-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Daring_hobbits

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.09.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 4708


Техника управления вниманием читателя

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 22:12 + в цитатник
Цитата сообщения Техника управления вниманием читателя

Существует технология управления психикой читателя. Все хорошие, привлекающие внимание фильмы, романы и статьи созданы по одному принципу:

Возбуждение – Торможение

Возьмём, например триллер. Сначала внимание зрителя нужно возбудить. Определённые цепи нейронов в головном мозге возбудились. Они стремятся вернуться в спокойное состояние, а для этого нужно удовлетворить свои чувства и просмотреть фильм до конца. На протяжении всего фильма возбуждение возрастает и под конец достигает кульминации. Развязка и торможение (расслабление внимания). Психика человека удовлетворена, и он чувствует, что фильм задел его за живое.

Обычно в главный цикл (возбуждение-начало и торможение-конец) фильма встраивается несколько меньших циклов, возбуждая и тормозя психику зрителя по ходу сюжетной линии.

Как делают сериалы? В начале серии идёт торможение, потом нарастающее возбуждение и конец. Возбужденные нейроны не успокоены, и зритель ощущает потребность посмотреть следующую серию. В Советском Союзе был случай, при премьере 17-ти мгновений весны, после показа серии, закончившейся эпизодом, где Кэт с двумя младенцами прячется в канализационном люке, к руководству одной фабрики пришли рабочие и сказали, что работать сегодня не будут. Не будут, пока им не скажут, чем кончится история с Кэт – следующая серия должна была быть только вечером. Срочно позвонили на телевидение, там сказали, что всё будет хорошо, и рабочие преступили к работе.

В статье тот же принцип. Название и первая фраза (первый абзац)– возбуждение интереса читателя. Первое предложение, или начало его лучше писать БОЛЕЕ КРУПНЫМ ШРИФТОМ, тогда она читается автоматически, даже если первоначально человек не собирался читать эту статью (это можно использовать для самой важной статьи в рубрике). В конце – торможение. Если, кроме главного цикла, есть ещё несколько, начало - возбуждение каждого цикла лучше начинать новым абзацем.

Что такое ЛИД? Это лидирующий, первый абзац в статье, кусок текста, по которому решают – читать статью дальше или перейти к более интересному материалу. Нам нужно чтобы человек читал именно нашу статью. Для этого ЛИД должен сначала шарахнуть внимание читателя по голове, схватить его за горло, прижать к стене и не отпускать пока он не прочтёт всё. А если из статьи он получит интересную информацию и эмоциональное переживание, то в обиде он не останется.

Чтобы мысль, идея прочно вошла в сознание читателя, она должна быть высказана сразу после пика возбуждения, перед торможением.

Когда психика возбуждается, она плохо усваивает новый способ мышления. У неё просто не хватит силы сконцентрироваться на чём-то ещё. Когда психика тормозится, её сила концентрации падает очень быстро, и её так же не хватит. Но в момент, когда ускорение возбуждения завершено, а торможение ещё не наступило, наступает состояние внутренней пустоты, когда представления человека на какое-то мгновение прекращают свой бесконечный монолог и сознание готово принять новую концепцию, мысль или идею, не оценивая и подгоняя под свои представления.

Пример. Замечательный по качеству управления вниманием фильм – Звёздные войны, эпизод 4. Весь фильм, сквозь все малые циклы возбуждения и торможения психической деятельности идёт нарастающее возбуждение. Пик возбуждения – финальная сцена атаки Звезды Смерти. И здесь режиссер доводит до зрителя Идею: пока главный герой рассчитывает только на свои силы и помощь техники – его сила ничтожно мала. Но стоило ему отказаться от самого себя, отбросить эмоции и желание победы, как он становится проводником Силы Вселенной. Финал – торможение. Идея принята безоговорочно.

Другой пример. Матрица, 3 часть. В фильме идёт осмысление свободы и несвободы выбора человеком своей судьбы. Но чёткое высказывание этой идеи происходит в кульминации фильма – финальной схватке Нео со Смитом. На вопрос Смита, зачем он сражается без надежды на победу, Нео говорит: «Это мой выбор». Конец, торможение и повтор основной мысли из уст Пифии, второстепенного персонажа.

Вернёмся к нашим статьям. Энергия внимания читателя в статье должна идти по вращению колеса – от начала, возбуждения интереса к торможению, удовлетворению пониманием. Если в статье логические нестыковки, если идут ссылки на данные, не представленные в статье, то внимание читателя, не владеющего, этой информацией будет рассеяно.

Для анализа статей я использую очень простой способ – ПОНЯТЬ, ЗНАЧИТ УПРОСТИТЬ. Просто пересказываю своими словами основную мысль каждого абзаца (или логического элемента). Соединяю их, и смотрю, что получилось. В таком, упрощённом варианте сразу становятся видны все логические нестыковки и недоговорённости. В идеале должна получиться строгая логическая цепь рассуждений, доказательств и фактов (если это не совсем маленькая статья). Но любая статья, даже маленькая заметка должна нести элемент возбуждения внимания, иначе информация не запомнится надолго.

Пример Возбуждения: первые предложения рассказа Ричарда Баха – Небо везде: «Имелось в виду, что я должен написать об этом человеке статью, а вовсе не прикончить его, превратив в холодный труп. Но мне почему-то никак не удавалось заставить его в это поверить…»

Кроме Возбуждения, в качестве начала статьи (теста или фильма) могут использоваться и другие способы.

1 – Ожидание Возбуждения. В фильмах Хичкока, сначала ничего не происходит, но зритель чувствует нарастающее напряжение (возбуждение). В статье Ожидание может задаваться, например фотографией над статьёй, странным, но привлекательным названием или самой темой, интересной читателю. Пример: Амос Тутуола, этот африканский Льюис Кэрролл и его повесть «Путешествие в Город Мёртвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь» - странное название и нестандартная тема. Автор получил мировую известность.

2 – С первых строк введение читателя в состояние лёгкого ступора, совмещая несовместимые, противоречащие друг другу представления, что вводит человека в состояние пустоты, бессмыслия, когда привычные стереотипы мышления оказываются несостоятельными для понимания текста. «Чем ворон похож на письменный стол?» Когда созданные им мыслительные представления о реальности не действуют, тогда читатель может без их помех принимать информацию.

Пример: первые строки «Путешествия в Город Мёртвых»:

«Когда мне исполнилось десять лет от роду, я стал специалистом по пальмовому вину. И вот я ничего другого не делал – только целыми днями пробовал вино». И вся повесть в таком духе. По словам критиков у автора получаются удивительно «цепляющие» тексты. Кроме этого повесть перенасыщена различными мыслями, которые, в сочетании с недействующими стереотипами без труда принимаются сознанием. А для того, чтобы ещё больше облегчить понимание, все главные идеи написаны крупным шрифтом, многие вынесены в названия глав, главы очень маленькие, принимаются сознанием с лёгкостью.

Пример одной из этих идей:

«ЛЮБАЯ, ДАЖЕ САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ, ТВАРЬ
НЕ СЛИШКОМ МАЛА, ЧТОБ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ»

Неслучайно, форма сказки или мифа издавна использовалась человечеством для обучения и передачи информации. Они созданы на основе иной логики, на них не действует ограничения логики поверхностного сознания. Информация, сразу проникает в душу человека, создавая его культурную и нравственную базу.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку