St.Marien Kirche Luebeck / Церковь Св. Марии (Любек) |
Церковь Святой Марии в Любеке (Мариенкирхе, нем. Lübecker Marienkirche) - самый знаменитый храм города, символ власти и благосостояния ганзейского города и главное украшение любекского Староградского острова (нем. Altstadtinsel).
Мариенкирхе в старой части Любека является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры.
Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).
Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также притвором с поперечным нефом.
Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.
На месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества.
Про чертика:
Возле центрального входа в церковь можно увидеть фигурку сидящего на камне симпатичного,чертика!
Как это сочетаться с соседством святой церкви?
Для объяснения казалось бы несовместимого вернемся лет так на восемьсот назад по времени.
1251 год. В Любеке катастрофа. До тла сгорела церковь романской кирпичной постойки, на месте которой сегодня стоит церковь Святой Марии, вплоть до фундаментных стен.
Архитектор, при осмотре пепелища, уже набрасывал в уме план постройки нового здания, куда более величественного и фундаментального, как заметил что за ним наблюдает (история хранит в тайне в каком обличии) сам черт.
Ясное дело что пожар был его работой. Подойдя к архитектору, черт спросил о конечном назначении будущего строительства.
Перед ваятелем стала делема... Сказать что будет церковь и в итоге подвергнуть опасности своё детище, которое опять может сгореть? Нет... Лучше соврать. И ответил. ''... Винный ресторан.''
Удовольствие черта от услышанного не имело границ. Мало того он дал обещание всеми своими черными силами помочь строительству.
Конечно... В XII веке строили не так быстро, но что удивительно стройка действительно продвигалась ударными темпами. И это кстати серьёзный исторический факт!
Шло время и только слепой мог не заметить, что строится далеко не питейное заведение. Соответственно черт предъявил угрозы и претензии строителю. На что получил заверение, что винный ресторан будет построен рядом.
Легенда? Без сомнения, вот только тот винный ресторан до сих пор работает. А при строительстве церкви не было ни одного несчастного случая.
Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны. Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы Франции и Фландрии, построенные из природного камня.
Мариенкирхе — один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики
и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в Штральзунде и Висмаре).
К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека.
Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после
Реформации, когда в неё въехали писари.
Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке.
В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март). В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.
Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета. В ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские собор и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города.
Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.
В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти»
(работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обломки колокола на полу южной башни.
Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.
Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет.
В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви.
По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.
Про каменную мышь, датчан и счастье
В начале 13 века возле церкви Святой Марии, со стороны Менгштрассе рос розовый куст, длина стеблей которого достигали крыши церкви.
Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании.
У горожан существовало поверие, что свобода от завоевателей существует до тех пор, пока цветет розовый куст. Но с другой стороны это цветение никак не приносило избавление от постоянных воин.
В 1227 году куст начал сохнуть. Причиной стала мышиная нора под кустом.
Когда куст окончательно засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были окончательно разбиты, и войны с датчанами прекратились.
Таким образом именно не цветение, а гибель розового куста принесло городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его на алтаре церкви ''Вечеря господня''.
Каждую туристическую группу, посещающую церковь Святой Марии обязательно подводят к алтарю, где предлагается сначало найти мышку, а это весьма не просто. И по новому поверию прикоснувшись к ней левой рукой это стать немного счастливее.
Подробнее здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святой_Марии_(Любек)
Сайт церкви:
Рубрики: | Путешествия/Германия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |