МОДНЫЕ СПА ТЕНДЕНЦИИ 2020
Рынок Велнесс услуг в Альпийском регионе (Австрия, Швейцария и Южный Тироль) находится на пороге
новых испытаний. Хайнц Шлеттерер, новатор в сфере Велнесс, уже более 20 лет является признанным
мировым экспертом в данной области и определяет «статус-кво», а также тенденции следующих лет.
Велнесс исчерпал свои возможности, предоставляя отдельные услуги – клиенты требуют большего
Рынок Велнесс услуг серьёзно эволюционировал в последние 20 лет, но этот процесс ещё далёк от
завершения.
Будущее развитие заключается во всестороннем взаимодействии растущего осознания
ценности собственного здоровья с обширным и профессиональным рынком услуг. Это факт, что с
повышением внимания к своему здоровью у клиентов растут требования к качеству сервиса и услуг.
Конкуренция особенно сильна в Альпийском регионе, где самая высокая в мире плотность Велнесс
объектов. Тот, кто предлагает продукцию «me too», проигрывает.
Велнесс в стадии «созревания»
Ещё 10 лет назад большим конкурентным преимуществом было иметь в отеле Велнесс комплекс,
этот компонент применялся даже в качестве отдельного инструмента маркетинга. Но процесс
адаптации закончен, и мы уже находимся в стадии «созревания». Клиенты Велнесс комплексов хорошо
информированы и имеют опыт посещения таких объектов. Поэтому постоянно растут ожидания
инновационных решений.
Рынок гостиничных услуг с его направленностью в сфере Велнесс должен переориентироваться.
Например, соответствующий Велнесс и СПА комплекс должен в будущем иметь каждый отель категории 4
и 5 звёзд , также как когда-то бассейн был инновацией и стал со временем базовой опцией. Гостиница, не
приносящая доход, уже не сможет получить стратегическое преимущество и достичь поставленных целей
только за счёт строительства СПА комплекса. Также простое изменение названия из Велнесс в СПА
(Sanus per Aquam лат. – здоровье через воду) не даст никакого результата.
Высокий спрос на специализацию
Рынок туристских услуг становится всё более селективным. Спрос клиентов, проводящих отпуск,
будет стремиться в следующие годы к специализированным услугам. Будут преобладать тенденции
к краткосрочным и промежуточным отпускам. При этом полученные впечатления будут играть
определяющую роль. Клиенты отелей в Альпийском регионе ищут состояние «персонального прекрасного
самочувствия» и ощущения «ре-фрешинга». Эти тенденции объясняются напряженным рабочим ритмом,
при котором постоянно растёт желание хотя бы на время вырваться из тисков повседневности.
Здесь речь идёт об эффективности. Стресс можно снять многими путями. Каждый клиент выбирает ту
форму, которая ему максимально подходит. Поэтому он выберет только лучшее, что будет предложено на
рынке Велнесс и СПА услуг.
Потребность в оздоровительном отдыхе (оздоровительном туризме) будет постоянно возрастать, но не
будет определяющей. Клиенты преклонного возраста будут всё больше пользоваться программами «Anti
Aging», физиотерапевтическими процедурами, а также превентивными, профилактическими курсами.
Кроме того Восточноевропейские гости станут нашими постоянными клиентами. Эти гости имеют совсем
другие требования к отпуску, чем избалованный австрийский или немецкий отдыхающий, который имеет
более высокий доход.
Профессиональная специализация в качестве мероприятия для особенного позиционирования на
рынке
Для того чтобы обособиться от продукции «me too» недостаточно просто поставить своей целью
удовлетворение потребностей клиентов. Гость придёт опять и будет готов рекомендовать Ваш комплекс,
а также, в зависимости от специализации, платить больше, лишь в том случае, если он по-настоящему
впечатлён. Надо будет занимать ниши и открывать новые рынки, где будет возможно получить
однозначный и понятный доход за счёт чётко определённой целевой группы.
В Альпийском регионе я выделяю развитие следующих 3-х перспективных направлений специализации:
1. Тематические отели
Привлекательность таких гостиниц заключается в специальном пакете услуг, предназначенных
для конкретных целевых групп. В данном случае концепция отеля охватывает специализированные
тематические направления такие, как здоровье (медицинский Велнесс), спорт, дизайн и
искусство, изысканная кухня, природа и т.д. Традиционные кур-отели больше не смогут оставаться
конкурентоспособными. Они постепенно исчезнут с рынка или будут оптимизированы с учётом
новой коммерческой направленности предприятия для достижения максимальной экономической
эффективности.
2. Отели для специфических целевых групп
В отличие от тематических отелей, эти гостиницы идут ещё дальше и предлагают
специализированный и качественный спектр услуг, например, футбольные гостиницы, детские
гостиницы, отели для студентов, для пенсионеров, для владельцев «Ferrari» и т.д.
3. Отели «low function»
Здесь речь идёт о современных гостиницах с частично космополитичным характером. Они
предназначены для широкой целевой группы, которая осознаёт качество и понимает уровень
цен. Здесь предлагается спектр услуг, где функциональность сведена к основам, но которые
гарантируют высокий уровень обслуживания. Поэтому цены здесь намного ниже. Целевая группа
воспринимает пребывание в такой гостинице как средство в достижении истинной цели своей
поездки.
Например, катание на лыжах: в данном случае клиенты вкладывают больше денег в лыжное
оборудование и билеты на подъёмники. Отель, даже находящийся в непосредственной близости от
снежных склонов, используется только в качестве места для ночёвки, а не как самостоятельная цель
для проведения отпуска.
Решающим фактором для успеха специализированных отелей является не только качество предлагаемых
услуг, но и стратегия позиционирования, которая базируется на постоянной рыночной коммуникации.
Ясно одно: схема немного гольф - отеля или немного медицинского Велнесса не будет работать. В
течении следующих 10 лет в сегменте отелей категорий 4 и 5 звёзд специализированные гостиницы будут
занимать 25 до 30% от общего количества.
Медицинский Велнесс как форма специализации
«Медицинский Велнесс» рассматривается в настоящее время как логическое продолжение всего, что
подразумевается под понятием «Велнесс». Такое понимание не отражает сущности «Медицинского
Велнесса», так как ограничивается строгими рамками и пониманием рынка. Издержки на специализацию
в сфере «Медицинского Велнесса» очень велики, так как существует очень много направлений для
развития.
Спектр услуг «Медицинского Велнесса» охватывает программы «Anti Aging», эстетическую хирургию,
витализирующий Велнесс, реабилитацию, профилактику заболеваний, лечение нарушений сна, а также
снятие стрессовых состояний и синдрома «Burn Out» или «выгорания», которые вызваны психологическим
состоянием человека или современным ритмом жизни.
В отличие от традиционного Велнесс и СПА комплекса, в Медицинском СПА работают помимо
физиотерапевтов ещё и врачи, которые занимаются здоровьем посетителей (пациентов).
Большие инвестиции ограничивают возможность выхода на рынок
Для того, чтобы предлагать услуги «Медицинского Велнесса», необходимо располагать определённым
«ноу-хау», а также внушительным капиталом для того, чтобы иметь возможность приобрести современное
дорогостоящее медицинское оборудование. Кроме того, будущий оператор должен быть в какой-то
мере идеалистом, потому что речь идёт о постоянно прогрессирующим сегменте рынка, где может
потребоваться достаточно много времени, пока данные услуги будут поняты и приняты целевой группой.
Оператор «Медицинского Велнесс» комплекса берёт на себя большую ответственность за здоровье
пациентов целевой группы, которая намного меньше, чем в «обычном» Велнесс комплексе.
Выдержка – это в любом случае преимущество! В качестве успешного примера Медицинского СПА в
мировой практике я хочу назвать отель «Lanserhof» в Тироле, Австрия.
Перспектива: Рынок для таких услуг уже существует. Во всём мире будут построены Медицинские СПА
отели. Рынку таких услуг не грозит переполнение, так как конкуренция будет ограничиваться высокими
требованиями к специализации объектов.
СПА комплекс как источник получения дохода
В независимости от позиционирования или специализации, Велнесс и СПА комплекс должен
рассматриваться как источник постоянного дохода, в котором продаются процедуры, косметика, а также
подарки и аксессуары.
В отличие от Европы, в США продаётся на 50% больше продукции СПА. Сравнение чётко показывает, что
СПА комплексы, которые находятся в коммерческом управлении, приносят не только больше прибыли, но
и значительно увеличивают общую рентабельность всего отеля. Преимущество заключается в том, что Вы
инвестируете в удовлетворение своих клиентов.
Топ-персонал как двигатель данной сферы деятельности
Не секрет, что вопросы персонала играют самую важную роль, но эта составляющая редко включается
в корпоративную философию. Недостаточные инвестиции в качество подбора персонала, например, из
соображений экономии, могут выйти боком. В никакой другой сфере качество не играет такой важной
роли, как в СПА бизнесе. Посетитель, который хочет вырваться из серой повседневности, не хочет видеть
усталые и недовольные лица.
Клиент хочет получить определённую мотивацию, насладиться честным и аутентичным гостеприимством,
а также решить свои проблемы в свою пользу. Ключевое слово здесь: «Восторг». Когда гость покидает
гостиницу и дома рассказывает не только о прекрасной природе и еде, а говорит о качестве
обслуживания и персонале, то это будет являться гарантией того, что у Вас появятся постоянные клиенты.
Архитектура как визитная карточка отеля
Предыстория: Стратегия предприятия определяет всё, в том числе и направленность дизайна! Не имеет
смысла строить симпатичный отель, если он не обладает необходимой функциональностью и не отвечает
требованиям целевой группы.
В будущем направление развития будут определять современные тенденции. Здесь необходимо заметить:
скучные архитектурные решения не будут успешны, так как сольются с общей массой похожих объектов.
Следовательно, архитектура играет важную роль в специализации гостиницы.
В будущем смогут занять выгодную позицию на рынке лишь те объекты, которые будут выделяться уровнем
инновационных решений, также как и специализированные отели, которые включают дизайнерские
решения в свою концепцию.
Отели, которые существуют многие годы, и считают, что смогут лишь за счёт нового фасада, не опираясь
на стратегическую концепцию, стать более конкурентоспособными - глубоко заблуждаются.
Дизайн интерьеров: клиент должен быть воодушевлён полученными впечатлениями и пережитой
свободой
Клиент хочет получить в отеле всё то, что он имеет дома. Это касается всех подразделений гостиничного
комплекса. Здесь речь идёт об оформлении пространства, атмосфере прекрасного самочувствия и
оборудовании. Создание личностного интимного пространства для женщин и мужчин играет всё более
важную роль. Требовательный посетитель хочет расширить обычное трёхмерное чувственное восприятие
пространства через дизайн. Посетитель хочет чувствовать, обонять, а иногда слушать и пробовать на вкус
то, что до сих пор он мог только видеть.
Комбинация природы и самочувствия
При создании внутренних архитектурных решений, атмосфера прекрасного самочувствия клиента будет
находиться в центре внимания. Для этого гость и едет в отпуск.
Природа будет оказывать всё большее влияние на дизайн интерьеров. Для создания атмосферы
прекрасного самочувствия природные материалы, такие как вода, дерево, камень, глина будут
комбинироваться с искусственными - бетоном, стеклом и т.д.
Пуризм уступает комфорту
Пуристический стиль уже миновал свой зенит, поэтому комфорт в архитектуре будет играть всё более
важную роль. Архитектурные решения будут поддерживаться определёнными аксессуарами и природными
материалами, которые будут передавать аутентичные впечатления.
Клиенты будущего хотят пережить контраст к обыденности и желают, чтобы их личная свобода отражалась
в просторных концепциях помещений. Размеры помещений в будущем удвоятся по сравнению с
сегодняшним днём.
Тематика определяет дизайн
Дизайн гостиничного комплекса будет выполняться в определённом стиле, опирающемся на
стратегическую направленность предприятия. В рамках гостиницы могут быть созданы тематические зоны
для того, чтобы создать больше возможностей для целевых групп.
Другая модная тенденция заключается в световых концепциях. Интересные световые постановки,
использующиеся не в качестве обычного освещения, а направленные на создание атмосферы
прекрасного самочувствия для гостей. Такие световые постановки сильно влияют на психологию и
настроение человека. Здесь свет используется не только как создатель настроения, но и как способ
изменить настроение.
Особое наслаждение: гостиничные СПА сьюты в качестве оазиса прекрасного самочувствия с
индивидуальным характером
Новая модная тенденция – это создание СПА сьютов в гостиницах. Такая комбинация отличается от
«нормального» гостиничного номера интегрированным Велнесс и СПА оборудованием. Здесь возможно
удовлетворение особенных запросов гостей. Клиент получает не только прекрасно оборудованный
номер, но и более широкий спектр услуг.
Он или она, или вместе, смогут насладиться целительными свойствами парной со специальным
пакетом услуг по уходу, приятными массирующими струями в гидромассажной ванне, расслабиться во
время проведения сеанса специального массажа прямо в Вашем гостиничном номере или получить
удовольствие от специальной душевой различных впечатлений, не покидая помещения.
Здесь полностью соблюдается интимное пространство клиента, и он не должен идти в общественную
зону Велнесса. Эта тенденция наблюдается не только в Альпийском регионе, многие интернациональные
городские отели, гостиницы для проведения отпуска и тематические отели всё больше фокусируются на
предоставлении такого вида услуг.
Клиент готов заплатить больше за качество сервиса, если дизайн интерьеров, тематика и
функциональность отеля оптимально скомбинированы. В результате Вы получаете восторг клиента, а не
«только» его удовлетворение.
Велнесс и СПА оборудование: чувственные впечатления, превентивные технологии и многогранность
будут задавать тон
Времена простого оборудования давно прошли. Наступило время «целостных впечатлений», где
производится целенаправленное воздействие на все 5 чувств человека для достижения максимального
расслабления и хорошего самочувствия. Технический прогресс и терапевтические «ноу-хау» предложат
широкий спектр возможностей для проведения превентивных процедур. Например, исследования
клеточного метаболизма и ДНК пациентов станут стандартной процедурой в «Медицинском Велнесс»
комплексе.
Посетители Альпийского региона очень хорошо проинформированы и избалованы широким спектром
предлагаемых услуг. Поэтому запросы клиентов только растут и стремятся к достижению хорошего
самочувствия и расслабления за счёт новых способов. При помощи особенных предложений и
сконцентрированной компетентности Велнесс и оздоровительные отели смогут занять и укрепить свою
чёткую позицию на рынке.
В будущем иметь преимущества будет то Велнесс и СПА оборудование, которое сможет предложить
много различных опций, что является важным фактором экономии инвестиций для оператора. Кроме того,
оборудование должно выглядеть современно и оптимально гармонировать с Велнесс и СПА окружением.
Прошло время шезлонгов, на которых можно просто лежать. В рамках технологии воздействия
на 5 чувств человека это оборудование должно уметь больше. Всё, что оно сможет, должно
быть проработано до мельчайших деталей, а также выполнять обещанное.
Здесь речь идёт об оздоровительном тепловом излучении, которое исходит от шезлонга, что делает возможным
комфортный отдых клиента. Релаксация на целостном шезлонге происходит за счёт акустики, в
форме специальной музыкальной терапии, которая сопровождается специальными периферическими
вибрациями, а также игрой света и ароматерапией. Такой подход я называю мультисенсорным
пропуском в мир расслабления и прекрасного самочувствия. Комбинация согласованных концепций
помещений завершает общее впечатление и сопровождает в специальный мир расслабления.
4 Мультифункциональные шезлонги на которых могут проводиться всевозможные процедуры. Массаж
с мылом и щёткой, душ Виши, классический массаж, стоун-терапия, процедуры Аюрведы, которые
сопровождаются соответствующей музыкой, ароматами и общим впечатлением от устройства
помещений.
Пример: тот, кто платит за дорогие процедуры Аюрведы, хочет полностью погрузиться в Азиатский
мир, а не находиться в пустой белой комнате, в которой звучит стандартная музыка для релаксации
или, вообще, местная радиостанция. В данном случае выигрывает не только клиент, но и оператор,
потому что он сможет с одной единицей оборудования предлагать широкий спектр процедур.
В будущем бассейны будут не только делать Вас мокрыми, но и предлагать другие функциональные
возможности. Впечатления от пребывания в воде будут дополняться исключительными креативными
сценариями, поэтому классические бассейны уже принадлежат прошлому.
Тенденция будущего заключается в функциональности бассейнов. Здесь возможны два варианта:
1.Оздоровительные процедурные бассейны (бассейны с солёной водой, бассейны для
аква-аэробики и водной терапии, а также подводного массажа и т.д.)
2. Развлекательные бассейны: подводная анимация, соревнования по плаванию
с рекордсменом мира при помощи управляемого компьютером противотока,
бассейны со специальным дизайном и подсветкой, ароматерапия, подобранная в
зависимости от времени года или погоды.
Назад к природе и восприятию своего «Я»: процедуры как интересные дифференциальные
возможности
Стресс на работе, недостаток свободного времени, много обязанностей и ответственности – это
компоненты, которые составляют нашу повседневную рутину, вырабатывая при этом определённый
автоматизм поведения.
В последние годы люди всё меньше уделяли внимания своим потребностям.
Кроме того, людям придётся больше заботиться о своём здоровье из-за недостаточного финансирования
общественного здравоохранения. Человек чувствует себя намного лучше, если делает что-то хорошее
лично для себя. Такие методики восстанавливают человека не только физически, но и ментально, что даёт
ему возможность стабильно чувствовать себя в повседневном ритме, работе и в семейной жизни.
Важную роль в восприятии себя будет играть природа, которая во многих отношениях является предтечей
и примером жизни.
«Назад к истокам» - это девиз при разработке новых видов процедур. В независимости
от культуры, люди веками занимались профилактикой и лечением заболеваний при помощи тех средств,
которые предоставляла в их распоряжение природа. Причём с успехом! В Европе всё большую роль
играет медицина на основе природных средств, растительной гомеопатии, а также национальные
африканские, индийские и египетские методики лечения и профилактики.
Здесь действует тоже правило: немного природной медицины ничего не даёт. Игра с этикетками для
препаратов очень скоро будет раскрыта.
Успешен будет лишь тот, кто сможет эффективно набрать и
организовать персонал, а также предложить особенную пространственную атмосферу, оборудование и
косметические продукты..