оргкомитет фестиваля, а Татьяна Визбор, насколько знаю, уже дала согласие приехать в Краснодар. Жаль, что здесь не сохранился родовой дом ее бабушки. Но непременно нужно увековечить память Юрия Визбора в городе, где он когда-то жил.

Татьяна Павловская, Краснодар


А теперь настало время познакомиться поближе с Адой Якушевой.



Ариа́дна (А́да) Ада́мовна Я́кушева (Кусургашева; род. 24 января 1934 года, Ленинград) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.

Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде. Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 г., на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.

Окончила институт в 1956 г., а в 1957 г. вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 г. работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым.

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы — «На время позабудь», «Ты моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).





Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».

А вот отрывок из её интервью корреспонденту "Экспресс газеты" Борису Кудрявову, которое было опубликовано 22 января 2009 года накануне её 75-летия.
Ада Якушева: Ревновать Визбора было бесполезно!

Опубликовано 22 Января 2009 г.
Борис КУДРЯВОВ

Известный бард и поэтесса от скуки разговаривает с телевизором.

Имя одной из основательниц современной авторской песни - Ады ЯКУШЕВОЙ давно обросло легендами. Юрий ВИЗБОР считал ее своей музой и самой любимой женой. Накануне своего 75-летия Ада Адамовна согласилась дать только одно интервью - «Экспресс газете».




- Ада Адамовна, вы, должно быть, состоятельный человек? Столько дисков с вашими песнями продаются.
- Не поверишь, живу на пенсию. Она такая же, как у всех, маленькая. Давным-давно какая-то фирма заплатила 20 тысяч. Я так удивилась. Авторские мне никто не платит.

Отхватила двух мужиков



Ада ЯКУШЕВА

- Расскажите про отношения с Визбором?
- Столько уже понаписано! Оказывается, такие интриги вокруг нас были! Искры сыпались! Но мы были очень дружны. Спорили, орали, скандалили - куда же без этого? Наша категоричность зашкаливала за все возможные пределы. Разве два поэта могут жить спокойно рядом друг с другом? Славу богу, что не дрались. Но от такого человека, как Юра, можно было многое и вытерпеть.
- Но вы все же разбежались…
- Никто ведь никого и не удерживал. И главное - не предавал! Юрка ходил постоянно в кого-то влюбленный. Да и я от него не отставала: вокруг сплошь одни поклонники. Бывшие его жены ко мне до сих пор очень прилично относятся (Евгения Уралова и Нина Тихонова. - Б.К.). Делить нам уже нечего.
У Юры было поэтическое чувство юмора. Он очень любил выражение нашего общего друга Зямы Гердта - «три жены тому назад». Со всеми своими женами Визбор сочетался законным браком. Конечно, сердце мое греет мысль, что Якушеву называют первой музой Визбора.
После того как Визбор от меня сбежал, мне передавали: видели твоего Юру на телевидении с красивой молодой девушкой. Оказалось, это наша дочка - Таня.



Ада ЯКУШЕВА

- Откуда у Визбора такая редкая фамилия?
- В Литве живет дальняя родственница Юры - Гражина Визборас. Мы с ней никогда не виделись. Отца своего Юра тоже не видел. Он был репрессирован и расстрелян где-то в Сибири.
Поженились мы в 1957 году. У меня даже когда-то была его фамилия, которую коверкали по-всякому. «Хорошо еще, что Визборгом не называют», - шутил Юра. Но отчество его все же исказили: вместо Иозефовича он стал Иосифовичем. У дочери Татьяны фамилия так и осталась. Ее даже еврейкой в школе считали.
- Как вам удалось заарканить такого ловеласа?
- За Визбором бегали все студентки, включая молоденьких аспиранток. Но ревновать его было бессмысленно. Он купался в любви. Жил и творил по ее законам. Мне оставалось только страдать. Что я и делала - писала стихи и песни. Да в нашем институте все что-то сочиняли.
Со своими будущими мужьями мы учились в одном институте (Московский педагогический. - Б.К.). Максим Кусургашев (второй муж. - Б.К.) был свидетелем на нашей с Юрой свадьбе. Он и Таньку мою вместе со мной из роддома забирал. Юра в это время был где-то в командировке.
Танька моя как-то ляпнула: «Моя мама, конечно, не Нефертити, но двух прекрасных мужиков все же ухватила».

- Раньше вы говорили, что бардовская песня была отдушиной от всего, что нас окружало. А теперь-то как?
- Вспомни, где мы тогда пели? По лескам да по полянкам. Больше негде было, власти просто не позволяли. Грушинский фестиваль запрещали потому, что там якобы собиралась какая-то неформальная публика. А ведь ни одной политизированной, протестной песни не звучало. Даже Высоцкий туда никогда не приезжал. А теперь вон как повернулось - Олег Митяев в Кремле поет!



Ада ЯКУШЕВА, Максим КУСУРГАШЕВ

- И мне хочется от читателей наших и редакции сказать: с днем варенья, дорогая Ада Адамовна! Берегите себя!
- Намекаешь, Боря, что Якушева давно уже исторический человек? Пожелай мне лучше подольше жить и поменьше хромать… Знаешь, время бежит, а рифмовать по-прежнему очень люблю. Вот дарю читателям «Экспресс газеты»:

Стало холодно. Что делать?
А кому теперь тепло?
То, что было - снегом белым,
замело, заволокло.
То, что будет, нам, как видим,
знать пока что не дано.
И, подобно Атлантиде,
опускаюсь я на дно.
Не права - я это знаю.
Хоть жива, да не живу.
Помоги ты мне, родная,
продержаться на плаву.


Фото автора

Полностью Вы можете прочитать это интервью по ссылке, приведенной ниже:


Ада Якушева: Ревновать Визбора было бесполезно!

На этом я прощаюсь с вами, друзья. До новой встречи!





Рубрики:  ЖЗЛ, биографии интересных людей
Мои сообщения
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Декабря 2012 г. 12:17ссылка
ГЕОРГИЧНА, спасибо огромное. Для меня это бесценный подарок. Вставила эту запись в пост. Заходите в гости. Буду очеь рада.
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Марта 2016 г. 19:56ссылка
Блондинка, брюнетка и шатенка попали к ведьме, та говорит:
- Тот, кто скажет неправду, исчезнет!
Брюнетка говорит:
- Я думаю, что я красивая! Исчезла.
Шатенка говорит:
- Я думаю, что я умная! Исчезла.
Блондинка говорит:
Продолжение в моем блоге...

aTaTrw4Q4k (300x350, 70Kb)
vitj   обратиться по имени Понедельник, 28 Января 2013 г. 13:33 (ссылка)
Прочитал,вставил себе, большое спасибо. Интересно, замечательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Января 2013 г. 13:38ссылка
vitj, очень рада, что это сообщение Вам понравилось.
Благодарю за цитирование.
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Августа 2013 г. 22:31 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Августа 2013 г. 22:40 (ссылка)
Благодаря Вам, у меня сегодня замечательный вечер! Если сочтёте нужным исправить, в цитате "... а также в области балета мы впереди России всей" , у Визбора "... мы впереди планеты всей". С уважением, ещё раз спасибо за хорошее настроение!
Ответить С цитатой В цитатник
shyma   обратиться по имени Вторник, 13 Августа 2013 г. 00:02 (ссылка)
Замечательно, с удовольствием читал, долго, весь день, перемежая песнями Якушевой и Визбора, хороший день вышел :-) Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку