-Рубрики

 -Метки

(караваджо. (русский ...» 1610) =притча art beautiful beautiful poppies big talant of o. nechaeva books brushes c. evora codes for colors collages the beautiful computer generated frames depressio enjoy globe google search health hendrik his life how to choose how to paint how to.... how to..... how true.... if only...... imagination kaemmerer/ lessons look love in music and poetry love to draw mk. bird in winter mk. iris music musik nature on a verge...par t2 on a verge...part 3 on a vrge... painting mk pastel pencil picasso pictures pictures and etc... pleasure to see poetry poppies are beautiful primer something to look at.... sur sur from shemyakin svyatoslav rerich swiss in warm colors the best of vaenga to draw and color turqoise vrubel w. pogany watercolor «неведомые ЖЗЛ библейский сюжет. а.с. пушкин. блог блоги вирусы гениального дебошира диета дневник дня) драгоценные живопись/frederick жизни игрока. италия камней караваджо карибского комментарии льняное материнском музей под водой ожирения= подводный музей скульптур в мексике пособия проверяем путешествие сайты свойства скульптуры упражнения утяшева учебник хронология часть шкатулки

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Too_Curious

 -Подписка по e-mail

 


Moscow

Суббота, 12 Марта 2011 г. 21:49 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Театр "Летучая мышь" (прогулки по Москве)

Небольшая московская улочка, расположенная между метро "Кропоткинская" и Пречистенской набережной, с наименованием "Соймоновский проезд", привлекает внимание москвичей и гостей столицы удивительным строением, возникшим будто бы из русской сказки. Оно было построено  в 1905 - 1907 годах архитекторами Н. Жуковым и Б.Шнаубертом, по эскизам художника С.Малютина (знаменитого автора русской матрешки), по заказу  инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова (официально дом был записан на жену инженера З.А.Перцову). Именно здесь 29 февраля 1908 года состоялось открытие первого театра миниатюр в Москве "Летучая мышь", который создавался как место отдыха для актеров Московского художественного театра. Эмблемой этого довольно веселого заведения стала летучая мышь, пародирующая мхатовскую чайку.

 

Дом Перцова в Соймоновском проезде, д.1

Эмблема театра-кабаре "Летучая Мышь"

Но обо всем по порядку, и начать все же стоит с самого здания и его великолепной архитектуры и отделки.  "Дом Перцова" (такое название он получил в народе) строился как доходный дом, в котором квартиры сдавались в наем. Причем предполагалось, что основными постояльцами будут художники и потому арендная плата за квартиры была по тем временам не такой уж и большой. На верхних же этажах были устроены художественные мастерские, а вот подвал отдали актерам Художественного театра...

"Дом Перцова" в начале ХХ века

Старые фотографии интерьеров "Дома Перцова" 

  

Фасад доходного дома должен был отвечать эстетическим вкусам будущих жильцов и вписываться в окружающий ландшафт с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. Ну что лучше может быть древнерусского стиля? И вот в результате был построен сказочный четырехэтажный "терем".  Этот стиль архитектуры кто-то называет псевдорусским, а кто-то считает, что это есть модерн. Скорее всего правы и те, и другие, т.к. в отделке дома в полной мере присутствуют и русские мотивы и то, что принято относить к элементам модерна.

 

Элементы архитектурного декора "Дома Перцова"

Стены и фронтоны дома обильно покрыты разноцветной майоликой.  По совету С.Малютина ее исполняла артель молодых художников Строгановского училища "Мурава".  "Выбором фирмы мы не ошиблись, работы были исполнены в срок с точным воспроизведением раскраски, согласно данным рисункам, качество работы также оправдало себя. С моей легкой руки вовремя поддержанная моим крупным заказом артель пошла в гору и в скором времени развила свое производство", - так рассказывал об этом С.Малютин. Благодаря "Мураве", более тридцати композиций украшают дом Перцовых: это Ярило-солнце, и бык, дерущийся с медведем, и птица Сирин, и заяц, и павлины, и щуки.  Фоном этим композициям служит темно-красный кирпич.

 

 

Майолики и элементы модерна  в отделке "Дома Перцова"

Элементы модерна присутствуют в отделке входов: растительные орнаменты дверей удивительно интересны и даже страшно к ним прикасаться. А ведь за дверьми люди: теперь это особняк состоит из офисов и контор, и находится в ведении МИДа. Но вернемся к театру...

 

Николай Лазаревич Тарасов

 

Никита Федорович Балиев

Создателями театра были двое: денди и спортсмен, неимоверно богатый представитель армяно-черкесского рода Николай Лазаревич Тарасов и не менее колоритная личность - Никита Федорович Балиев. "Летучая мышь" проектировалась ими как некое интимное местечко, где могли бы собираться после спектаклей артисты и предаваться отдыху, попутно разыгрывая капустники и ставя спектакли-пародии. Был зарегистрирован специальный Устав этого "тайного общества", учредителями стали 25 членов-товарищей с возможностью приглашения еще 15 человек. Но тайна и барьеры быстро были преодолены и в клуб-кабаре началось паломничество. Он стал необычайно популярным.

 

Миниатюра "Под взглядом предков" - старинный гавот

 

Актриса Н.В. Месхиева-Карьева в спектакле "Лунная серенада"

"Летучая мышь" давала свои представления в подвала Перцовского дома, помещение было скромным, но вот атмосфера веселья таковой не была. От посетителей требовали лишь одного: оставить в гардеробе все свои печали вместе с калошами. Конферанс делал Никита Балиев, слыший записным шутником и юмористом. Балиевым были приглашены артисты московских и петербургских театров, организована труппа. 

 

Актерская труппа театра "Летучая мышь"

 

Ведущие актеры театра В.А. Подгорный и Б.С. Борисов

В.А. Подгорный в роли Акакия Акакиевича из "Шинели" Н.В.Гоголя

 

Ведущие актрисы театра Т.Х Дейкарханова и А.К.Фехтнер

 

Актриса В.А. Туманова в спектакле "Крокодил и Клеопатра"

Актеры В.Барсова, Е.Туманова, А.Соколов в постановке "Серенада Фавна" на музыку Моцарта

"Летучая мышь" была первым московским театром миниатюр: здесь ставились небольшие спектакли-сценки в столь модном тогда стиле модерн, пародии на то, что было за стенами этого маленького уютного мирка актеров, песенки, танцы, куплеты. Это были отклики на спектакли театральной Москвы или же отклики на какие-то светские культурные события того времени.  Пьеро и Коломбина, смешные персонажи из русских сказок, сценки.  Ставились спектакли и по классическим произведениям М.Лермонтова, А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Чехова. Первой пародией театра стала пародия на спектакль "Синяя Птица"...

 

Николай Балиев в лицах. Подписи под лицами: "Плоховаты сборы!", "Все билеты проданы!", "Что?! Аванс?!!"

 

Французская песенка "В лунном свете" Актрисы: А.К.Фехтнер и Н.В.Хоткевич

"Мышь" давала возможность проявлять себя абсолютно всем: если Балиев шутил, то молодые актрисы, бредившие столь модными тогда танцами Айседоры Дункан, пробовали себя в роли танцовщиц. Получилось настоящее искрометное действо, буффонада. При этом театр жил без рекламы и публикаций, все заменяла московская молва. А что может быть лучше нее?

 

Сцена из спектакля по поэме А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан"

 

Актрисы: А.К.Фехтнер и Н.В.Хоткевич в спектакле по поэме  А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан"

 

Артист В.А. Подгорный в сценах из в спектакле "Мать" по М.Горькому

В "Доме Перцова" театр просуществовал всего полтора театральных сезона: вода из Москвы-реки, заливавшая подвал, стала причиной того, что театр поменял свое место прописки, переехав в дом в  Милютинском переулке. И тоже в подвал, где театр пробыл около пяти лет.  К сожалению "Летучая мышь" не избежала и трагедии: в октябре 1910 года трагически погиб главный меценат театра Николай Тарасов. История была громкая  и запутанная, о ней можно прочитать вот здесь: Смертельная игра в любовь (особняки Москвы). Это был пожалуй единственный случай в истории театра "Летучая мышь", когда вместо смеха и шуток в ее стенах звучали звуки панихиды...

 

Фойе театра "Летучая мышь"

 

Зрительный зал театра "Летучая мышь"

Афиша театра "Летучая мышь" 1911 год

Смерть Тарасова пошатнула финансовое положение и Балиева, и театра. Все чаще ставились спектакли с продажей билетов, и клуб превращался в театр-кабаре (или как презрительно писали критики - в кафе-шантан). После октябрьской революции в 1920 году Балиев с труппой выехал на гастроли за границу и обосновался в Париже. За границей "Летучая мышь" просуществовала до 1931 года. В наше время был тоже создан театр с наименованием "Летучая мышь", но... 

 

Фронтиспис книги Николая Ефимовича Эфроса, написанной к десятилетнему юбилею театра в 1918 году

Также предлагаю читателям заглянуть вот сюда: Дом Перцова: архитектура и жизнь и почитать более подробно о доме Перцова.

Метки: