Читая намедни Яховский
'The Peanut Butter Manifesto',не мог отделаться от мысли, что где-то я уже это все слышал: и про недостаточную сфокусированность, и про то, что надо избавляться от неключевых направлений бизнеса. Практически идентичные задачи ставило руководство нашей компании (Борланд) где-то в январе-феврале сего года.
Так как наши екзеки подхватили этот вирус почти на год раньше, сегодня уже можно подвести оценку усилий Борланда по "настройке фокуса" и "избавлению от балласта" - полное фиаско.
Во-первых, сама проблема "расфокусированности" - применительно к Борланду выглядит притянутой за уши. Можно говорить о расфокусированности, имея в активе слишком много перспективных продуктов, требующих вложений. Слишком много - это больше, чем позволяют ресурсы компании. В такой ситуации - действительно, нужно либо привлекать инвесторов, либо продавать часть проектов. Однако, какое отношение вышеизложенная логика имеет к продуктам, вышедших на "плато" много лет назад (случай Борланда) и не требующих сколь-нибудь серьезных инвестиций - для меня является загадкой.
Далее, процесс сбагривания опальных продуктов со стороны выглядел подозрительно бестолково: все это время "верхи" говорили, что процесс идет по плану: от покупателей отбоя нет, мы, мол, выбираем достойных и утрясаем юридические вопросы. Сперва речь шла о десяти-двенадцати претендентах, потом этот круг был сужен до пяти-шести, а потом вдруг было заявлено, что никакой продажи вообще не будет, так как нам это не выгодно. Последовало долгое и путаное объяснение причин, в кратце сводящееся к тому, что продажа equity-инвесторам - это непросто, что эти инвесторы (сюрпрайз!) вкладывают своего капитала не на 100% от суммы сделки, а меньше, а на недостающую сумму - берут заем в инвестиционных банках, и как это сложно - получить в банке ссуду на разношерстный набор продуктов, и т.д, и т.п. На вопросы о том, как же так, неужели все это не было известно заранее - внятного ответа также не последовало.
Казалось бы - хрен с ним, ну - не получилось продать пол-компании, давайте забудем и оставим все как есть. Ан нет, для топ-екзек-самураев признаться в собственной неправоте - это равнозначно потере лица навеки плюс пожизненному лишению сток-опционов и годовых бонусов как минимум. Так что можно себе представить, как часто такое случается. И в данном случае вместо признания собственной неправоты было принято запредельное по идиотизму решение: открыть дочернюю компанию! Карфаген, типа, должен быть разрушен. Теперь у нас всего будет по два: два набора менеджеров, два отдела маркетинга, два отдела продаж и т.п. Только R&D почему-то не удвоится. Плюс факт потери бренда Borland как-раз теми продуктами, которые с этим брендом, собственно, и ассоциировались - как говорится, priceless.
Так и живем. В следующих выпусках нашей программы - о том, как без особых на то причин прибили JBuilder (~$100M в год продаж), о том, как за $180M купили TogetherSoft, чтобы за год развалить до основания, и о многом другом. А может - не надо?
PS: А как там у Yahoo все обернется - это мы вскоре увидим. Но long позицию в YHOO я бы открывать не стал...