Без заголовка |
У современного горожанина, вряд ли найдется настоящий ткацкий станок, а если и найдется, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. Но все это вовсе не значит, что ткачество устарело и не доступно больше для рукодельниц. Вовсе нет. Не все знают, что дедушка ткацкого станка — это бердо, ткачество на котором еще не забыто и доступно нам сегодня.
Бердо позволяет создавать чудесные пояса, как в традиционном, так и в современном стиле, фантазируя с цветами и узорами. Искусство, которое востребовано, никогда не устаревает, а сотканный своими руками пояс для юбки или платья всегда выделит вас из толпы, да и оберегом послужит.
Итак, чтобы соткать пояс, нам потребуется:
Бердо. Оно представляет из себя деревянную пластину, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющим две щели, есть отверстие шириной 1-2мм. Бердо может быть разной ширины в зависимости от количества нитей, которое в него можно заправить. Если вы хотите пояс с узором, то приобретите бердо с числом заправочных нитей от 71, а лучше больше ста. Вы всегда сможете заправить меньше на узкий пояс, а вот если захочется соткать узор, а бердо его не вместит, то будет досадно и придется корректировать схему, что не всегда удобно.
Нож для прибивания утка. Он, конечно, может быть и простой линейкой, но учтите, что такой нож у вас быстро треснет и сломается. Кроме того, линейкой неудобно набирать узор. Не скупитесь на нож, пусть он будет из прочного дерева и заострен с одного конца, еще лучше, если будет ручка. Кстати, вам будет гораздо удобнее, если нож по длине будет сопоставим с бердо.
Челнок. Он нужен для протягивания нити утка. В принципе, его можно сделать из твердого картона и время от времени заменять. Главное, чтобы вам было удобно протягивать его через зев. У меня челнок сделан из ненужной картонной коробки, но если есть возможность, сделайте или купите деревянный, дольше прослужит.
Пряжа. Начинающему лучше взять шерстяные нитки средней толщины, лучше без примесей от которых нитка быстро мохрится и скатывается в шарики; или вообще хлопок; полушерсть с акрилом тоже будет хорошо.
Пояс. Да, еще вам нужен пояс, к которому вы привяжете нити, заправленные в бердо, когда будете ткать. Он можете быть любой, главное, чтобы не растягивался и не развязывался при довольно сильном натяжении. Завязывать его лучше всего под грудью, а не на талии, тогда нагрузка на спину будет меньше.
Булавки. Они нужны, чтобы закреплять уже сотканную часть на вашем поясе, когда вам станет трудно дотягиваться до рабочей зоны.
Ну вот и все, что нужно для того, чтобы начать.
Ткачество на бердо бывает двух основных видов — бранное (узорчатое) и заправочное. Заправочная техника проста, результат зависит там только от цветов, которые вы возьмете, а мы не ищем легких путей, поэтому будем сразу ткать пояс с узорами.
Я хочу соткать пояс с таким рисунком:
Обратите внимание, все клетки схемы обозначают нити, образующие узор. То есть, чтобы понять, сколько нам нужно нитей заправить в бердо, считаем все клеточки. В этом поясе у нас 7 нитей узора. Каждой узорной нити соответствуют две нити фона. Чтобы было понятнее: заправку бердо начинаем с его середины, вставляем нить узора, слева и справа от нее заправляем по две нити фона (соответственно в прорезь одну и в отверстие вторую с каждой стороны), вставляем следующую нить узора с обеих сторон, две нити фона за ними и т. д. Иногда к таких схемам прилагается схема заправки, но это бывает очень редко. Схему заправки того пояса, который буду ткать я, вы можете увидеть на рисунке ниже:
При таком количестве нитей у нас получится довольно узкий пояс. Я буду ткать пояс из зеленой и белой пряжи. Сам рисунок будет зеленым, а фон белым, поэтому для своего пояса мне необходимо взять 7 зеленых нитей и 22 белых.
Теперь нужно определиться с длиной пояса. Большая часть длины нитей уйдет на свободу движения бердо, на узлы и на сокращение длины из-за прохода утка. Рассчитывается длина нитей по этой формуле: необходимая длина изделия+20%+60 см (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей). Это минимум.
Отрезаем нужное количество нитей каждого цвета той длины, которая нам необходима, да еще запас делаем. То есть лучше всего 2 метра, если пояс будет 1 метр. Еще прибавляем на погрешность отреза, вряд ли вы отрежете нити ровно, а ровнять их потом придется по меньшим длинам.
Теперь заправляем нити в бердо так, как я сказала чуть выше, начиная с середины. Получается вот так:
Теперь наматываем нить утка на челнок. Не жалеем. Но вообще, если вам ее вдруг не хватит, то ничего страшного, всегда можно ее надставить, хотя лучше все таки брать с запасом. Уток при правильном ткачестве не видно на самом поясе, но видно с его краев, поэтому брать его нужно все-таки фонового цвета. У меня будет белый.
Когда заправили, нужно выровнять концы, чтобы нити были одной длины, так как ровно мы наверняка нитки не отрезали, завязываем в узел с одной стороны от бердо, чтобы нити не болтались и из бердо не вылетели. Расчесываем нити, проводя несколько раз бердо от начала в конец и обратно. Чтобы это было проще сделать, сразу привяжите узел с нитками к чему-нибудь достаточно прочному (подойдет чугунная батарея, прочная ручка балконной двери и т. д) или попросите кого-нибудь вам помочь.
Когда все расчесали, и не осталось спутанных ниток, завязываем второй конец нитей в узел, и привязываем его к своему поясу, что под грудью. Я привязываю оба узла шнурками, держат отлично. Подводим бердо к себе так, чтобы вам было удобно работать, при этом вы должны сидеть так, чтобы нитки были натянуты как струны. Тяните их так, как будто от этого зависит ваша жизнь:) иначе пояс у вас будет бугристым, а рисунок поведет.
Чтобы начать, нужно открыть зев. Для этого поднимаем или опускаем бердо, как вам угодно. При этом часть нитей, которая в прорезях, останется на месте, а та, что в отверстиях поднимется или опустится, и откроется зев. Ножом подправляете те нити, которые у вас не опустились\поднялись (например, зацепились, запутались или еще что-то) На первом этапе нити могут быть еще очень опушены и зев надо будет открывать ножом, так как нитки у основания пояса будут путаться.
Положений бердо бывает два — Земля и Небо. На рисунке ниже под буквой а обозначено положение Небо, когда вы поднимаете бердо; б — положение Земля, когда бердо опущено.
Когда открыли зев, прокладываем нить утка как можно ближе к началу пояса:
Как только вы проложили уток, меняем положение бердо. Если у вас была изначально земля, теперь держим в положении небо. Ножом прибиваем уток плотнее к началу, помогая очередному зеву открыться, получаем следующее:
Повторяем: снова протягиваем уток, прибиваем ножом, меняем положение бердо, открываем новый зев и снова прибиваем. А теперь берем нить утка и тянем аккуратно за кончик, при этом нити основы у нас стягиваются и получается первый ряд пояса. В зависимости от того, как туго вы затяните, будет варьироваться ширина пояса. Традиционные пояса затягивались настолько туго, что их можно было резать ножом и они не расплетались. Вы делайте так, как считаете нужным для своей работы. Соответственно пояс будет или плотным, или чуть более рыхлым.
Соткав первый ряд, повторяем все манипуляции с бердо и утком. При этом будьте внимательны, следите за шириной каждого ряда, когда затягиваете. Ширина — это едва ли не главная ошибка начинающих, старайтесь держать ее одинаковой на протяжении всего пояса, при необходимости берите линейку и сверяйте.
Нам не нужно начинать сразу с узоров, сперва необходим соткать несколько рядов для того, чтобы получить конец пояса. Обычно хватает сантиметров 5-7 с начала и в конце. Получим интересный шахматный узор, вот такой:
Когда решили, что соткали уже достаточно, приступаем к узору. Внимательно посмотрите на схему. Для удобства пронумеруйте ряды от начала до конца того сегмента, который будет повторяться. Теперь, чтобы открыть зев, мы будем не просто менять положение бердо, а работать с цветными узорными нитями. На схеме белые квадратики — это те узорные нити, которые должны уйти вниз зева, быть под ножом, а черные — те, что останутся наверху, независимо от того, в прорезях они или нет и какое положение они занимают, когда мы просто поменяли положение бердо, как делали до этого. Берем нож и набираем ряд по схеме. Нити фона остаются там, где им должно, их мы вообще не трогаем, меняем положение только нитей узора. Дошли ножом до первой нити, по схеме она должна быть внизу, если она наверху, то опускаем ее под нож, и так первые две зеленые нити. Следующие три будут наверху, далее две — внизу. Когда набрали, открываем зев и протягиваем уток, меняем положение бердо и набираем следующий ряд по схеме.
На рисунке видно, как ушла вверх узорная нить, которая должна быть наверху по схеме, но оказавшаяся внизу при открытом зеве:
Уже набранный первый ряд узора на ноже выглядит так (сейчас я буду открывать зев с набранными нитями по схеме):
Вы видите, что сверху у меня осталось всего три узорные нити, как и нарисовано в схеме.
Когда при помощи ножа вы откроете зев, нужно повторить все те же, уже привычные, действия: проложить уток, прибить ножом, поменять положение бердо, снова прибить, проверить ширину ряда, при необходимости подтянуть или расслабить.
Дальше смотрим на второй узорный ряд. В нем только одна узорная нить должна быть сверху зева, остальные 6 уйдут вниз.
Набирайте ряд по схеме при помощи ножа. Что нужно опускайте, что нужно — поднимайте. Не забывайте, что белые нитки должны оставаться на месте, их мы не трогаем! Сделали — открыли зев — проложили уток — прибили — поменяли положение — снова прибили — проверили ширину — приступили к следующему ряду по схеме.
Когда вы соткете первые два узорных ряда, то получится вот так:
Так, шаг за шагом, у вас будет появляться узор:
Как вы могли убедиться сами, в браном ткачестве нет ничего сложного, главное — это внимательность, аккуратность и желание творить, конечно!
Для первой работы не бойтесь брать даже тот пояс, который кажется сложным, если вам он очень нравится. Поверьте, сложный рисунок, при виде которого у вас загорелась душа, получится много лучше, чем простой, но не вызывающий никакого отклика, поэтому мой вам главный совет — никаких «тренировочных» работ! Пусть даже первый пояс будет живым и по-настоящему вам нравится.
|
Без заголовка |
Нам потребуется: бердо, нож для прибивания (им может послужить тяжелая линейка), челнок (им может послужить практически что угодно, на что можно намотать нитку), нитки, очень неподвижный предмет (хрестоматийный случай - батарея).
Сначала определимся с узором. Заправочные узоры для берда включают однотонные участки, продольную полоску, поперечную полоску и крапинку.
Чтобы получить однотонный участок, заправляем и в прорези, и в отверстия нитки одного и того же цвета. Чередование разноцветных однотонных участков дает продольную полоску.
Чтобы получить поперечную полоску, заправляем в прорези нитки одного цвета, а в отверстия – другого. Чередование полосатых участков разных цветов дает шахматную клеточку.
Если посреди однотонного участка заправить одну нитку, получится пунктирная линия. Несколько таких пунктирных линий дадут крапинку.
Чередуя однотонные и полосатые участки в заправке, можно получить множество разнообразных узоров. Например, фигуры, похожие на цепочку прямоугольников или на рыбий скелет.
Когда-нибудь я возьмусь это проиллюстрировать, а пока попытайтесь себе это представить или поразглядывайте чужие работы.
Заправку берда можно схематично изобразить вот так:
Теперь наснуем нитки для основы. Длина рассчитывается по формуле: X=1,2L+60см (где L – длина желаемого пояса, а X – длина нитей основы). Количество подсчитывается по схеме задуманного узора (например, для пояса из этого руководства нужно 15 темных нитей и 14 светлых).
Вставляем нити нужного цвета в нужные дырки берда согласно схеме. Лучше заправлять бердо с середины, чтобы во время ткачества одна его сторона не перевешивала.
Связываем нитки основы с одного конца в узел, привязываем их к батарее.
С другой стороны основу расчешем, натянем, завяжем в узел и привяжем его к спинке стула. Можно и к собственной талии, но свою спину лучше беречь. Сядем так, чтобы основа была как следует (то есть туго-туго!) натянута.
Первые несколько рядов лучше проткать толстыми нитками или резаной тряпкой, чтобы выровнять натяжение основы. Это называется "заработка", ее потом распускают. Когда основа станет ровной, берем уточную нитку в цвет краев и начинаем ткать собственно пояс.
Открываем зев (поднимаем бердо) и вводим в зев нож. Зев должен быть чистым: все нитки из отверстий должны быть сверху ножа, а из прорезей - снизу. Если нить оказется не на своем месте, в готовом изделии будет длинная некрасивая протяжка.
Чтобы бердо не опускалось и зев был четким и хорошим, можно поставить нож на ребро.
Оставляем такую вот петельку. Это нужно для того, чтобы не стянуть пояс и его ширина оставалась одинаковой.
2 Меняем зев (т.е. опускаем бердо).
3 Прибиваем (т.е. несколько раз стучим ножом по поясу в направлении, указанном стрелочкой).
4 Аккуратно подтягиваем уток так, чтобы петелька исчезла и пояс при этом не стянулся. Хорошо бы другую кромку придерживать второй рукой, но у меня рука была занята фотоаппаратом.
5 Прокладываем новый уток, снова с петелькой.
8 Подтягиваем предыдущий уток. Затем повторяем шаги 1-8, пока основа не кончится.
Вкратце, последовательность действий такова:
поменять зев;
прибить;
подтянуть уток;
проложить уток;
Диктуйте ее себе, пока не достигнете автоматизма.
Успехов в ткачестве!
Автор пояса, фотографий и руководства: Хельга Энгисдоттир
|
Без заголовка |
Ткачество в технике Krokbragd на станке с бёрдышком.
|
Без заголовка |
источник:http://artmasterskaja.ru/gobelen-na-kartone-krug/
Традиционная техника ткачества не сложна , но достаточно трудоемка, ведь тканные работы — гобелены, ковры обычно имеют достаточно большой размер. Гобелен своими руками сделать достаточно не сложно, главное терпение и необходимые навыки.
В этом посте, давайте рассмотрим более простой вариант ткачества- это мини гобелен на картоне, а именно круг. Возможно гобелен на картоне кажется не серьезным. Но у таких мини гобеленчиков другая задача — попробовать сам процесс ткачества, потому как подходит такое увлечение далеко не всем и создание декоративных элементов для интерьера.
Из нескольких таких кругов можно сделать коврик, как например этот или использовать такие круги как подставка под горячее, а может что- то еще?
Сам процесс ткачества такого гобелена на картоне не сложен.
Серия сообщений "ТКАЧЕСТВО,гобелен":ткачество,гобеленЧасть 1 - Ковроткачество или ковры ручной работы
Часть 2 - Ткачество: Урок 1. Как проложить нить
...
Часть 24 - Коврики (ткачество).Журнал "Tear Passo a Passo" 44
Часть 25 - Ручное ткачество или гобелен из закромов.Гобеленовые сумки
Часть 26 - Гобелен.Мастер-классы
|
Без заголовка |
Слу-уушайте, а ведь идея-то какая замечательная. Берем кусок картона, самые разные кусочки и обрывки пряжи, и вот тебе в итоге самый настоящий шедевр!
Первое что нам потребуется - это ткацкий станок. Не пугайтесь, ничего сложного. Просто круг из плотного картона с прорезями по краям с интервалом в 0,5 см
Принцип дальнейшей работы понятен?
|
Цитата сообщения pawy
Без заголовка |
Цитата |
Мастер-класс по плетению шнурочка, пользуйтесь, плетите, но при копировании ссылка на автора обязательна! (Савченко Екатерина)
|
Комментарии (0) |
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Собрание видеоуроков Детелины "Ручное ткачество на настольном станке с бёрдышком.
http://leska-nitki.ru/uroki.html
http://www.youtube.com/channel/UCA7QJ9bDr9jLbIuUc-0a5mg
Ниже несколько видеоуроков.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Посмотрите на станок. На нем можно ткать без бёрдышка. Такой, наверно,легче сделать.
Далее скрины из ролика.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|