-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Tiina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Decor_Rospis Только_для_женщин Israel

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.04.2010
Записей: 4014
Комментариев: 274
Написано: 4322


Фильм "В темноте"

Пятница, 01 Февраля 2013 г. 18:28 + в цитатник
Цитата сообщения rinarozen Фильм "В темноте"

В ТЕМНОТЕ 

 (Фильм- номинант на "Оскар"-2012)

 

Польско-немецко-канадская драма режиссёра Агнешки Холланд.  


 

Фильм основан на книге Роберта Маршалла In the Sewers of Lvov: A Heroic Story of Survival from the Holocaust и рассказывает историю Леопольда Сохи, который спас группу евреев из львовского гетто.

 

  Главный герой драмы, Леопольд Соха, работает смотрителем канализации во Львове, оккупированном нацистами. Он обнаружил, что во время ликвидации гетто группа евреев пытается спастись в канализационном тоннеле. Он помогает им спрятаться в подземелье, потребовав за свои услуги значительную сумму денег. Сначала им руководит лишь желание заработать, однако постепенно его отношение к зависящим от него людям меняется... 

 

Награды и номинации 

  • 2011 — приз «Золотая лягушка» фестиваля операторского искусства Camerimage (Йоланта Дылевска).
  • 2011 — приз лучшему режиссеру (Агнешка Холланд) на кинофестивале в Вальядолиде.
  • 2011 — приз зрительских симпатий на кинофестивале в Сент-Луисе (Агнешка Холланд).
  • 2011 — приз зрительских симпатий на кинофестивале в Мар-дель-Плата (Агнешка Холланд).
  • 2011 — приз «Золотые зубы» фестиваля польского кино в Чикаго (Агнешка Холланд)[1].
  • 2012 — номинация на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
  • 2012 — три номинации на премию «Джини»: лучший адаптированный сценарий (Давид Шамоон), лучший монтаж (Майк Чарнецки), лучший монтаж звука.
  • 2012 — три премии Polskie Nagrody Filmowe: лучший актер (Роберт Венцкевич), лучшая актриса второго плана (Кинга Прайс), лучшая операторская работа (Йоланта Дылевска). Кроме того, лента получила еще 7 номинаций.
  • 2012 — приз «Золотой лев» кинофестиваля в Гдыне за лучший фильм (Агнешка Холланд).
  • 2012 — приз «Параджановский тайлер» Ереванского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф[2][3].
  •  2012 — номинация на премию  Европейской киноакадемии за лучший фильм по мнению зрителей.

ВИКИПЕДИЯ

 

 Свет «Во мраке»

 Фильм о Холокосте выдвинут на «Оскар»

 
50-1.jpg
Кадр из фильма «Во мраке» («Укрытые»)
 
Фильм Агнешки Холланд «Во мраке» («Укрытые») был  выдвинут Гильдией американских кинокритиков на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В день, когда был объявлен шорт-лист премии, режиссер получила благодарность от президента Польши. The New Times расспрашивал, как создавался фильм об одном из трагических эпизодов Второй мировой войны
 
«Во мраке» («Укрытые») — тридцать третья картина Агнешки Холланд и ее третий фильм о Холокосте. Главный герой, Леопольд Соха, рабочий-водопроводчик из Львова, оккупированного нацистами, обнаружил в тоннеле канализации группу евреев, которые пытались спастись бегством во время ликвидации гетто. Помог им спрятаться в подземном лабиринте, потребовав за это немалые деньги. Согласился помочь им пересидеть погром, пока не улягутся события в городе наверху. И нисколько не скрывал своего циничного расчета: кончатся деньги — тогда можно будет сдать евреев в гестапо.
 
Но бизнес на крови неожиданно обернулся для него чем-то совершенно непредвиденным: Соха проникся глубоким состраданием к евреям. Боль сжимает сердце, глубоко проникает в неразвитое сознание, расширяя его до такой степени, что Соха едва не утрачивает инстинкт самосохранения. А война не кончается, евреев ищут, украинские полицаи лютуют. И наступает день, когда у беглецов кончаются деньги и драгоценности, а Соха неожиданно для себя понимает, что не может оставить этих людей на верную гибель. Он начинает покупать еду для них на свои деньги, переводит их с места на место, спасая от украинского гестаповца Бортника, который вот-вот возьмет след. Так проходит год. Осталось чуть-чуть дожить, но весенний ливень заливает канализацию. И Леопольд Соха совершает еще один героический поступок: на глазах у всех открывает люк, чтобы выпустить воду, и прыгает в канализацию, увлекая за собой гестаповца, который видит спрятавшихся людей. Провидение на его стороне: гестаповец тонет, Соха остается жить.
 
Своими глазами
 
Дебютант-сценарист Давид Шамун рассказывал, как началась эта история. Почти десять лет назад он прочел несколько слов в газете, выходящей в Торонто, о новой книге «В канализации Львова» писателя Роберта Маршалла. Давид встретился с автором, получил согласие на экранизацию, а потом восемь (!!!) лет работал над сценарием. История увлекла его и занесла в украинский ныне Львов, где он пытался посмотреть своими глазами на те места, о которых речь в книге, потом в Германию, на студию Бабельсберг, потом к известным голливудским режиссерам и продюсерам.
 
Имя Агнешки Холланд ему назвали в Британии. Агнешка дважды отвергла сценарий. И оба раза потому, что продюсеры намеревались делать фильм англоязычным. Она, живущая во многих культурах одновременно, настаивала на одном: учитывая особое место и время, о котором повествует фильм, всем героям следует говорить на родном языке. Ей уступили, и у Агнешки зазвучала многоязыкая симфония: польский, немецкий, идиш, украинский. Сегодня видно — это был единственный способ создать достоверную атмосферу. Агнешке удалось восстановить специфический акцент львовского польского языка, который называется смешным словом «балак».
 
Приношение Мареку
 
Оператор картины Иоланта Дулевска — человек с уникальным опытом и знаниями в теме Холокоста. Это она в начале 90-х нашла в архивах кинопленку, снятую немецким офицером в Варшавском гетто. Реставрировала ее и села смотреть вместе с одним из руководителей восстания в гетто, великим человеком Мареком Эдельманом. Ее фильм «Восстание в Варшавском гетто глазами Марека Эдельмана» был удостоен многих мировых наград. И не случайно в первом кадре своей игровой ленты Агнешка Холланд, которая была другом Марека и его семьи, ставит на переднем плане немецкого оператора с маленькой кинокамерой. А Дулевска показывает его — вот он, безымянный фашист, благодаря которому мы можем рассмотреть, как нас убивали. Лица не видно, оно скрыто камерой, но глазок камеры есть, и он смотрит на нас. И снимает, как еврею стригут ножом бороду, а потом выдергивают клок бороды вместе с клоком кожи… Нет преувеличения ни в одном кадре: это все было и есть в кинохронике.
 
50-3.jpg
Кадр из фильма «Во мраке» («Укрытые»)
 
Иоланта Дулевска в обращении к прессе написала: «Я ставила кадр, следуя ряду условий: сделать мрак метафорой, образом бытия еврейского сообщества во времена Холокоста. А главный герой Леопольд Соха — католик, который добровольно решил взять на себя ответственность за жизнь евреев, — должен быть освещен иначе, не так, как остальные герои. Так, чтобы свет был с ним всегда, даже во мраке». Образ запертого пространства наиболее точно передает состояние ограниченного сознания, в котором мы пребываем, пока не пронзит нас любовь, от которой разрывается сердце, раскалывается череп, чтобы выпустить, выбросить сноп света из себя… Так, как это происходит с главным героем.
 
Зрителя ждет нелегкий опыт: ему предстоит войти в подземелье и два с половиной часа задыхаться вместе с героями. Там, под землей, жизнь — одна из узниц рожает мальчика. Прямо под костелом, где распевают молитвы во славу другого еврейского мальчика, распятого на кресте… Соха потрясен. Он приходит домой и рассказывает жене о своих евреях, о младенце, родившемся там, где и жить-то нельзя. И жена раздумывает: «Евреи…» — «А что евреи? — перебивает Леопольд. — Наша Богородица тоже еврейка!» Жена немеет от этой новости — и решает взять ребенка. Мальчика, сына, о котором мечтал Соха: «Скажу, что сестра родила и уехала, оставила нам…» Когда же Соха спустится в канализацию, окажется, что женщина задушила своего младенца, чтобы он плачем не выдал схрон и не погубил всех…


Чего смотрите? — с укором говорит землякам Соха. — Что, людей не видали?.. Да, это мои жиды! — с гордостью добавляет он. — Мои жиды!


Пронзительна сцена молитвы — внизу и наверху в одно и то же время люди обращаются к Богу. Чумазые и истощенные в канализации слышат ангельские голоса сквозь тонкую мембрану потолка-пола и так обнаруживают, что скитания в подземном лабиринте привели их на центральную площадь города, под главный костел. А тем временем настает день еврейской Пасхи, и самый изможденный человек подземелья раскладывает крошки еды и читает главную молитву евреев — благодарение Всевышнему за то, что ангел смерти прошел мимо его двери. Невероятная сцена, когда на фоне смрада и мрака возносятся слова, славящие Создателя.
 
«Мои жиды»
 
Мы будем с ними до победы, пока не раздастся русская речь: во Львов входит Красная Армия. Усталый, счастливый Леопольд Соха с облегчением открывает тяжеленный чугунный люк в центре города и выводит на белый свет группу грязных, бледных, зажмурившихся, словно кроты, исхудалых людей. Вытаскивает детей. Взрослых обносит стопариком водки и пирогом, который испекла его жена и вынесла на подносе на улицу, прямо к люку. И жители Львова с нескрываемым изумлением оторопело смотрят на группу спасенных евреев. «Чего смотрите? — с укором говорит землякам Соха. — Что, людей не видали?.. Да, это мои жиды! — с гордостью добавляет он. — Мои жиды!» И повторяет с интонацией счастливого изумления и восторга: «Мои!»
 
50-2.jpg
Кадр из фильма «Во мраке» («Укрытые»)
 
Это его устами говорит режиссер фильма Агнешка Холланд. И неторопливо уводит героя и весь кадр в слепящий свет, который заполняет экран. И по этому белому чистому сиянию пишет черным страшную фразу о том, что через год Леопольда Соху сбил насмерть пьяный шофер и весь город говорил: «Это его Бог покарал за то, что он прятал жидов».
 
Еще и потому она повторила путь своего героя, спустилась вслед за ним в подземелье, чтобы вывести на свет евреев. Спасти людей. Кристина Чивер, которая была девочкой во время войны, — единственная, кто еще жив из той группы, — посмотрела фильм и сказала: «Это было именно так. Вы схватили это…» 

 


Свиридова Александра, Нью-Йорк

 

 

Рубрики:  Фильмы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку