Посмотрел недавно кино «Тарас Бульба» по одноимённому произведению Николая Васильевича Гоголя.
В целом, сюжет фильма вращается вокруг борьбы польских властей против незаконных вооружённых формирований, одержимых идеями терроризма, сепаратизма и экстремизма. Разумеется, туда напихали любовь, романтизм, трагизм, и кучу разной модной чепухи.
Что ж, сняли знатно, масштабно, денег чувствую, растратили караул сколько. Актёрская игра на высоте, съёмки красочные, и, тем не менее, вынужден констатировать, фильм не задался.
Куча исторических ляпов. Я понимаю, нам всем со школьной скамьи внушили, что доспехи носили исключительно для понта, никакой защиты они не обеспечивали и всё такое, поэтому нет ничего удивительного в том, что кольчуги и кирасы рубят в фильме как бумагу. Но это мелочи. Гораздо больше претензий к самим доспехам, ибо гобулизм процветает. Ну, хорошо хоть, там нет казаков в джинсах и кедах. И на том спасибо.
Больше поражает другое - какое-то жуткое рвение казаков к православию, а главное, их постоянное утверждение, что они русские и это русская же земля. С какого перепуга в первой половине XVI столетия там обнаружилась русская земля и русские же казаки, мне не совсем понятно. Более того, выяснилось что говорят, а, главное, пишут (!) сечные казаки на СОВРЕМЕННОМ русском языке! Если бы в фильме не показали пергамент, на котором запорожцы ваяют письмо туркам, ещё б куда ни шло. Но ведь показали ж! Ой… убиться веником. кроме того, не понятно, если поляки там говорят на польском языке (пусть и современном, но уж чёрт с этим), то почему украинским казакам ни говорить на украинском с закадровым переводом или субтитрами внизу экрана? Да и потом, неоткуда в 16-м веке взять русскому языку, если его, как такового, даже в Московском княжестве не было в то-то время! И уж тем паче никогда казаки не считали себя русскими. Казаки всегда считали себя, и не без основания, именно что казаками! Уже хотя бы потому, что исторически они сложились как смесь народов, относящихся не только к разным языковым группам, но и к разным расам. Ну, подумайте сами, даже без отсылки к истории, откуда такой массе мужиков было баб брать? А оттуда – куда в походы ходили, там и брали! То есть, у татар, турков, венгров, поляков, немцев - у всех, кто попадался под горячую казачью десницу-шуйцу да под острую казачью саблю. А теперь вопрос, если жёны казаков были, мягко говоря, не православные, то откуда там возьмётся религиозный и националистический фанатизм? Ведь, в конечном счёте, казаки являлись в первую очередь разбойничьими шайками, а уж потом всем остальным, чем было им выгодно являться на тот или иной момент времени.
И при просмотре создавалось впечатление, что фильм снимали в декорациях и костюмах, оставшихся с одной стороны от «1612», а с другой от «Властелина колец». Нет, всё понятно – реквизит пропадает, но нельзя же так уж… откровенно. Всё же между семнадцатым и шестнадцатым веком сто лет прошло, что-то да изменилось! А уж сколько времени прошло между войной за кольцо и рождением Тараса Бульбы, я вовсе затрудняюсь сказать.
И что патриотичного с том, что запорожцы метелят поляков, я, убей бог, не понимаю.
Вообще, об исторических несоответствиях ещё долго можно говорить, но, как верно подметил Светлояр: «Это не исторический фильм – это исторический фильм по Гоголю». А Гоголь при всём своём таланте историком не являлся.
С точки зрения медицины тоже прорва всякого разного и безобразного. Например, все раны, где бы их ни нанесли, выглядят абсолютно одинаково, новорожденные не похожи на новорожденных, а кровь исчезает куда-то слишком уж быстро. А голодные поляки в осаждённом городе таковыми совсем не выглядят! Более того, среди польских пикинёров попадаются такие хари, что начинаешь думать: голодание им вполне пошло бы на пользу.
Но и это мелочи.
Гораздо больше претензий к режиссёрской работе.
Так фильм начинается сразу же с известного монолога Тараса Бульбы «Нет уз святее товарищества…», который мы все, наверняка, учили в школе наизусть. И отвечали потом у доски. Однако, представим, что зритель «Тараса Бульбу» не читал, ни в полном варианте, ни в сокращённом школьном. И вот он видит, как стоит стадо оборванцев и слушает некоего мужика в кольчуге и элементах латного доспеха, который их увещевает о товариществе. Льёт дождь, на них лезут непонятные другие не понятные мужики в кафтанах, а оборванцы стоят и слушают. Что? К чему? Более того, если вы досмотрите фильм до конца, то увидите – эту сцену некуда вставить! НЕКУДА! Для неё просто в середине фильма не находится места! Ни по тому, какая в середине фильма погода, ни потому, как разворачиваются события… А ведь это главная сцена! Это кульминация книги! Так вот, кульминацию в фильме поставили в начале, саданув ей зрителя как пыльным мешком по голове из-за угла, в середине ничего нет, кроме рубилова.
Я не против батальных сцен. Это зрелищно, это завораживает, да, но утомляет, когда сеча идёт полчаса кряду. Много тактических странностей, например, то пушки используются, да используются так, как не каждый современный миномёт использовать можно, то про них как-то забывают. И, главное, в деталях показывают, как кто и кого рубит или протыкает копьём. Под конец это надоедает, никакого сочувствия к изрубаемым казакам и полякам уже нет в принципе, и вызывает это зрелище ран крупным планом (убогое с медицинской точки зрения, как я уже говорил) только отвращение и желание крикнуть: «Дайте тазик!». Кроме того, это просто затягивает фильм. Когда разрубили одного человека – это страшно, противно или вызывает волну возмущения, как же так - человека лишили жизни. Но когда это повторяется абсолютно однотипно раз пятьдесят, это скучно. И ничего кроме отвращения, смешанного с зевотой, не вызывает.
Кроме того, не смотря на заверение режиссёра, что фильм снят точно по книге, это не так. В фильме придумали много отсебятины, что-то переиначили, что-то увидели под каким-то странным углом… ну нет в книге описания того, как Андрий и польская княжна занимались сексом! НЕТУ!!! И очень много другого чего нет.
А уж Михаил Боярский в роли казака… ну, не смотрится он в этой роли. Никак не смотрится, ни под каким видом, соусом и предлогом.
В общем, фильм скучен, дурно режиссирован, затянут, местами просто глуп, и не соответствует историческим реалиям. И ничего патриотического там нет. Призывов к разжиганию вражды на религиозной и национальной почве тьма. А патриотизма нет вовсе.
К просмотру настоятельно не рекомендуется.