В колонках играет - читай нижеНастроение сейчас - рецензерскоеПорой, и правда всего лишь иллюзия
В октябре на наших экранах появился фильм из серии «Жизнь Замечательных Людей» «Иллюзионист», рассказывающий таинственную, а порой даже сказочную историю фокусника Эйзенхайма…
У слова Иллюзия – (от лат. Illusio – ошибка, заблуждение) - есть два значения первое это обман чувств, вызванный искаженным восприятием действительности, второе необоснованная надежда, несбыточная мечта. Двойственность этого понятия пронизывает весь фильм от вступительных ролей до титров.
Так с одной стороны, мы с вами находимся в одном из театров Вены 19го века, среди многочисленной аудитории, затаив дыхание следим за каждым движением иллюзиониста Эйзенхайма (Эдвард Нортон). Жизнь его покрыта мраком, известно одно, что, будучи маленьким сыном бедного краснодеревщика Абрамовича (эх дурачек, зачем же ты фамилию сменил?) он увлекался не только фокусами, но и девочкой Софией (Джессика Биель) знатного происхождения. В театре тихо. Лишь изредка слышны поскрипывания кресел и кашель бородатого мужчины с лицом бобра. Никто не шепчется, нет звона бутылок, писка мобильных телефонов, а все взоры устремлены на сцену, где происходит нечто поразительное для нас как зрителей магического представления, но ничем не удивительное для нас, как зрителей кино…
С другой стороны мы забываем о шоу и включаемся в жизнь за кулисами, в жизнь где, как мы привыкли, магия не имеет власти, а тем более уж какая-то иллюзия.
Здесь на троне восседают такие люди как крон-принц Леопольд (Руфус Сьюэлл), который хочет свергнуть своего отца с престола и, что самое ужасное, овладеть рукой и сердцем той самой Софии.
Позже мы узнаем в бобролицым мужчине Инспектора Уля (Пол Джиаматти). Он будет нашим резонером. Этакий библейский Фома. Будь у нас такие инспекторы преступность бы не знала куда ей податься. Он словно смотрит фильм вместе с нами и каждый раз, когда мы думаем «как же черт вазьми он это сделал?» или «какого черта? – что блин происходит» - инспектор задается таким же вопросом, только в более литературной форме.
Создается ощущение, что перед тем, как снимать фильм Нил Бергер тщательно полазил по кино-форумам, чтобы угодить всем. Так любителям придраться к исторической достоверности, сразу от ворот поворот - искать её не нужно вовсе: не было никакого иллюзиониста Эйзенхайма и никакого крон-принца Австро-Венгрии Леопольда (скорее всего, прототипом последнего стал крон-принц Австрии Рудольф, который в 1889 году вместе со своей любовницей баронессой Вестара покончил жизнь самоубийством, но и то не факт). Безумным русским патриотам – то, что Эйзенхайм путешествовал по России, и, собственно говоря, его настоящая фамилия. Детям – фокусы. Девушкам – любовь. Мужчинам – концовку, в стиле «Друзей Оушена» и «Большого куша».
Актеры стоят на латентном «пьедестале почета». Первое место поделили, естественно, Эдвард Нортон, и неприметный Пол Джаматти, за спиной которого не один десяток второстепенных ролей, в таких нескромных проектах как, "ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ" /MAN ON THE MOON/ (1999) Формана, "ШОУ ТРУМЭНА" /TRUMAN SHOW, THE/ (1998) Питера Уира, и Спилберговское «Спасение рядового Райана». И теперь, наконец, его стали замечать и выводить на передний план.
Далее идет Сьюэлл, который играет исключительно добрых и милых людей таких важных профессий, как террористы, убийцы, алкоголики, наркоманы…
Неуспевшая очухаться после «Блейда: Троицы», «Стелса» и «Техасской резни», но уже с отпечатком «Элизабеттауна» Джессика Бил занимает третье место.
Так же свой вклад вносят режиссер Нил Бергер, известный нам ранее только по фильму «Интервью с убийцей», композитор Филип Гласс, который незабываемо окутывал нас своей музыкой в «Часах» и «Проклятом пути». Ну и лауреат пулитцеровской премии Стивен Миллхаузер, написавший книгу, которая легла в основу фильма.
Подведем же итог: когда вам хочется прочитать увлекательную книгу, но у вас дикое отвращение к буквам, этот фильм заменит вам неделю чтения. Лично я ходил на него 2 раза = две недели не читал. А если честно, то «Иллюзионист» один из лучших фильмов этого года.
Цитата:
-Вы не видете что он вами манипулирует. Все это фокус, иллюзия.
Эту фразу в середине фильма говорит крон-принц. И я подозреваю, что его слова обращены к нам. Режиссер в купе со сценаристом, актерами, композитором и всей съемочной группа манипулируют нами, погружая в сказочный мир 19го века. Нам же ничего не остается сделать, как, надев акваланги пассивно тонуть в море романтики, красоты и магии.