-Цитатник

Кизил - (0)

Кизил - Шайтанова ягода Свое название кизил получил от тюркского слова "кызыл", что ...

Очень полезная шпаргалка для фотографов - (0)

Очень полезная шпаргалка для фотографов Прочитав эти простые и д...

ACDSee Photo Manager 2009 - (0)

ACDSee Photo Manager 2009 - скачать бесплатно на русском языке ACDSee Photo Manager 2009 -...

Кизил - чудо ягода! - (0)

Кизил - чудо ягода! Кизил - чудо ягода Кизил (Co - это древний...

КИЗИЛ - (0)

КИЗИЛ Уход за кизилом в течение вегетации такой же, как и за другими куль...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tomandy

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2010
Записей: 1434
Комментариев: 263
Написано: 1749


Тайны брекетинга

Четверг, 05 Августа 2010 г. 14:18 + в цитатник

Тайны брекетинга

Съемку нескольких кадров одного сюжета с различной экспозицией называют брекетингом. Экспозиционная вилка - прямой профессиональный прием, который позволяет в какой-то степени гарантировать результат, и эти гарантии тем тверже, чем больше пленки потрачено. Брекетинг особенно сопутствует слайду, но он распространен и при съемке на негативные пленки и даже на цифру, когда вы вроде бы сразу можете видеть готовое изображение, но небольшой дисплей и сложность оперативного анализа заставляют страховаться дополнительными кадрами.

Интервалы экспозиционной вилки зависят от характеристик вашего фотоаппарата, а количество кадров – от сюжета и личного опыта. При съемке на слайд часто делают брекетинг по схеме 0 – (+1/2) - (-1/2). Здесь и далее: 0 – экспозиция, принятая за правильную или основную, (+1/2) – следующий кадр с поправкой в половину ступени в сторону увеличения экспозиции, (-1/2) – третий кадр с поправкой в сторону уменьшения экспозиции. Если камера позволяет корректировать экспозицию с точностью 1/3 ступени, то схема изменяется на 0 – (+2/3) – (-2/3), хотя я в обоих случаях предпочел бы 0 – (+1) – (-1/2) и 0 – (+1) – (-2/3) соответственно (Илл. 1.). Основная причина такого предпочтения в том, что современные слайдовые пленки лучше переносят передержку, чем недодержку.

Есть и вторая скрытая причина. Когда мы измеряем экспозицию для слайда, особенно спотметром, то, естественно, ориентируемся на света. А света часто бывают действительно светлее среднесерого, что гарантирует некоторую недодержку. Поэтому некоторое смещение вилки в плюс может компенсировать это явление.

Илл.1
Илл. 1. Симметричный брекетинг по схеме 0 – (+1) – (-2/3).

Делать брекетинг 0 – (+1/3) – (-1/3) сегодня вряд ли имеет смысл. Даже на самых контрастных пленках различие очень незначительно, а сканеры и устройства печати вовсе его сглаживают. Исключение составляют перепроявляемые контрастные слады. Экспозиционная вилка не обязательно должна состоять из трех кадров, вернее, я даже рекомендовал бы не делать симметричных трехкадровых вилок. Часто вы можете предположить направление ошибки и не расходовать лишнюю пленку. В зимней фотографии целесообразней развивать вилку в сторону увеличения экспозиции, например, так: 0 – (+2/3) – (+1 1/3) или даже 0 – (+2/3) – (+1 1/3) – (+2) – (+2 2/3). Такой брекетинг я называю асимметричным (Илл. 2.), так как он идет в одну сторону от начальной экспозиции, соответственно симметричный брекетинг – когда кадры распределяются более-менее равномерно в обе стороны.

Илл.2
Илл. 2. Асимметричный брекетинг по схеме 0 – (+1) – (+2).

Современные камеры имеют функцию автоматического брекетинга часто позволяющую одновременно использовать и экспокоррекцию, но все они реализуют брекетинг только с равными интервалами. Нет проблем отснять что-то вроде (-2/3) – 0 – (+2/3) или 0 – (+2/3) – (+1 1/3), введя коррекцию экспозиции +2/3, но я не знаю ни одного фотоаппарата способного реализовать 0 – (+1) – (-2/3) в автоматическом режиме.

На характеристику экспозиционной вилки влияет формат кадра. Общее правило таково: чем больше формат, тем значительнее может быть шаг вилки. Средний формат предоставляет больше шансов на успех, а 4х5 дюймов позволяет шагать через ступень. За счет высокого разрешения и насыщенности деталями крупный слайд как бы раздвигает тени, снижает контраст, и некоторые мягкие слайдовые пленки становятся почти негативными по предоставляемому результату. Если очень контрастная обращаемая пленка, проявляемая с push -процессом, может захотеть шаг в 1/3 ступени на 35-мм кадре, то в листовом формате 4х5 она будет довольствоваться 2/3.

Есть принципиальное отличие в организации брекетинга при съемке на роликовые и листовые пленки. Весь ролик необходимо проявлять в одних условиях, в случае листов – каждый можно обрабатывать отдельно. Что это дает? Это разрешает делать экспозиционную вилку не в момент съемки, а при проявке, с помощью push - и pull -процессов. При работе в большом формате возникает проблема получения резкого изображения, поэтому наличие дубля, в том числе и на негативе, всегда желательно. Делать нужно именно дубль, то есть не менять экспозицию. После съемки один лист проявляется, а второй ждет своего часа. Если экспозиция отличная, второй лист проявляется также, а если нет - с помощью push - или pull -процесса получают приемлемый результат.

Не стоит опасаться ухудшения качества изображения, так как большая площадь носителя снижает отрицательные стороны пере- и недопроявки. Таким образом, вы получаете брекетинг из двух кадров в диапазоне -1…+1 ступень (еще большее отклонение будет означать большую перепроявку, которую все пленки переносят индивидуально). В ответственных случаях вам может не хватить двух кадров, тогда следует делать большее число экспонирований: трехкадровый брекетинг 0 – 0 – 0 позволяет получить очень точно экспонированный слайд в диапазоне -1…+1 ступень, например, так: 0 – push (+1) – push (+2/3); четырехкадровый брекетинг (-1) – 0 – 0 – (+1) раздвигает возможности до диапазона -2…+2, как и шестикадровый (-1) – 0 – 0 – 0 – 0 – (+1), обеспечивающий большую точность; наконец, если нужно снять только один сюжет, но чрезвычайно хорошо, можно рекомендовать восемь листов (-1) – (-1) – 0 – 0 – 0 – 0 – (+1) – (+1) (те же -2…+2) или даже десять (стандартная коробка пленки) (-2) – (-1) – (-1) – 0 – 0 – 0 – 0 – (+1) – (+1) – (+2) (-3…+3 ступени). Такие схемы могут показаться вам излишними, но только до тех пор, пока вы не будете фотографировать очень важные объекты в очень недоступных местах. Если подойти с коммерческой точки зрения, даже 10 листов пленки 4х5 на сюжет, это всего лишь $40 (в Москве) вместе с проявкой, а сколько стоит вся съемка? Конечно, 6-ти, 8-ми или 10-ти кадровый брекетинг стоит рассматривать как крайность.

Теперь вы можете спросить, что же делать с оставшимися листами, после того, как вы достигнете отличного результата? Попробовать с помощью push - или pull -процесса привести их к лучшему кадру. Конечно, вам вряд ли удастся перепроявить слайд, снятый с недодержкой в 4 ступени, до хорошего качества, но более близкие по расположению в вилке листы дадут намного лучший результат. В итоге у вас будет несколько отличных копий, из которых можно выбрать лучшую. Тоже произойдет при съемке всего двух кадров, если первый из них окажется отличным. Запасной слайд пригодится при утрате пленки, ее случайной порчи или не эксклюзивной продаже. Брекетинг на листовой пленке с применением push - и pull -процессов – хороший вариант, но он требует времени на проявки и оценку результатов. Если сроки ограничены, придется снимать брекетинг как на роликовую пленку и проявлять все листы одновременно, что никогда не даст вам сразу несколько отличных копий.

Все, что было написано выше, касалось экспонирования обратимых пленок, а как быть в случае негатива? Негативные фотоматериалы как цветные, так и черно-белые значительно терпимее к отклонению экспозиции. На современных пленках даже одну ступень разницы не всегда удастся заметить, поэтому брекетинг с шагом 1/3 или 1/2 ступени не имеет под собой рациональных оснований. Некоторые современные пленки позволяют добиваться хороших результатов в диапазоне -2…+4 ступени от экспозиции, считаемой за правильную. Передержку негативные материалы переносят легче недодержки, поэтому брекетинг почти всегда следует делать в сторону увеличения экспозиции, например 0 – (+1) – (+2) или 0 – (+1) – (+2) – (+3). Это разумное решение, кроме тех случаев, когда вы не хотите терять детали в очень ярких светах, тогда можно снимать и так: 0 – (-1) – (+1) или 0 – (-1) – (-2) – (+1). Важно, что вторым кадром в экспозиционной вилке всегда должен идти более предпочтительный или, другими словами, интуитивно ожидаемый. Причина в частом изменении снимаемого сюжета, и не всегда вам удастся сфотографировать хотя бы два кадра подряд.

Можно делать экспозиционную вилку от двух кадров и до конца пленки, все зависит от того, насколько вы уверены в результате в каждом конкретном случае. Единственное дополнение: если у вас есть хоть малейшие сомнения – сразу снимайте дополнительный кадр или еще и еще. Мало найдется вещей обидней, чем великолепный по композиции слайд, снятый отличной камерой на отличную пленку с отличной резкостью в отличном месте за тысячи километров, но загубленный неправильной экспозицией. Лучше получить на одной пленке всего три идеальных сюжета, чем десять, но отклоняющихся от вашей задумки в сторону и потому малопригодных к дальнейшему использованию. С этой мыслью на бумаге сразу соглашается большинство фотографов, кроме самых жадных и самонадеянных, но, приходя на съемку, и обнаружив ограниченное количество пленки (или памяти для цифровых фотоаппаратов), все напрочь забывают очевидные вещи и начинают снимать по одному слайду на сюжет, надеясь на свой опыт и везение. Самое удивительное, что результат «экономичных» фотосессий кажется приемлемым (кроме совсем очевидных неудач), во многом потому, что не с чем сравнивать. Имея два слайда, вы сразу бы заметили, что один лучше другого. Даже в самых стандартных случаях равномерного освещения и использования внешнего экспонометра двухкадровый брекетинг скорее необходим, чем обременителен.

В рассуждении об экспозиционной вилке присутствует и психологический момент. Есть фотографы, и вы, наверное, с ними встречались, которые принимают использование брекетинга за неопытность, считая, что «самый лучший фотограф» должен снимать сразу, тратя только один кадр слайда. Можете смело пропускать высказывания подобного рода мимо ушей по нескольким причинам. Во-первых, кадры, которые считают идеально экспонированными кем-то, могут таковыми не являться на ваш взгляд или взгляд конечного потребителя. Во-вторых, не все факторы экспозиции подвластны фотографу; пленка может оказаться менее чувствительной, неправильно проявленной, затвор камеры сработает неточно, так как на улице зима и тому подобное. В-третьих, даже идеально экспонированный кадр может оказаться нерезким. Делая брекетинг, вы одновременно делаете вилку на качество, страхуясь от случайного смаза изображения, например, по причине проехавшего за окном трамвая. Имея, по сути, дубли сюжета, вы можете все равно получить результат, в том числе и тогда, если кадр с лучшей резкостью не совпадет с кадром с лучшей экспозицией. Наконец, профессиональный фотограф страхуется на ответственной съемке от всего, что только можно представить, и лучше дополнительных дублей придумать чего-либо сложно.

Обратите внимание, я написал «на ответственной съемке». Какая съемка для вас является ответственной? Некоторые сюжеты можно легко переснять, другие – невозможно повторить и через секунду. Тем не менее, делая брекетинг чаще, вы чаще будете получать лучший результат. Пленка на самом деле не такая дорогая, как кажется, а цифра вообще развязывает вам руки.

Автор: Ярослав Амелин (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

Рубрики:  Искусство/Фото
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку