часть 4
часть 3
часть 2
часть 1
начало
Наткнулась я на рекламу, где специалист экстра класса (судя по регалиям: и стаж 25 лет, и кандидат психологических наук) позиционирует себя, как психолога, способного по одной фразе все понять.
Это настолько самоуверенно, что на грани опасно. Опасно это неправильной рекомендацией, тем, что клиент разочаруется, закроется и т.д. Ведь к психологу приходят, как правило, лишь со следствием проблемы - первопричину, надо искать и искать. Она скрыта от самого клиента, не то что от психолога.
Психолог работает только с той информацией, что ему озвучивает человек. Но ведь иногда людям просто сложно сформулировать свои мысли; иногда они не хотят о чем то говорить или считают это не важным - поэтому умалчивают; много скрыто за эмоциями и т.д. Для психологов я отдельно написала пост
почему клиенты до конца не раскрываются, потому что от этого зависит качество консультации. А быть вангой, лучше не пытаться - мы не экстрасенсы и всегда вынуждены работать в условия частичной неопределенности. И никак иначе.
Вот и возникает вопрос: как можно по одной фразе определить проблему?! Ответ: только если повезет или клиент грамотно все сформулирует и начнет с главного. Но самое страшное в том, что большинство специалистов так себя и ведут, по первым же фразам вешают ярлыки, цепляясь за одну версию и раскручивая ее. Поэтому мне нравится психоанализ - он долгий. По кусочкам и крохам, неспеша восстанавливается картина внутреннего мира.
Но, все больше среди психологов гуляет фраза-убеждение "Я за быструю терапию". Быстрая терапия уместна и необходима только для клиентов в остром кризисе, например ЧС, острое горе. Именно в таких состояниях все очевидно и по одной фразе все понятно и понятно с чем работать. И терапия психолога становится сроди противошоковой терапии скорой помощи. Но после скорой помощи наступает плановая терапия и она должна быть вдумчивой и индивидуальной.
***
Под катом фотографии, которые когда то были рекламой оригинальных автозапчастей. Не помню слоган, что-то вроде "похожее не значит такое же". Посыл в том, что покупая якобы похожие, подходящие детали, не факт, что они будут такими же и подойдут так же, как подошли бы оригинальные. В психологии так же. У каждого человека свой индивидуальный набор "зап.частей" и то что сработало у кого-то, очень редко срабатывает у другого: нужна либо комбинация другая, либо модификация, либо что-то принципиально новое.