Ф. Шаляпин и А. Вертинский. Русская культура. |
Самой нежной любви наступает конец,
Бесконечной тоски обрывается пряжа,
Что мне делать с тобою, со мной, наконец,
Как тебя позабыть, дорогая пропажа?
Скоро станешь ты чьей-то любимой женой,
Станут мысли спокойней и волосы глаже,
И от наших пожаров весны голубой
Не останется в сердце и памяти даже.
Будут годы мелькать, как в степи поезда,
Будут серые дни друг на друга похожи.
Без любви можно тоже прожить иногда,
Если сердце молчит и душа не тревожит.
Но когда-нибудь ты совершенно одна,
Будут сумерки в чистом и прибранном доме,
Подойдешь к телефону смертельно бледна
И отыщешь затеряный в памяти номер.
И ответит тебе чей-то голос чужой:
"Он уехал давно, нет и адреса даже..."
И тогда ты заплачешь... Единственный мой!
Как тебя позабыть, дорогая пропажа!..
Шпакова Александра Александровна
Мемуары Ф. Шаляпина и А. Вертинского как исторический источник
Федор Иванович Шаляпин был знаменитым оперным и камерным
певцом, а Александр Николаевич Вертинский–выдающимся русским эстрадным артистом, киноактером,
композитором, поэтом и певцом, кумиром эстрады в первой половине XX в. Оба оказались в эмиграции,
которая возникла в результате событий Гражданской войны.
Военные и гражданские лица уезжали от советской власти, победившей в ходе революции и Гражданской войны.
Сколько их было? Миллион, 3 или даже 5.
Лишенные родины, семьи, друзей, статуса, своего мира и уклада, обездоленныерусские люди были вынуждены как-то выживать.
Однако в современных школьных учебниках нам не рассказывают об этой жизни. Мне стало интересно узнать, как жилось
этим людям, как они преодолевали свои проблемы, что чувствовали эти русские люди,
лишенные родины, что могут нам рассказать о той эпохе их воспоминания, почему
Вертинский вернулся на родину, если имел известность по всей Европе и Америке, где его
популярность не падала, а только росла. Ответы на эти вопросы и стали предметом моего исследования.
Шаляпина и Вертинского я взяла по следующим причинам:
1. Их судьбы противоположны. Если Александр Николаевич Вертинский, дворянского происхождения, родился в обеспеченной семье и его детство хоть и было тяжелым, но образованным и сытым, то Федор Шаляпин, родившийся в семье запойных крестьян и потерявший мать в семилетнем возрасте, голодал по несколько дней и не знал тех радостей жизни, которые были доступны Вертинскому. В эмиграции можно сказать они поменялись местами, у Вертинского–голодная жизнь и тяжкий труд в кабаках,
а у Шаляпина всемирная признанность и аншлаги.
2.
Шаляпин–представитель высокой оперы и музыкального искусства.
Вертинский–поэт и представитель легкого эстрадного жанра (исполнял свои стихи под музыку
собственного сочинения).
3. Вертинский возвращается на родину, а вот Шаляпину вернуться было не суждено.
4. Благодаря различности их судеб мы можем постараться целиком увидеть
ситуацию русской эмиграции начала двадцатого века.
Да и когда сравниваешь исторические события и устанавливаешь черты сходства и
различия, это позволяет лучше понять причины, ход, итоги событий. Знание истории
всегда будет актуальным, ведь тот, кто знает прошлое, понимает происходящее и
предугадывает будущее. Изучение нашего прошлого– дело довольно сложное, требующее
кропотливой работы исследователя по обработке множества источников, в том числе и
мемуарных.
Тем более актуально становится исследование воспоминаний деятелей
искусства, не склонных к холодному анализу политических и военных дел.
Мемуары (воспоминания) являются особым видом письменных исторических
источников, которые отражают авторское понимание прошедшей действительности,
основанное, на собственных впечатлениях о тех событиях, в которых он сам участвовал
или которые наблюдал.
Вертинский уехал за границу на два года раньше Шаляпина в Турцию.
Первый город, с которым познакомился Вертинский, был Константинополь. В этом городе было
очень много русских, которые из-за революции буквально потеряли все. Одни умирали с
голоду, другие пытались кое-как наладить свои дела. Некоторым барышням удавалось
выгодно выйти замуж за американских или французских банкиров (падких на славянскую
красоту).
А вот сам город–яркий, красивый, колоритный, вызвал бурю положительных эмоций и впечатлений у Вертинского.
Из Турции Вертинский уехал гастролировать в Румынию.
Там после нескольких удачных концертов Александра Николаевича обвиняют в пропаганде советских идей на
территории Румынии и сажают в камеру.
Из Румынии Вертинский благополучно прибыл в Польшу. Красивые улицы, гостеприимно настроенное
к русским польского население, и как выяснил Александр Николаевич байка о
подавляющем большинстве польских националистов полная чушь (конечно встречаются
радикалы, но крайне редко).
Живя в Варшаве, Вертинский впервые обращается в советское посольство
с просьбой о возвращении в Россию. Под прошением поставил
положительную резолюцию советский посол в Польше П. Л. Войков, по совету которого
Вертинский и предпринял эту попытку.
Однако в просьбе Вертинскому было отказано.
Находясь в Польше вместе с артистами -соотечественниками, Александр Николаевич
начал гастролировать по европейским странам и постепенно завоевывать
популярность зарубежом, продолжая сниматься в кино и выпуская стихотворные сборники.
Накануне визита в Польшу румынского короля Александр Вертинский вынужден был переехать в Германию (как «неблагонадѐжный элемент») и поселиться в Берлине.
Немцы еще не успели отойти от поражения в Первой мировой войне и очень переживали тот факт, что у них забрали форму.
Военная форма это не просто удобная одежда для баталий, это лицо народа ,в этой форме тысячи людей идут умирать за свою родину и за своих близких.
Бегство кайзера, разгром армии, немцы не знали, что делать...
Германская Империя находилась в огромном экономическом кризисе, весь Берлин был усеян будочками с надписью «Вексельштубе»
–
там немцы меняли деньги, утром хлебстоил сто марок, а к вечеру его нельзя было достать и за тысячу.
Как-то раз Александр Николаевич встретил знаменитого петербургского спекулянта–«банкира» Дмитрия Рубенштейна,
который прекрасно устроился в Германии, и занимаясь своим любимым делом разбогател (как вы сами понимаете за счет немцев, которые умирали с голода).
Германию охватили массовые случаи суицида. Русские эмигранты поставленные в не менее тяжкие условия как могли помогали и подбадривали хозяев съемных квартир,
в которых большинство из них жило, они доплачивали им, хотя те и не требовали, если у их немецких знакомых или соседей (даже не друзей) были дети, русские дарили им сладости,
игрушки или попросту давали деньги.
Вот она загадочная русская душа. Когда Вертинского пытались привлечь к политике фашисткой Германии, он не раздумывая ,собрал свои вещи и уехал во Францию.
Во Франции Вертинский прожил 9 лет в Париже, с 1925 по 1933 гг. В этом городе, как нигде в Европе было очень много русских.
Русские эмигранты с легкостью находили работу (будучи образованней местного населения), занимались искусством, открывалирусские кафе.
Во Франции вообщеьприсутствует особое очень добродушное отношение к русским и русской культуре.
Федор Иванович начинает свой путь в эмиграции в 1922 г. уехав на гастроли в США.
Вертинский тоже попадает в США, правда через двенадцать лет. Вместе они были во
Франции, где познакомились и подружились и в разное время–на гастролях в Китае.
3
Во Франции был не только Вертинский, но и Шаляпин. Правда, Шаляпин был в восторге от Франции, а Вертинский видел другую сторону медали.
Париж очаровал Шаляпина.
Одинаково восприняли американскую культуру Вертинский и Шаляпин. Обоих американский стиль жизни угнетал.
Оба пользовались популярностью в тех странах, в которых выступали, кроме Китая.
Вертинский организовал гастроли Шаляпина в Китае.
Белая эмиграция в Китае Вертинского слушали с удовольствием, а против Шаляпина развернули информационную войну, считая его советским агитатором.
Поездка в 1937 г. в Китай была первой и единственной поездкой Шаляпина и Вертинского на Дальний Восток.
Это была последняя встреча друзей. Вскоре после этого Шаляпин вернется во Францию и умрет, а Вертинский вернется на Родину и умрет в 1957г.
Мемуары Вертинского и Шаляпина отразили личные взгляды, впечатления, эмоции деятелей культуры XX в. в период белой эмиграции.
Им свойственны: хронологическая широта, тематическое разнообразие; географический охват стран и континентов.
Однако нельзя забывать о том, что мемуары, основанные на воспоминаниях и размышлениях носят субъективный характер
и выпускались при советской власти, а это значит, что существовала цензура, которая носила идеологический характер.
Нередко мемуарной литературе отводится второстепенная роль в ряду других источников.
Это неправильно, но и полностью доверять мемуарам как источнику нельзя.
Только сопоставляя и тщательно анализируя данные, можно выяснить истинность сообщенных в этих источниках сведений.
В целом ряде случаев информациия из мемуаров Вертинского и Шаляпина уникальна.
Это касается и описания городов, в которых были деятели культуры, и описания настроения общества, особенностей культуры тех стран,
в которых были Александр Николаевич и Федор Иванович.
Фактический материал, содержащийся в мемуарах, позволяет дополнительно осветить новые стороны исторического процесса, раскрыть его
специфические закономерности.
Их воспоминания дают материал по изучению общественной психологии, общественного сознания и внутреннего мира современника.
Благодаря тому что Шаляпин и Вертинский были представителями искусства мы
можем взглянуть на историю не только через сухую призму фактов и дат, а прочувствовать на себе эмоции и переживания доли русского эмигранта!
http://m-academ.centerstart.ru/sites/m-academ.centerstart.ru/files/images/hpakova.pdf
Рубрики: | Культура, искусство Из жизни знаменитостей Опера Музыка (разных жанров) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |