Камея и инталия
Искусство миниатюрной резьбы на драгоценном или полудрагоценном камне или глиптика известно с древнейших времен. Существуют два вида подобных произведений различающихся по способу обработки поверхности камня. Более ранний и традиционный вид – инталии, камни с углубленным изображением. Инталии, как правило, создавались из материала одного цвета и носили практический характер - использовались в качестве печатей.
Инталии сквозь века
Тайная вечеря. Топаз. Глиптика
«…брильянт нельзя считать произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой брильянт, украшающий какую-нибудь корону».
Р.Браунс. «Царство минералов». СПб., 1906.
Поклонение волхвов. Топаз. Глиптика
Деисусный чин (Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель). Голубой топаз. Глиптика
Современное искусство глиптики берет начало от произведений древних мастеров, вырезавших на камнях-самоцветах инталии — вогнутые миниатюрные изображения. Их оттиски на воске или глине давали рельефы, служившие печатями. Для самых ранних из сохранившихся инталий использовались твердые одноцветные минералы — гранаты, гиацинты. Обращение резчиков к многослойным камням — агатам, сардониксам — позволило достичь новых высот, создавать подлинную «живопись в камне».
Николай Чудотворец. Топаз. Глиптика
Георгий Победоносец. Топаз. Глиптика
Резные камни — геммы, созданные мастерами Месопотамии и островов Эгейского моря в IV–III тысячелетиях до н.э., свидетельствуют об уже сложившейся многовековой традиции. Мастерством исполнения восхищают древние египетские, шумерские, аккадские, вавилонские, ассирийские геммы.
Мадонна Литта (Леонардо да Винчи).Топаз. Глиптика
Античные геммы вобрали в себя все разнообразие мира, а средства выразительности приобрели особую утонченность. Мастера добивались органичного соединения магической красоты минералов с графически отточенными или, напротив, легкими, эскизными, пластичными рельефами. Это были уже не только печатки, но и дорогие, можно сказать драгоценные украшения, амулеты-обереги, наделенные защитными, чудодейственными свойствами. Многие античные геммы позднее почитались как христианские святыни.
Сикстинская мадонна (Рафаэль). Аметист. Глиптика
Венера перед зеркалом. Топаз. Глиптика
Похищение Европы. Топаз. Глиптика
Коллекционирование резных камней было увлечением и привилегией сильных мира сего. Не стали исключением и российские монархи. Страстной собирательницей гемм была императрица Екатерина Великая.
Святое семейство (Гюстав Доре).Топаз. Глиптика
Работа со сверхтвердыми минералами позволяет создавать практически вечные произведения. Однако для резчика она сопряжена с немалыми трудностями. «Для изготовления большой камеи, — писал археолог Э.Баблон, — нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора». Так, уже в XIX веке, резчик А.Давид над камеей «Триумф Наполеона» трудился 15 лет!
мур и Психея. Голубой топаз. Глиптика
Оборудование требуется довольно незамысловатое — простой станок с приводом, набором резцов и абразивы. Стальной резец на твердой поверхности камня не может оставить даже царапины. Мастер обрабатывает покрытую абразивом поверхность практически вслепую, постоянно имея в виду, что вогнутый рельеф будет восприниматься зрителем зеркально и как выпуклый. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения. Представленные на страницах «Нашего наследия» инталии современного российского мастера Владимира Каменева созданы таким же традиционным способом — с помощью бормашины, заточенных под разными углами гвоздей и набора абразивов. Тонкие детали были прорисованы острым осколком алмаза. На создание инталии по сюжету картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» резчику потребовалось более года, а на «Тайную вечерю» — около двух лет упорного труда.
Ковбой. Аметистовый кварц. Глиптика
Все работы мастера публикуются впервые. Немногие знатоки и ценители камнерезного искусства, которым довелось познакомиться с его инталиями, единодушны во мнении — это уникальные произведения редкого и многотрудного жанра.
Вакханка и сатир. Берилл. Глиптика
Анна Ахматова. Голубой топаз. Глиптика
Д. Лихачев. Голубой топаз. Глиптика
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7724.php
|
|
|
|
|
|