Сегодня, когда, казалось бы, лирику изгнали со сцены, а любой певец считает необходимым для себя иметь в своем репертуаре пару песен, творческое содержание которых крутится вокруг гениталий, все чаще и чаще, вопреки сложившимся стереотипам, стали звучать романтические песни Михаила Михайлова.
Вряд ли стоит говорить, что за считанное время они стали популярны, особенно у прекрасной половины человечества, сердца которой истосковались по красивым целомудренным песням. В последнее время Михаил Михайлов стал частым гостем в Украине: его приглашают в концертный зал "Украина", он постоянно выступает на фестивале "Шлягер року", трижды удостаивался диплома лауреата за песни "Я назову тебя любимой", "Мама", "Листопад". Во время одного из визитов Михаила мы и решили встретиться с ним. Часть беседы предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели.
Римма Казакова стала моей "крестной"
- Михаил, длительное время вы слушали чужие песни. Почему вдруг решили запеть?
- Да, я был первым, кто выпустил компакт-диски наших российских исполнителей. Тогда, в начале 90-х прошлого столетия, только стали появляться лазерные компакт-диски известных зарубежных исполнителей, да и то "пиратского" производства. Я же стоял у российских истоков. И если вы посмотрите первые диски Александра Барыкина, Сергея Пенкина, Ларисы Долиной, Кати Семеновой, Вячеслава Малежика, Анне Вески, Михаила Муромова, Ларисы Рубальской, Владимира Быстрякова, Иосифа Кобзона, Юрия Рыбчинского, - всюду написано "Михаил Михайлов". Помню, как радовался Михаил Танич, что результат его многолетнего творчества поместился на маленький диск. Как удивлялась Лариса Долина, - ведь на тот момент компакт-диски были новинкой и слишком уж хрупкими казались по сравнению с пластинками. И первые отзывы многих артистов остались на выпущенных мною дисках. "Миша, спасибо за такое чудо! Я просто не ожидал, что на таком маленьком кусочке пластмассы может поместиться столько труда", - написал Игорь Саруханов.
А потом, когда уже запели все, я решил тоже попробовать себя. И когда я делал компакт-диск Римме Казаковой, я попросил ее написать мне песню. Она написала текст "Я не могу так долго без тебя". Замечательная песня, музыку к которой написал тогда еще никому неизвестный Виктор Королев. Песня так понравилась слушателям, в основном, женщинам, которые требовали продолжения. Я же не только нашел своих авторов, но и свой стиль. Наверное, так можно объяснить тот факт, что каждая песня становится хитом. И конферансье, объявляя мой выход, представляя меня публике как "Мистер шлягер". Я рад, что мои песни становится все более популярными: ведь задача артиста - лечить людские души. И лучшим снадобьем является хорошая музыка.
"Я - противник музыкальных стоков"
- Это позволило вам получить определенные стартовые условия?
- Да, творческая свобода невозможна без финансовой. Мне грустно сейчас смотреть на тех молодых исполнителей, вынужденных соглашаться на банальные условия, которые им навязывает продюсер. Посмотрите на наших "фабрикантов"! Мало кто знает, что, гастролируя по всей стране, выматываясь и творчески, и физически, они получают жалкие гроши. Это не столько "Фабрика звезд", сколько фабрика выкачки денег у народа. Да, им дают неплохую раскрутку, ежедневно забивая телевизионные эфиры, так что в конечном итоге зритель привыкает. И стоит им появиться в небольшом провинциальном городке, как дети вымаливают у родителей купить им билет, лишь бы увидеть своего кумира. Этот прием хорошо всем известен. Можно раскрутить любого певца, - бездарного, безголосого. Его будут знать, но это еще не значит, что будут любить. Кто сегодня вспомнит первых "фабрикантов"? Разве что группу "Корни" да еще пару-тройку исполнителей, достойно занявших свою нишу. Остальные стали тем насосом, с помощью которого у населения выкачали деньги. Использовали их, выбросили и набрали следующих. А детвора - народ доверчивый. Они бегут в поисках популярности, не зная, насколько тяжело ее добиться, а уж тем более сохранить, став "звездой".
Конечно, стать популярным при отсутствии баснословного состояния невозможно. Как бы ты ни был талантлив, люди должны услышать твою песню. Ни для кого не секрет, что все эфиры - платные, а без них доказать свою творческую состоятельность невозможно. Благо еще существуют независимые радиостанции, которые могут донести твои песни слушателям, - иногда безвозмездно, иногда - за чисто символическую плату. В основном, эфиры превращаются в музыкальные стоки, поскольку людям предлагают не то, что они хотят услышать, а то, за что заплачено. Можно, конечно, до бесконечности показывать клип какой-нибудь безголосой девочки, любовницы олигарха. Но это не значит, что можно купить слушателя. И мне приятно осознавать, что мои песни - "Моя звезда, моя отрада", "Падала зірка" и т. д. - по итогам голосования радиослушателей занимают верхние строчки в хит-парадах.
Что же касается моего стартового капитала, то он по тем меркам был небольшим, - я слишком много тратил на технику. Достаточно сказать, что в моей коллекции насчитывается несколько тысяч пластинок, многие из которых уже стали раритетами. Добавьте к этому компакт-диски, ДВД, последние модели инструментов, и станет понятно, что все деньги я вкладывал в музыку в прямом смысле этого слова. К тому же я всегда делал дорогие фонограммы. Можно записать, ограничившись обычной электроникой, а можно пригласить симфонический оркестр. Я предпочитал последнее, поскольку всегда считал, что "живая" музыка - прекрасна. И, как показала жизнь в дальнейшем, оказался прав. Группы, записывающие некогда модную электронную музыку, просуществовали считанные месяцы, не оставив следа в душах зрителей. А вот записи Анны Герман, Джо Дассена до сих пор высоко ценят и слушатели, и профессионалы.
Или, к примеру, возьмите творчество исполнителей первого эшелона, таких как Иосиф Кобзон, Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев. Не случайно с каждым днем они становятся все больше любимы зрителями. Именно они собирают полные залы, несмотря на то, что их клипы редко увидишь в эфире. Они не станут в погоне за популярностью принимать участие в телевизионных дебатах, обсуждая проблему абортов, или делиться рецептами фирменных блюд, демонстрируя на всю страну, как готовят яичницу. Они сделают - порой в ущерб себе - яркое зрелищное шоу раз в год, но это будет красиво. Потому что само понятие "халтура" претит им. Безусловно, у каждого есть свои слабости, но гениев надо прощать. Особенно если учитывать ту бешеную энергетику, которую им приходится принимать на себя, и совершенно безумный жизненный ритм.
"Мои друзья - простые люди"
- С кем из артистов вас связывают дружеские отношения?
- Артистическая жизнь такова, что большую часть каждый из нас проводит на сцене. А в свободное время - если таковое и бывает - хочется побыть одному, поэтому мы предпочитаем уединяться в своей домашней "ракушке". Звучит несколько странно, но если для обычного человека концерт - это праздник, то для нас - работа. Поэтому в редкие минуты больше всего хочется уединиться, но уж никак не слушать записи чужих песен, обсуждать модели сценических костюмов, вникать в возникающие проблемы.
Да, мне интересно, как работает Аркадий Укупник, наблюдать за тем, как его принимает зрительный зал. Меня восхищает творчество Лолиты, превращающей каждую свою песню в мини-спектакль. Намного интереснее наблюдать за тем, как работает артист, нежели обсуждать его творчество. Но это не значит, что с кем-то у меня сложились отношения, а с кем-то - нет. Напротив, я искренне рад, когда мне приходится выступать во время очередного концерта с тем же Вячеславом Малежиком, Мишей Муромовым, Анне Вески и др. Просто наши жизни идут парарелльно, крайне редко пересекаясь в единой творческой (а точнее, концертной) точке.
- Будучи на вашем концерте, нельзя не заметить поклонниц, устремляющихся к вам на сцену…
- И что самое интересное, возраст моих слушательниц колеблется от восьми до 80 лет. Недавно, после одного из концертов, ко мне подошли подростки и сразу, предупредив, что они предпочитают тяжелый рок, признались, что им нравится мое творчество. "Михайло, ви - найкращий", - вынесли они свой вердикт. Знаете, это не только большая оценка, но и своеобразный аванс, не позволяющий тебе почивать на лаврах.
К тому же благодаря радио и телеэфирам многие знают такие мои песни, как "Моя звезда, моя отрада", "Падала зірка", и подпевают на концертах, только услышав первые аккорды. Я надеюсь в ближайшее время порадовать своих поклонников новыми работами, которые уже создаются творческим тандемом Олега Харитонова и Валерии Серовой. Практически уже готов новый альбом, куда помимо лирических песен войдут дуэты с Анне Вески ("Город с ароматом кофе"), Надеждой Чепрагой ("Дорога") и др.
"Со своей женой я познакомился… в лифте"
- Как жена относится к поклонницам вашего таланта?
- Жена у меня - большая умница, и она прекрасно понимает, что внимание поклонников, - пожалуй, самое большое признание, которого может достичь исполнитель. Очень сильно лукавят те, кто говорит, что популярность их утомляет, - практически ради этого мы все и работаем. Поэтому и влюбленные признания, которые оставляют многие посетители на моем сайте, и восхищенные отклики миллионов слушателей - это оценка творчества.
Конечно, бывали случаи, когда девушки звонили мне домой и, услышав на другом конце провода голос жены, включали запись песни Иры Аллегровой "Угонщица", - почему-то именно эту песню приходится слышать чаще всего. Второе место по нашему домашнему рейтингу занимает песня Тани Булановой "Не молчи, моя соперница". Но к таковым вещам надо относиться с пониманием и, безусловно, с чувством юмора.
- Она тоже певица?
- Нет, она окончила институт питания, прекрасно готовит, балует меня всевозможными разносолами. Но, учитывая, что вся моя жизнь проходит в разъездах, мы решили, что будет намного лучше, если она посвятит себя дому и детям, - кто-то же должен подогревать тепло родного очага.
- Как вы познакомились?
- История нашего знакомства банальна и случайна. Мы ехали вместе в лифте. Как оказалось, нам - на один этаж, а когда выяснилось, что и кабинеты располагаются рядом, то, соответственно, после этого стали больше замечать друг друга: пересекались то в буфете, то в конференц-зале и постепенно пришли к выводу, что наши отношения явно выходят за рамки дружеских.
Я никогда не строю наполеоновских планов, - время все расставляет по своим местам. Не могу сказать, что меня сразила мысль, и я понял: вот - моя судьба. К этому выводу приходишь намного позже, когда прожито и пережито вместе немало. Я - противник поспешных планов, когда ради встреченной красивой женщины мужчины принимают скорые необдуманные решения, руша все, что было создано. И дело даже не в том, что потом оказывается, что и это далеко не твой человек, и не нужен он тебе, а в том, что в результате всех этих перипетий страдают самые дорогие нам люди - дети.
Дорога к храму
- Несмотря на амплуа "Мистера 100 % шлягера", вы также исполняете песни духовного содержания…
- У меня есть цикл песен, который так и называется - "Дорога к храму". И на большие религиозные праздники меня всегда приглашают исполнить именно эти вещи. И, знаете, у многих слушателей выступают на глазах слезы, когда я пою такие строки: "На земле мы только гости, ничто не вечно под луной, настанет день, и нас попросят переместиться в мир иной… Мы все там будем, как нагие, не спрятаться под чьим крылом. Осудят нас не люди злые, осудят наши же дела. Судить нас будут очень строго, но время есть еще пока. Просите милости у Бога, держитесь дальше от греха".
- Вы - верующий человек, если исполняете такие песни…
- Да, я глубоко верую в Бога, поэтому стараюсь "держаться дальше от греха". Возможно, поэтому и могу честно смотреть в глаза людям, зная, что от меня они получали всегда только добро.
Интервью взяла Галина ДЕГТЯРЕВА.