-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ugolieok

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2010
Записей: 11066
Комментариев: 14956
Написано: 42424


История одного изобретения. Часть 1. Борис Львович Розинг - изобртатель электронного телевидения. Жизнь и судьба.

Вторник, 06 Декабря 2011 г. 19:02 + в цитатник
В наши дни большинство людей воспринимают телевизор как бытовой электроприбор (например, холодильник или стиральная машина), назначение которого — предоставлять возможность удобного наблюдения за всем, что происходит в мире, принимая передачи с ближайшего телецентра или спутника-ретранслятора. Но, если поразмыслить, нельзя отрицать, что телевидение является одним из выдающихся изобретений XX века. Из неприметного в обществе изобретения (катодной телескопии), которое было сделано 104 года назад 25 июля 1907 года, телевидение стало громадным монстром, который завладел умами и душами миллиардов людей на Земле. Так где, когда и кем было изобретено это чудо?

Дорогие мои друзья, сегодня я познакомлю вас с историей этого изобретения и с судьбой его изобретателя. Речь пойдет об изобретении электронного телевидения и его основоположнике нашем соотечествинике замечательном физике Борисе Львовиче Розинге. Вы удивлены? Ведь мы привыкли считать "отцом" телевидения совсем другого человека - Владимира Зварыкина, тоже замечательного физика. Кстати, он был одним из талантливых учеников Б.Л.Розинга и его ассистентом. Но обо всем по порядку. К дате 25 июля 1907 года мы вернемся в свое время. Итак...

Борис Львович Розинг. Жизнь и судьба.




Основоположник электронного телевидения Б. Л. Розинг (08.04.1869 – 20.04.1933


Борис Львович родился 23 апреля 1869 года в Петербурге в семье государственного чиновника. Его предки относились к тем ученым иностранцам, которые были приглашены во времена Петра I для содействия развитию науки и техники. Отец -- Лев Николаевич Розинг , действительный статский советник. Окончил гимназию в Нижнем Новгороде. Служил в Нижегородской, Подольской и Петербургской губерниях. Конструировал и строил модели летательных машин.

Мать--Людмила Федоровна Сергеева. Владела тремя иностранными языками, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей: дочерей Екатерины,Надежды (от первого брака Льва Николаевича Розинга ), Александры и сына Бориса. Семья Розингов снимала квартиру в доме на Ораниенбаумской улице, чердак которого был оборудован под мастерскую, где всегда под рукой были доски и приборы, всевозможный инструмент. Мастерская была любимым местом сначала отца, а потом и сына Бориса.

Мальчик рос живым и любознательным, успешно учился, увлекался литературой и музыкой. Но жизнь его оказалась связанной отнюдь не с гуманитарными направлениями деятельности, а с точными науками.

С 1879 года по 1887 год он учится в гимназии, которую заканчивает с золотой медалью. В том же 1887 году поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1891 году окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен при кафедре физики на два года для подготовки к научно-педагогической деятельности и профессорскому званию.
В этом же году он приступил к научной работе по исследованию явлений, происходящих в веществе при перемагничивании.
В 1893 году совет университета за исследование магнитного гистерезиса Б. Л. Розингу присвоил звание кандидата.
В это же время он получает приглашение работать на кафедре физики Петербургского технологического института, где имелись прекрасно оборудованные лаборатории. Борис Львович принимает это приглашение.


«Санкт-Петербургский государственный технологический институт» на Яндекс.Фотках


С 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 — в Константиновском артиллерийском училище. Один из инициаторов высшего женского образования в России. Был деканом открытых в 1906 году Петербургских Женских политехнических курсов, в 1915 году преобразованных в Петроградский Женский политехнический институт.

С 1897 года он сочетает педагогическую деятельность с исследовательской работой. Он конструировал исключительно легкие и компактные аккумуляторы, совершенствовал окуляры Галилея, работал над созданием прибора для слепых, занимался проблемами кино. И все же в последние годы XIX века молодой ученый был одержим преимущественно идеей передачи изображения на расстояние.

Розинг ищет пути для реализации "электронной телескопии", как он ее называл сам.

Б. Л. Розинг приходит к выводу, что осуществить передачу изображений удастся только с помощью электронно-лучевой трубки, известной в качестве физического прибора с конца XIX в., а также посредством использования явления внешнего фотоэффекта, открытого
А. Г. Столетовым. Сотни поставленных опытов, многие часы беспокойных творческих раздумий предшествовали тому моменту, когда Б. Л. Розинг решился публично объявить о своих исследованиях и методе «электрической передачи изображений».

В 1902 году учёный на основе трубки Брауна и трубки А.А. Петровского конструирует новую систему, которая позволяет построчно передавать изображение. В этом же году Б.Л. Розинг берётся за создание приёмника.

И вот в 1907 году он представляет первую пробную систему электронного телевидения. Сложность и гениальность его проекта приводят в замешательство.

В чем же заключалось изобретение Розинга?

Первые проекты систем для электрической передачи изображений относятся к 70-м годам XIX столетия. В разных странах известные ученые пытались осуществить передачу изображений на расстояние. Но при всем разнообразии проектов они оставались на МЕХАНИЧЕСКИХ коммутаторах для развертки или разложения изображения на элементы.

Эти оптико-механические системы из-за невысокой скорости срабатывания механических коммутаторов имели низкую четкость и не удовлетворяли физиков.

В поисках новых путей решения задачи видения на расстоянии Б. Л. Розинг как физик обращается к тем новым достижениям, которыми обогатилась физика на рубеже XIX-XX веков. Он правильно оценил изобретение радио А. С. Поповым и увидел то общее, что присуще катодным лучам и внешнему фотоэлектрическому эффекту. Работая в лаборатории с осциллографическими трубками и, наблюдая, как электронный луч вычерчивает на экране трубки сложные светящиеся фигуры, Б. Л. Розинг пришел к мысли использовать электронный луч в качестве коммутатора элементов изображения. В качестве преобразователя светового изображения в электрические токи им был применен фотоэлемент. Оптическая система, подобная фотографической, и вращающиеся зеркала позволяли последовательно, строчку за строчкой «развертывать» изображение, т.е. как бы последовательно построчно осматривать его, преобразуя изменения яркости изображения в электрические токи. Эти прерывистые токи далее поступали на электронно-лучевую трубку Брауна, заставляя с помощью особого электрода-модулятора светиться с различной яркостью ее экран. Чтобы на экране было видно такое же изображение, как и в передающем приборе, Б. Л. Розинг построил электромагнитное развертывающее устройство — катушки, которые отклоняли электронный луч в трубке Брауна. Число строк развертки было всего 12 (в современных системах телевидения —до 800).

К 1912 г. Б. Л. Розинг разрабатывает все основные элементы современных черно-белых телевизионных трубок. О его работах стало известно во многих странах, его патент был признан в Германии, Великобритании и США.

Следует сказать, что в отличие от изобретателя радио А. С. Попова, Б. Л. Розинг сразу же подал заявки на получение патентов на сделанные им изобретения по "способу электрической передачи изображения". Заявки были поданы одновременно в России, в Германии и в Англии. Первый патент он получил из Англии 25 июня 1908 года, через год, 24 апреля 1909 года - из Германии и только 30 октября 1910 года ему была выдана "Привилегия" в России.. Получение патентов и привилегии имело для учёного очень важное значение, так как юридически закрепило его мировой приоритет на изобретение телевизионной электронно-лучевой трубки - основы телевизоров.

Таким образом, приоритет Б. Л. Розинга на открытие нового способа приема изображений в телевидении был неоспоримо закреплен в полученных им русском и иностранных патентах.

Главной же датой в трудах Розинга, конечно, является 9 мая 1911 года. В этот день он впервые получил точное изображение на экране своего простейшего телевизора. Оно состояло из четырех белых полос на черном фоне. Многочисленные физики Петербурга, присутствовавшие при этой демонстрации, единогласно присудили Розингу уже в 1912 году Золотую медаль Русского технического общества и премию имени почетного члена РТО К.Ф. Сименса за особые заслуги в телескопии. В зарубежных журналах с весьма высокой оценкой описываются достигнутые Б.Л. Розингом результаты в развитии электронной телескопии.

1913--в своем электрическом телескопе впервые использовал трубку с нагреваемым катодом и магнитной фокусировкой луча. До 1917-- некоторое время состоял также в числе преподавателей физики частного университета при Психоневрологическом институте, руководимом В. М. Бехтеревым.


Октябрьскую революцию Борис Лвович, принадлежащий по своим политическим взглядам к умеренно настроенным либералам, встретил сочувственно и продолжал работать в технологическом институте.

Розинг - основатель Северо-Кавказского политехнического института


Борис Львович был ученым, патриотом России и никогда не интересовался политикой. В тревожные времена Петроградских революций и преступности 1917 года было решено, что семье лучше находиться от них подальше. В итоге его жена и дочь оказались в Кубанской области (теперь Краснодарский край), а сам Розинг продолжал свои занятия в Технологическом институте и других учебных заведениях Петрограда. Вместе с некоторыми профессорами и преподавателями он намеревался организовать чтение научно-популярных лекций для рабочих. Но после Октябрьской революции нормальная жизнь учебных заведений была нарушена. Институты испытывали значительные затруднения в финансировании, снабжении топливом и т.д. В связи с этим появились большие трудности и в личной жизни преподавателей, обостряющиеся с течением времени. Многие из них покидали Петроград и уезжали вглубь страны. В январе 1918 года, воспользовавшись зимними каникулами в институте, Б. Л. Розинг навестил семью в Екатеринодаре (ныне Краснодар), полагая пробыть там две недели и вернуться обратно в Петроград. Однако обстановка на юге страны, в условиях разгоравшейся гражданской войны, сложилась так, что Борису Львовичу пришлось остаться с семьей. Сидеть без дела профессор Розинг не мог, но, в отличие от Зворыкина, он не рисковал в поисках выхода из сложившегося положения, полагая, что его дело как ученого - заниматься профессиональной научно-педагогической работой, а все остальное само собой нормализуется. Поэтому он принял активное участие в организации первого высшего учебного заведения на Кубани и Северном Кавказе. На основании подготовленной под его руководством документации 16 июня 1918 года в Екатеринодаре было принято решение об открытии Кубанского политехнического института, который вскоре стал называться Северо-Кавказским политехническим институтом (СКПИ).



Тогда на Кубани сложились две параллельные властные структуры: Кубанский областной исполнительный комитет и Войсковая Рада. Войсковое правительство сразу отказалось признать Советскую власть, а городская дума призвала объединиться для решительной борьбы с большевистским восстанием. На Кубань устремились силы, которые выступили против большевиков: от монархистов до социалистов. В 1918 году власть неоднократно переходила то к красным, то к белым. Осенью 1919 года Екатеринодар стал ареной острейшего противостояния кубанских властей и главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России (ВСЮР) генерала А.И. Деникина, которое закончилось разгоном Кубанской Рады. 17 марта 1920 года Екатеринодар с боями был занят частями Красной армии, и власть в городе перешла к Кубчероблревкому.
7 декабря 1920 года Екатеринодар был переименован в Краснодар.

Борис Львович, "скомпрометированный", по мнению "белых", недавней работой в Петрограде, то есть сотрудничеством с Советской властью, не мог стать ректором основанного им же института. Он был проректором, деканом электромеханического факультета, профессором кафедры теоретических основ электротехники этого института и профессором кафедры физики в Кубанском педагогическом институте. В 1920 году Борису Львовичу предложили эмигрировать в США, на что он ответил: "Я - русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь". Сразу же после изгнания белогвардейцев он в письмах, адресованных Наркомпросу, подробно описал обстоятельства борьбы за открытие и сохранение СКПИ. Но в результате своей работы в Екатеринбурге попал в число "скомпрометированных", на сей раз, по мнению "красных", сотрудничеством с "белыми". Преподавание в институтах Б. Л. Розинг сочетал с научно-исследовательской работой. Не имея возможности заниматься экспериментальными исследованиями, он решил теоретически обобщить и объяснить накопленные за столько лет данные по фотоэффекту и фотоэлементам. Многие из наблюдавшихся им явлений, в частности явление колебательного разряда, могли быть объяснены только при помощи теории квантов. Борис Львович задался целью развить эту теорию так, чтобы она могла широко применяться в науке и технике. В 1920 году Б. Л. Розинг создает в Екатеринодаре физико-математическое общество и готовит несколько докладов, в частности, "О фотоэлектрическом реле" и "Преобразование основных уравнений электромагнитного поля в новую форму". С докладом "Построение теории света и световых квантов на основе общего решения уравнений электромагнитного поля Лоренца"
Б. Л. Розинг выступил и на Всероссийском съезде физиков в Нижнем Новгороде (1922 год). Позднее на эту тему была опубликована статья "Исследования в области фотоэлектричества". На Кубани он также готовил свой итоговый труд - книгу
"Электрическая телескопия (Видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения", которая была опубликована в 1923 году. В этой книге он говорит об огромной роли, которую телевидение будет играть в жизни человека, и называет многие области, где оно может применяться. Б. Л. Розинг предвидел: "Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким является в настоящее время телефон. Тогда миллионы таких приборов, таких "электрических глаз", будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность... Нам откроются богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой... Можно будет проникнуть таким же образом в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли. Врач будет в состоянии пользоваться таким электрическим глазом при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах". И его пророчество сбылось.

Возвращение к родным пенатам


С 1921 года Б. Л . Розинг предпринимал попытки вернуться профессором в Петроградский технологический институт, в котором была его лаборатория, но у него это не получилось, формально - из-за отсутствия там профессорской вакансии. Поэтому в 1922 году Борис Львович принял предложение 2-го Петроградского политехнического института занять должность профессора по курсу электрических и магнитных измерений и вернулся в Петроград. Кроме того, он был принят профессором физики в Женский политехнический институт. Ему удалось вернуться в свой институт лишь в 1924 году, восстановить прежнее оборудование и выйти на дореволюционный уровень своих результатов по электронному телевидению, но темп исследований был безвозвратно потерян. Розинга пригласили также на должность старшего научного сотрудника в Ленинградскую экспериментальную электротехническую лабораторию (ЛЭЭЛ). Здесь в его распоряжение были предоставлены отдельная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой, и штат сотрудников. Совершенствуя свою систему, Б. Л. Розинг внес и ряд усовершенствований в передающее и приемное устройства. Подробнее см. здесь:

http://copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A...d39465a17828819d868073&keyno=0


Б.Л. Розинг со своим изобретением.
http://rus.625-net.ru/625/2005/02/introtv.htm


Опыты, проведенные Розингом в 1924...1928 годах, показали полную работоспособность его телевизионной системы и правильность принципов, на которых она строилась. В лабораторных условиях можно было передавать простые изображения с четкостью 48 строк. Изображения на экране трубки получались вполне точные и настолько яркие, что их можно было фотографировать.

В 1925 году Розинг знакомится с Б.П. Грабовским и его соавторами по разработке полностью электронной (на передающей и приемной сторонах) телевизионной системы "Телефот". После ее детального изучения профессор взволнованно сказал: "Дорогие мои! Понимаете ли вы сами, до чего додумались: сделать обе стороны электронными, чем достигается идеальная синхронизация?! Это - открытие!.. Завтра же подавайте заявку на патент". Как только заявка была подана, для ее рассмотрения в Комиссию по делам изобретений были приглашены авторитетные эксперты, в том числе профессора Розинг , Мандельштам и Чернышев. Мнения разделились: одни безоговорочно поддержали изобретателей, а Л.И. Мандельштам и другие высказались в том смысле, что с помощью предлагаемой системы никакого изображения получить будет невозможно. Однако по настоянию Б. Л. Розинга и А.А. Чернышева создатели "Телефота" получили патент на свое изобретение ( 5592 от 9 ноября 1925 года). Более того, им была предоставлена возможность экспериментально проверить свои расчеты: Грабовского и его соавторов на три месяца зачислили в штат радиозавода "Светлана". Однако первая попытка реализовать на этом заводе "Телефот" окончилась неудачей. В середине 1920-х годов в США, Англии и СССР после опытов по передаче движущихся изображений по радио при помощи оптико-механических систем был сделан выбор именно в их пользу. С их помощью осуществлялись передачи на небольшие расстояния силуэтных движущихся изображений. Отмечая положительное значение самого факта осуществления телевизионных передач, Розинг указывал, что применение механических устройств в телевидении является временным, и они неизбежно должны уступить место электронным приборам.

Особое место среди механических телевизионных систем занимает разработка выдающегося российского изобретателя Л.С. Термена, продемонстрировавшего весной 1926 года телевизионную "установку", как он ее называл, на 64 строки с чересстрочной разверткой с помощью зеркальных колес в передатчике и приемнике. В конце 1926 года на V Всесоюзном съезде физиков в Москве состоялась еще одна публичная демонстрация установки Термена, после чего он был вызван в Совет Труда и Обороны, где ему предложили создать секретную телевизионную систему специально для пограничных войск. В задании оговаривалось,что система должна быть рассчитана на 100-строчное разложение изображения. Как позже выяснилось, к тому времени передающая камера Термена несколько месяцев простояла во дворе Наркомата по военным и морским делам. Нарком Ворошилов и тогда инспектор кавалерии Буденный могли почти безошибочно узнавать на ее экране приближающихся посетителей. "Установка" им понравилась.

Но Розинг не унимался. Сопоставляя два пути развития телевидения, он выступал как убежденный сторонник и пропагандист электронного телевидения. В ряде статей, опубликованных в периодической печати, он доказывает, что задача телевидения может быть решена только при помощи электронных средств. "В отношении катодной телескопии предсказания являются несравненно более благоприятными, чем в отношении механической, - писал он в 1928 году, - поэтому решение задачи электрической телескопии в смысле получения легкого и простого прибора для широкого пользования нужно ожидать скорей всего на этом пути". Борис Львович продолжает отстаивать и совершенствовать электронную систему телевидения, в частности, развертывает изображение на 48 строк и усиливает фототок ламповым усилителем, но теперь это не встречает должного понимания у руководства. Вероятно, поэтому он активизировал свои работы по созданию приборов для слепых. В сборнике "Известия Ленинградского технологического института" Розинг опубликовал статью о читающих машинах, им разработан фотоэлектрический прибор для ориентировки слепых, фотоэлектрический фотометр и устройство для записи и воспроизведения звука. Кроме того, им выполнены теоретические исследования в области квантовой физики, электродинамики и фотоэлектричества, опубликованные в 1929...1931 годах. Общий список трудов Б. Л. Розинга составляют более 25 патентов, привилегий и авторских свидетельств, а также свыше 50 научных публикаций. Дальнейшая судьба Бориса Львовича Розинга сложилась трагически. Власти надоело слышать "глас вопиющего в пустыне", не совпадающий с линией партии. Впрочем, были в "пустыне" и продолжающие заниматься электронным телевидением, мудро
помалкивая "в тряпочку" до лучших времен. В 1930 году Розинг был арестован ОГПУ в ходе массовых арестов бывших царских офицеров: хотя офицером он не был, но по подписному листу дал сколько-то денег очень нуждавшемуся преподавателю-коллеге, бывшему офицеру, впоследствии не принявшему революцию. Это расценили как финансовую помощь контрреволюционерам - "был бы человек, а статья найдется" - и в феврале 1931 года Розинга сослали на три года в Котлас на лесозавод. Здесь ему лишь иногда удавалось читать лекции по физике для рабочих и писать научно-популярные статьи в местные газеты. Благодаря хлопотам семьи и друзей его вскоре перевели в Архангельск, но "без права работы", прекрасно понимая, что жизнь без работы для него - это быстрая смерть. Заступничество советской и зарубежной научной общественности продолжалось, в результате чего профессор Розинг получил место лаборанта кафедры физики в Лесотехническом институте (АЛТИ), которой тогда руководил П. П. Покотило.



Там ему постарались создать необходимые условия для продолжения научной работы. Интеллигентнейшие люди - П. П. Покотило и С. Н. Мерцалова - тогда простая лаборантка кафедры - не боялись приглашать ссыльного ученого к себе домой, а Петр Петрович каждый день приносил Борису Львовичу обед, так как ссыльному не полагались талоны на обед в столовой института.


С. Н. Мерцалова

О преподавании не могло быть и речи, но здесь Розинг все же смог заниматься разработкой прибора для ориентации слепых и собирался сделать кардиограф для местной больницы. Борис Львович понимал, что семья , оставшаяся в Петербурге, беспокоится о нем. Он пытался в письмах близким создать иллюзию более-менее приличной жизни, восхищался видом на Северную Двину, криками чаек... На самом деле ученый с мировым именем сначала жил за занавеской у первой хозяйки, потом - на кухне, и только в последние месяцы он обрел тихий приют у Александры Петровны Поповой в доме 21 по Комсомольской улице. Эта простая русская женщина потеряла в войне сына и мужа и, как могла, заботилась о постояльце.

Бытовая неустроенность, плохое питание, а главное, положение ссыльного подорвали здоровье Бориса Львовича, и 20 апреля 1933 года он умер от кровоизлияния в мозг.
От Александры Петровны Поповой стало известно, что приблизило смерть великого ученого. Дня за два до смерти он возвращался домой на трамвае, везя в судочках то, что руководитель кафедры П. П. Покотило приносил ему из дома поесть, так как ни зарплаты, ни талонов на обед Борис Львович не имел. На крутом повороте трамвай качнуло, и содержимое судочка попало на пальто сидящей рядом дамы. Она устроила скандал, оскорбительный для Розинга, а он только извинялся и пытался носовым платком почистить пальто. Придя домой, Борис Львович сразу лег на кровать, повернувшись к стене и, сжимая голову, только повторял: "Господи, господи, за что...". На следующий день он не встал и не пошел на работу, а через два дня его не стало.
Похоронен Борис Львович на Вологодском кладбище в Архангельске. Могли ли тогда ему быть устроены пышные похороны? Конечно, нет. В Архангельске ссыльного профессора забыли, и только его последняя хозяйка Александра Петровна ухаживала за могилой, благодаря чему она и сохранилась.

В 1957 году он был посмертно реабилитирован. Но реабилитация тоже прошла тихо.
Правда, к 50-летию Октябрьской революции Б.Л.Розинг попал четвертым по списку в плакат "10 ученых России, создавших новые направления в науке и технике", вместе с Ломоносовым, Менделеевым и Поповым.
Только в 1964 году работники Архангельского телецентра нашли брошюру П. К. Горохова "Розинг - основоположник электронного телевидения", а в ней фотографию могилы Розинга на Кузнечевском кладбище в Архангельске. Для всех это было ошеломляющей новостью. Телевизионщики отыскали могилу, потом - в Ленинграде - дочь Розинга Лидию Борисовну Твелькмейер* и пригласили приехать в Архангельск. Она быстро собралась, приехала и привела на телецентр А. П. Попову. Была большая, теплая встреча с этими женщинами.

Каждый год 23 апреля работники Архангельского телевидения возлагают венок и цветы на могилу великого ученого, а в эфире радио и телевидения идут сюжеты о Розинге.

После развала СССР имя Розинга было внесено в список почетных граждан Санкт-Петербурга. 21 декабря 2004 года по инициативе некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития телевидения и радиовещания в Архангельской области" была создана группа по вопросу перезахоронения праха Б. Л. Розинга , могилу которого, находящуюся в плачевном состоянии из-за вандализма, стало заливать водой по причине ведущегося рядом строительства. Летом 2005 перезахоронение свершилось. Над могилой планировали установить стелу с бюстом ученого, но региональных и собранных по подписке средств на это не хватило... Ограничились этим...



В современном Архангельске есть улица Розинга , в аппаратных местного телевидения висят его портреты, а на втором этаже главного корпуса Архангельского государственного технического университета (бывшегоАЛТИ) установлена мемориальная доска с надписью: "Основоположник электронного телевидения Борис Львович Розинг работал на кафедре физики АЛТИ с 1931 по 1933 годы".


Архангельск. Северный (Арктический) федеральный университет- бывший Архангельский государственный технический университет (АГТУ), Архангельский лесотехнический институт (АЛТИ)
Фотограф КИРИЛЛИНА Александра- Москва


Мемориальная доска с аналогичной надписью есть в Санкт-Петербургском технологическом институте, а на мемориальной доске, установленной в Краснодаре, Б. Л. Розинг назван "первооткрывателем электронного телевидения".
В 2001 году на главном здании Кубанского государственного технологического университета установлена мемориальная доска, свидетельствующая,что основателем вуза является великий русский ученый Б.Л. Розинг.

http://www1.lti-gti.ru/museum/rozing.htm

На этой благостной ноте я собиралась закончить своё повествование о великом ученом. Но... Мне на глаза попалась одна статья, после прочтения которой моё благостное настроение мгновенно улетучилось, а на смену ему пришли боль, горечь и разочарование. Оказалось, что солидное надгробие Б.Л. Розинга на Вологодском (Кузнечевском) кладбище - всего лишь кенотаф. Сама могила Б.Л. Розинга находилась на окраине кладбища, но её боле не существует, известно только место, где она находилась. Там, под слоем мусора и земли, по сей день покоятся останки выдающегося учёного.
Я посчитала невозможным скрыть эту информацию от вас, мои дорогие. Даю вам ссылку на эту статью:

http://m-necropol.narod.ru/rozing.html

На этой печальной и горестной ноте я прощаюсь с вами до новой встречи. Я хочу познакомить вас ещё с одним ученым, непосредственно связанным с историей современного телевидения, которого часто называют " отцом" телевидения. Речь пойдет о жизни и судьбе ученого-физика Владимира Козьмича Зворыкина - американского электронщика российского происхождения, как написано о нем в современных справочниках. До встречи. Ваша Уголек.

Примечания:

*Дочь ЛИДИЯ БОРИСОВНА ТВЕЛЬКМЕЙЕР ( 22.03.1898 - 1980), архитектор, оставила рукопись воспоминаний об отце. Обучение в ВАХ проходило на архитектурном факультете .Всероссийская Академия Художеств 1924 / 1925

Твелькмейер-Розинг Лидия Борисовна. Приёма 1916 г. Архитектор-художник. Кандидат архитектуры. Основная деятельность — проектирование ряда гражданских сооружений и педагогическая работа — ассистентом кафедры архитектурного проектирования в Ленинградском инженерно-строительном институте. Принимала участие в архитектурных конкурсах и удостоена на некоторых из них премий. Имеет ряд статей, опубликованных в научных трудах ЛИСИ. Стаж работы 33 года, из них 16 лет педагогической деятельности.ТВЕЛЬКМЕЙЕР-РОЗИНГ Лидия Борисовна, авт. научных статей.

Училась на первых Петерб. женских политехнич. курсах. Архитектор-художник. Кандидат архитектуры и педагог. Авт. ряда статей, опубл. в научных трудах ЛИСИ.
«Первые женщины-инженеры».

Использованные источники:

1.Википедия. Розинг Борис Львович.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0...%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

2.Так начинался голубой экран. Людмила ФИЛИППОВА.15/05/2003
http://www.pravdasevera.ru/?id=5132

3. Энциклопедический словарь юного техника БОРИС ЛЬВОВИЧ РОЗИНГ (1869—1933)
http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-3/34.htm

4. «Я - русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь»
http://www.dvinainform.ru/news/2009/02/26/74292.shtml?prn

5. Борис Розинг, Владимир Зворыкин и телевидение. Валерий Самохин.
http://copy.yandex.net/?fmode=envelope&url=http%3A...d39465a17828819d868073&keyno=0

6. Кубанский технологический университет.Розинг Борис Львович
http://kubstu1.ru/s-102

7. Основоположник электронного телевидения Б. Л. Розинг (08.04.1869 – 20.04.1933)
http://www1.lti-gti.ru/museum/rozing.htm

8. Могилы знаменитостей. Розинг Борис Львович (1869-1933)
http://m-necropol.narod.ru/rozing.html

9. Северный (Арктический) Федеральный университет. История кафедры.
http://narfu.ru/iet/divisions/kf/history_kf/

10. Реабилитирован и забыт
http://www.arhpress.ru/vedpom/2005/2/16/8.shtml

Продолжение. Часть 2. История одного изобретения. Владимир Кузьмич Зворыкин. Жизнь и судьба. см. здесь.
http://www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post197956117/
Рубрики:  ЖЗЛ, биографии интересных людей
Наука
История
Мои сообщения
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

svetikya   обратиться по имени Вторник, 06 Декабря 2011 г. 23:26 (ссылка)
Спасибо!
Привет!

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Декабря 2011 г. 00:07ссылка
svetikya, спасибо, Светочка, за отклик.
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Среда, 07 Декабря 2011 г. 00:28 (ссылка)
Ugolieok,

ты большая умница..

и пост капитальный -

и по списку источников видно -

какой огромный труд вложен в создание сего поста..

и личная моя благодарность -

за эту подробнейшую инфу об этом великом учёном-

я ведь, к стыду своему, кроме фамилии его, мало что знал о нём..

теперь имею полное представление..

сохранил себе текст твоего поста..


ещё раз - большое спасибо..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Декабря 2011 г. 00:55ссылка
Такахаши_Омояра, а я, к большому стыду своему, и имени даже не знала. Узнала недавно и случайно. и так эта тема меня захватила... хотелось о нем побольше узнать и донести эти знания для людей любознательных и неравнодушных. Мне очень хочется, чтобы о нем узнали и воздали ему должное за его труды и муки. Он достоин светлой и благодарной памяти. Спасибо Вам, cher ami, за цитирование и за оценку моей работы. В данном случае для меня это очень важно.
Uncle_Sasha   обратиться по имени Среда, 07 Декабря 2011 г. 02:53 (ссылка)
Превосходное эссе!...
Очень интересный материал ты систематизировала, браво, Валя!...
Жду продолжения!...Спасибо за проделанный тобой для нас, неучей,труд.
Впрочем, ты это сделала в первую очередь для себя, верно?...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Декабря 2011 г. 21:37ссылка
Uncle_Sasha, конечно. для себя, Саша.)) Я ужасная эгоистка.)) Продолжение написала сегодня.
Спасибо за комментарий и оценку моей работы.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку