Кизил - Шайтанова ягода Свое название кизил получил от тюркского слова "кызыл", что ...
Очень полезная шпаргалка для фотографов - (0)Очень полезная шпаргалка для фотографов Прочитав эти простые и д...
ACDSee Photo Manager 2009 - (0)ACDSee Photo Manager 2009 - скачать бесплатно на русском языке ACDSee Photo Manager 2009 -...
Кизил - чудо ягода! - (0)Кизил - чудо ягода! Кизил - чудо ягода Кизил (Co - это древний...
КИЗИЛ - (0)КИЗИЛ Уход за кизилом в течение вегетации такой же, как и за другими куль...
Метафора в фотографии |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как использовать метафору в фотокомпозиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туча плачет дождем. Вряд ли эта фраза способна хоть у кого-то вызвать недоумение. Хотя, согласитесь, есть в ней некоторая странность. Как туча может плакать? Но мы понимаем, что это метафора. Троп, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафора (объект -- объект)Художественная фотография, как и поэзия, немыслима без метафоры. Это выразительное средство позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. Вот только правила построения метафоры в светописи специфичны. Что, впрочем, и не удивительно. Кричащие камни, флейты водосточных труб, звездные вихри… Перенести все эти метафоры на картинную плоскость фотоснимка кажется делом невыполнимым. Но приглядитесь к следующим фотоснимкам:
Дерево, похожее на запрокинувшуюся женщину, крепостная стена, напоминающая рожицу, кора с человеческим глазом… Что это если не метафоры?
Мы видим объект, который, в силу ряда причин, имеет внешнее сходство с совершенно другим объектом. И тут вступают в действие законы визуального восприятия. Наше сознание автоматически начинает переносить свойства одного объекта на другой. Дерево в нашем восприятии наделяется свойствами женщины. То есть происходит скрытое сравнение, сопровождаемое переносом свойств, что и является отличительным признаком метафоры. Итак, мы можем сформулировать первое правило создания визуальной метафоры: 1. Ищите объекты внешне похожие на что-то другое. Хотя наиболее популярные метафоры основаны на схожести неодушевленных предметов с человеком, вовсе не обязательно ограничиваться только этими ассоциациями. Метафоры могут соотносить любой объект или любое живой существо с чем угодно. И даже незнамо с чем. Как, например, на снимке Виктора Ивановского, где обнаженная модель уподобляется какому-то фантастическому существу без туловища.
Но пассивное созерцание не самый эффективный способ творчества. Фотограф может и должен совершать активные шаги. А именно, изменять позы объектов, выстраивать их в кадре необходимым образом, добавлять недостающие аксессуары, менять ракурс, освещение так, чтобы добиться своей цели - построить нужную ему метафору.
Метафора (объект -- символ)Отдельный класс метафор устанавливает сходство не между двумя объектами, а между объектом и символом. И уж, конечно, самым популярным символом среди фотографов является сердце.
Поэтому второе правило гласит:
2. Ищите объекты похожие на символы. Меняйте позы людей, расставляйте их в таком порядке, чтобы возникало сходство с каким-нибудь символом.
Метафора (действие -- действие)Но сходство между собой могут иметь не только два объекта. Бывает, что на снимке изображено некое действие, внешне похожее на другое действие. И тогда мы имеем метафору, проводящую аналогию между этими действиями или ситуациями.
Человеческая рука, пишущая авторучкой по воде. Поющая песни собака. Горящая голова футболиста…Это яркие метафоры, обыгрывающие сходные действия.
Исходя из этого, можно сформулировать третье правило: 3. Ищите двусмысленные действия окружающих вас персонажей. Метафора - иллюзияПоследний прием, с помощью которого можно построить метафору, связан со своего рода хитростью. В этом случае нужное нам сходство с другим объектом или действием достигается путем визуального сложения главного объекта с фоном снимка или с предметами, расположенными на заднем или переднем плане. Когда один из фотографируемых персонажей ставит над головой другого «рожки», он бессознательно руководствуется именно этим четвертым правилом: 4. Используйте фон, тени, объекты заднего или переднего плана, чтобы создать иллюзию похожести снимаемого объекта на нечто другое.
Что касается рогов и нимбов над головой, то этот прием стал настолько популярен у фотографов, что во многих случаях превратился в расхожий штамп. А потому, подобными дежурными метафорами сейчас трудно кого-нибудь удивить. Но если творчески подойти даже к этому заезженному приему («нечто над головой портретируемого»), то, контролируя наложение фона на снимаемый объект, иногда удается создать интересные композиции.
К примеру, это фото боксера Николая Валуева, сделанное мной на одной из пресс-конференций, начинает активно продаваться по всему миру после каждого громкого поражения нашего тяжеловеса. А фото Валентины Матвиенко на фоне короны, надеюсь, ждет та же участь. Как только Валентина Ивановна станет президентом России. На всех приведенных выше фотоснимках авторы для создания иллюзии метафоры манипулировали фоном или объектами заднего плана. Но с тем же успехом можно использовать для построения нужной композиции вспомогательные объекты, находящиеся на переднем плане. А также различные тени и даже блики.
Следует заметить, что в большинстве случаев наличие в композиции снимка метафоры является надежной гарантией выразительности фотографии даже без каких-то дополнительных приемов украшательства.
Надеюсь, что после нашего краткого экскурса в мир фотографической метафоры вам стал более понятен принцип, по которому строятся подобные композиции. Валерий МИШАКОВ http://v-mishakov.narod.ru/Teorija/Metafora/metafora.html Секретный язык фотографии: http://digital-photography-school.com/the-secret-language-of- Метафоры и концепты: http://www.pressfoto.ru/categories/concepts/ |
Рубрики: | Искусство/Фото |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |