Наука о знаках называется семиотика. Французский философ и семиотик Ролан Барт приводит такое определение: «Семиотика стремится включить в себя любые системы знаков, безотносительно к их сущности и ограничениям; изображения, жесты, музыкальные звуки, объекты, и их сложное взаимодействие, которое формирует содержание ритуала, нормы или общественное представление». Таким образом, семиотика - это средство рассмотрения любых объектов в качестве символов и знаков и их систем.
Но для того, чтобы осознавать объект как знак, понять его суть и значение – необходимо думать о нем как о знаке, воспринимать его как знак.
В этом плане семиотика близка к магии, к измененному состоянию сознания, к особому видению мира. Ведь магия – это стремление увидеть сокрытое; желание познать суть вещей и тайны мира. Открывая тайны, маг творит свою картину мира в соответствии со своей волей. Познавая и изменяя мир, познает и изменяет себя. Ведь воздействуя на объект – сам подвергаешься воздействию. Как маг влияет на мир, так и мир влияет на мага.
Поэтому в символах и знаках каждый видит что-то свое, личное; переносит на значение объекта часть своей души, своих мыслей и желаний.
И если в этой статье описания символов не совпадают с вашим мнением – это прекрасно.
Я рассматриваю символы со своей точки зрения, а вы – со своей. Чем больше различий, тем более полна картина мира.
Vesica Piscis, йони, мандорла
Форма Vesica Piscis (по латыни «рыбий пузырь» или «рыбьи икринки») возникает при пересечении двух окружностей.
Vesica piscis – древний синоним йони, «джагат йони», или вульвы. Обозначает женскую творческую силу, дух Великой Матери, которая дала жизнь миру и богам. Знак йони предназначался для передачи формы женских наружных половых органов, которые древние четко определяли как источник женской половой силы. В древнеиндийских текстах райский остров Джамбу имел «форму, подобную йони». На нем росло священное, дающее жизнь дерево с розами и яблоками и находилось “бриллиантовое сиденье” (ваджрасана), которое явно представляло космический клитор, центр творческого духа Богини.
Женской первородной силе издревле поклонялись, ее обоготворяли как источник жизни. Почему же в более поздние времена женщина стала существом низшего сорта, и не только изображения, но и любое упоминание гениталий стало постыдным?
Долгое время женское начало подавлялось, женщинам внушали, что это стыдно. Говорили, что женское начало разрушительно, противопоставляли его созидательному мужскому началу. Даже сегодня женщина внутренне подавлена и угнетена осознанием этого. Она постоянно чувствует вину просто за то, что она родилась женщиной.
В Новом эоне женщина должна обрести истинную свободу, вернуться к естественным началам, познать глубинную созидающую силу Первозданной Женщины.
Йони также символизировало первородные воды, которые трансформировались в воды моря, океана. Что сильнее символизировало начало жизни на Земле, чем воды первичного Океана? И что более рыбьих икринок могло символизировать плодородие?
Именно в этом аспекте древняя Великая Мать ассоциировалась с рыбой, морскими раковинами, морской водой, солью, кораблями и рыбаками. Она часто предстает в образе русалки с рыбьим хвостом или даже двумя хвостами, как средневековая сирена. В ее честь рыбу ели по пятницам (англ. Friday), которая была ее официальным днем, названным в честь Фрейи, ее скандинавского воплощения. Древние римляне называли пятницу днем Венеры.
Изначальный символизм йони как женского начала позднее был благопристойно заменен на разные похожие символы.
Пример – изображения бога Индры. Изначально все его тело было покрыто множеством знаков йони в силу того, что он воспринял мощь плодовитости Богини.
На поздних портретах йони были заменены похожими на них глазами, так что Индра стал известен как «смотрящий» или «тысячеглазый», скорее похожий на греческого Аргуса.
О, Индра, тысячи в теле Йони,
Тысячи глаз на твоей коже,
Каждый палец руки при деле,
Каждый орган в силе тоже. – стихи Гуру Шиваиссы, «Поклонения Индре».
В иудейской традиции открытый символизм йони был заменен мандорлой – «миндалина (итал.)».
Упоминания о миндале находим в Библии: скиния делалась с использованием изображения миндаля («А на стебле светильника было четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами», Исх. 37:20), и жезл Аарона принес миндали в знак великой мощи плодородия («На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Числ. 17:8).
Хотя первоначальное значение этого знака было хорошо известно в древнем мире, оно имело такие магические оттенки, что христианские художники присвоили его для обрамления фигур святых или Христа. Христианские мистики толковали мандорлу как дуги двух окружностей, левой для женской материи, правой для мужского духа. Даже Бог и святые изображаются на иконах в неподобающем обрамлении женских гениталий.
Мандорлу иногда благочестиво трактуют как врата или вход на небо. И всегда она изображается вертикально (традиции есть традиции, даже если позабыто первоначальное значение). В более поздней христианской традиции существует множество объяснений мандорлы. Соединение противоположностей, дуалистическое единство Неба и Земли, жизнь и смерть, символ вечного жертвоприношения, облако вознесения, ореол-свет, исходящий от божества – некоторые из значений. Встречается изображение мандорлы, составленное из семи голубей и означающее семь даров Святого Духа.
Если продолжим две половины дуги - получим известный христианский символ рыбы.
В христианстве рыба означает крещение, бессмертие, воскресение (знак Ионы). Отцы церкви называли верующих pisciculi («рыбочки» по латыни), а апостолы были «ловцами человеков». Рыба представляла Христа в римско-христианской церкви. Причиной этого считается толкование греческого названия рыбы «ихтис» - как аббревиатуры для формулы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». И не только из-за того, что шесть из 12 апостолов, по преданию, были рыбаками. Возможно, здесь отчасти наложилось и значение йони, переделанное в образ чистоты Девы Марии.
В толкованиях христианских мистиков рыба трактовалась как некий аналог кундалини, поднимающаяся творческая энергия, сила божественного духа. Также символ рыбы – символ духовного мира, скрытого под водами иллюзии мира материального. Мистический символ рыболовли – извлечение бессознательных элементов из глубоко запрятанных источников души, поиск сокрытых тайн внутри своего «Я».
Три изображения йони образуют трикветр или трикветру (интересно, что в зависимости от того, древнюю женскую или христианскую мужскую троицу символизирует знак, меняется и род названия):
Символ трикветры часто изображается с кругом. Возможные значения – Жизнь. Три лона, порождающих жизнь на земле, в морях и в воздухе соответственно, соединены кругом Земли в неразрывное единство.
Еще встречаются толкования трикветры как древнего символа женской троицы, олицетворяющий юность, зрелость и мудрую старость Великой Матери; единства трех частей мира – суши, моря и неба; тройственность ума, тела и души.
Знак был весьма распространен среди северных народов Европы — кельтов, фризов, скандинавов. Вообще тройственность изображений была свойственна кельтам, поэтому все тройственное традиционно называют «кельтским». После того, как кельты приняли христианство, трикветра стала христианским символом Троицы.
Крест, образованный трикветрами (Крест Каролингов).
В современной массовой культуре символ трикветры указывает на норвежское или кельтское язычество.
Естественно, этот символ эксплуатировался христианскими мистиками как знак мужской троицы, поэтому ее исходно неподобающая женская форма была интерпретирована в этом духе. И старые изначальные значения растворились в христианской символике…
В Викке трикветра олицетворяет три аспекта богини (девственная богиня, богиня-мать, и мудрая старуха).
Некоторые исследователи приводят значения этого символа как движения Солнца, трех фаз светила – на рассвете, в зените и на закате. Но, как мне кажется, это более свойственно динамическим символам, подобным свастике, трискелиону и т.д. Но об этом в другой статье.
При соединении трех кругов получим Кольца Борромео.
Фигура основана на симметричной расстановке перекрывающих друг друга колец таким образом, что при удалении из конструкции любого кольца, оставшиеся кольца оказываются разомкнутыми. Значение символа – братство, сила в единстве.
В качестве символа в Италии применялись именно кольца с камнями (в значении изделия, а не геометрической фигуры).
Название колец Борромео происходит от фамилии аристократической итальянской семьи Борромео, на гербе которой изображен этот символ. В дворце семьи на севере Италии можно встретить много примеров знаменитой эмблемы:
Данный символ также использовался семьями Медичи и Сфорца.
Медаль Козимо Медичи из колец с бриллиантами :
Картина Боттичелли «Паллас и кентавр», написанная для семьи Медичи, с изображениями колец Борромео на одежде:
Окна во дворце Людовика Сфорца в Милане. Людовик Сфорца известен как покровитель Леонардо да Винчи с 1482 по 1499 год. Леонардо некоторое время жил и работал в этом дворце:
В Японии Кольца Борромео символизировали единство трех миров – неба, земли и подземного мира умерших. Изображения трех переплетенных колец известны как на геральдических гербах знатных фамилий, так и на одном из старейших синтоистских храмов на горе Мива. Само слово «мива» состоит из двух иероглифов – «ми» означает «три», а «ва» - «кольцо», «круг». По легенде, сама гора представляет собой тело ками – заснувшего божества или духа.
Кольца Борромео на синтоистском храме на горе Мива:
Геральдические символы Японии:
В наши дни кольца Борромео можно встретить в различных логотипах. Наиболее известным является логотип пива Баллантайн.
В христианстве кольца Борромео, как и все тройственное, были символом троицы.
Рисунки из рукописи тринадцатого столетия (муниципальный архив г. Шартр, Франция). На первом рисунке «Бог Жизни» окружен «Отцом», «Сыном» и «Духом Святым». На среднем «Бог есть» в окружении «Жизни», «Света» и «Слова». На правом рисунке по кольцам распределены две фразы – «Trinitas Unitate» («три в одном») и «Unitas Trinitate» («одно в трём»):
Подобная кольцам Борромео фигура – герб Дианы де Пуатье (1499-1566) - фаворитки французского короля Генриха II.
С чем связано такое магическое изображение полумесяцев на гербе герцогини де Валентинуа, фактической королевы и правительницы Франции в период правления Генриха II – история умалчивает. Никогда еще фаворитка не имела такой власти, как Диана де Пуатье. Этот секрет объясняли магией и колдовством. Как и секрет неувядающей красоты Дианы…
Символ с объединением полумесяцев был разработан архитектором Филибертом де л'Ормом.
Филиберт де л'Орм – архитектор, автор сочинения по архитектуре, где приводит элементы прямоугольных проекций. Построил для Дианы де Пуатье замок в Анэ, заботился о восстановлении королевских замков Фонтенбло и Сен-Жермен. По некоторым сведениям, был духовником Генриха II.
Полумесяцы Дианы де Пуатье:
Штандарт Дианы Пуатье. Торжественное вступление Генриха II в Руан 1 октября 1550 года Солдаты несут штандарт Дианы де Пуатье. Б-ка Руана, N 112-6 fol. 25:
Символический язык – язык универсальный, не привязанный к какой-то одной нации, культуре или религии. Как писала Е.И. Рерих в своей работе «Космологические записи»: «Символы необходимы для начертания Системы Эволюции мощи Мира. Символы явлены, как вехи роста сознания человечества земного». При взгляде на сакральные знаки из глубин прошлого, из древней памяти предков смутным туманом проявляются древние значения. Конечно, в процессе развития человечества значения символов менялись, добавлялись новые понятия. И каждый человек индивидуален. Каждый смотрит на мир через фильтр своих привычек, характера, морали, и т.д. У многих людей этот фильтр настолько толст и замутнен, что они не способны видеть ничего, кроме своих страхов и предрассудков.
Но идущие по пути познания Света, Жизни, Любви и Свободы; те, кто способны подняться над своей природой - способны отбросить этот фильтр или протереть его до кристальной чистоты. И увидеть реальную красоту и величие мира…
|