Эта неделя ознаменовалась окончанием моего отпуска, и так как все мы из отпусков вышли, то устроили в понедельник небольшие посиделки с клюквенной настойкой. Как сказала моя начальница: «Хороший взяли старт». Ну, плохой или хороший – это время покажет, главное, что мы его взяли.
Правда, не успев работать мне пришлось отпрашиваться. Во вторник приходила бригада узбеков от местной жилищно-коммунальной компании – промывали нам батареи. Так что теперь вся грязь, накопившаяся там за 36 лет их работы, смыта в канализацию. Будем надеяться, что теперь они зимой заработают нормально.
среда прошла обычно, без особых приключений, а вот в четверг мы со Светом решили приобщаться к искусству и отправились с этой целью в «Инженерный корпус» Третьяковской галереи. Выставок там идёт две:
- ПУТЕШЕСТВОВАТЬ И РИСОВАТЬ. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Музея Орсе. 1580–1900
- ПЕТР КОНЧАЛОВСКИЙ. К ЭВОЛЮЦИИ РУССКОГО АВАНГАРДА
Да... нам бы сперва на Кончаловского пойти надо было. Но, как известно, умная мысля приходит опосля. Всё же сперва надо смотреть авангард, а потом уже что-то более возвышенное. Мы же сделали всё наоборот. Не, ей богу, картины председателя общества художников «Бубновый валет» рядом с графическими работами мастеров Нового времени выглядят, мягко говоря, не особо. Ну кто сказал Кончаловскому, что он портретист? У него всех нормальных портретов только «Скрипач», «А.Н. Толстой у меня в гостях» и «Обнажённая с зонтом». Всё остальное... Некоторые из моих знакомых рисуют лучше, хотя и не члены художественных обществ. А вот пейзажи у него отличные. Не все, а только те, в которых человека не уносило в авангард, но есть, есть весьма приличные работы.
И всё равно, рядом с работами мастеров европейской живописи это выглядит убого. Хотя эти мастера тоже были, как выяснилось, мастера передирать друг у друга. Кстати, очень удивило, что оказывается, в 16-17-м веке тоже была у людей огромная тяга к экспериментам, и многие работы больше напоминают творения более поздних мастеров, тех же импрессионистов. Только художникам того времени хватало ума не вытаскивать все безумные идеи тут же на суд народа и лично товарища Сталина, а воплощать их в рисунках, эскизах, набросках, этюдах, зарисовках и так далее. Видимо, люди того времени понимали, что авангардизм хорош в строго дозированных количествах. И наверняка многие из них даже и представить себе не могли, что какой-то набросок, сделанный на клочке бумаги, через двести лет станет считаться произведением искусства, стоить огромные деньги и выставляться в лучших музеях мира. Что ж, то, что с делано от души и для души, что получено преумножением труда на талант всегда будет восхищать взоры. Правда, с трудом здесь вопрос спорный, некоторые явно понимая, что, да, получается и получается неплохо, бросали рисунок и переходили к следующему. Или же вырисовывали только основную часть композиции, а фон быстренько намалюкивали для проформы. Но, в конце концов, многие из этих работ с самого начала не предназначались для всеобщего обозрения и использовались как заготовки для более масштабных полотен, которые создавались уже в тиши мастерских. или же это были попытки экспериментов, набивка руки или просто способ провести время с пользой. Некоторые из этих рисунков – это работы, выполненные художниками в период обучения, когда их сажали и требовали: рисуй вот это! Но даже и к таким работам некоторые подходили творчески, не без юмора и оригинальности взгляда.
К сожалению, время не всё и не всегда расставляет на свои места, и многие вещи ценятся не потому, что это гениально, а поскольку это старина, древность, антиквариат. Обидно будет если спустя ещё двести лет, картины, рисунки и наброски того же Кончаловского пойдут в одну цену с рисунками Клода Моне или ван Гога.