Он стоит на берегу Невы как заколдованный, словно злодейка-судьба погрузила его в безвремение: наглухо закрыты тяжелые дубовые двери, за массивными ставнями никогда не промелькнет даже лучик света, прохожие равнодушно скользят взглядом по великолепному фасаду, - ведь им неведано, что внутри дворца все готово к балу... Залита светом величественная лестница, в зеркалах танцевального зала отражается изысканная скульптура, на живописных полотнах дамы и кавалеры замерли в изящных позах, а музыканты готовы ударить по струнам.
Амуры присели ненадолго отдохнуть - ведь сегодня во дворце будет бал, а значит, многие сердца пронзят любовные стрелы. Еще несколько минут и... на парадной лестнице появится сам хозяин дома - барон Людвиг Штиглиц. Он будет встречать нарядных улыбающихся гостей, весь цвет петербургской аристократии. Поток приглашенных захлестнет гостинную, столовую, кабинет, и всюду будет слышен восхищенный шепот - невозможно не восхищаться утонченным вкусом барона.
Да, таким был этот дом. А сейчас в промерзших за несколько лет залах стоит какой-то особый, пробирающий до костей, холод, затхлый запах пыли и строительного мусора. Повсюду - гнетущая тишина. Но в последнее время появилась надежда на возвращение поруганной красоты этого дома, как вернулось из небытия имя самого барона Штиглица, короля петербургской биржи, хозяина этого, по-истине королевского, дворца.
Особняк барона А.Л. Штиглица
Роскошный особняк на Английской набережной (дом № 68) был построен по проекту архитектора А.И. Кракау в 1859 – 1862 годах для барона А.Л. Штиглица. При строительстве нового здания были частично использованы стены двух старых жилых домов. В архитектурном облике здания отчетливо прослеживаются мотивы флорентийского ренессанса – стиля, характерного почти для всех построек А.И. Кракау. Главный фасад дома акцентирован двухколонным портиком коринфского ордера. Стены обработаны глубоким рустом. Фасад увенчан широким фризом, декорированным лепкой.
Строительство здания было начато в 1859 году, а закончено в 1862. В результате был возведен великолепный, в венецианском стиле, дворец. Роскошь и убранство его поражали всякого, кто пересекал порог этого дома. Журнал "Зодчий" писал: "Кто в Петербурге не знает это великолепное и грандиозное здание, украшающее Английскую набережную, этот несомненный перл в целом ряде оригинальных творений Кракао. Как много вкуса и художественной меры вложил он в обработку деталей, и как талантливо сохранил целостность общего впечатления.
Внутренность дворца, отделанная в стилях итальянского барокко, мавританском и эпох французского реннесанса говорит за тонкий вкус художника и его умение счастливо пользоваться местными условиями и добиваться значительных успехов полезной простотой". Итальянский художник Луиджи Примацци выполняет 17 акварелей, запечатлевших интерьеры особняка Штиглица, и мы можем любоваться роскошной обстановкой особняка на Английской набережной во второй половине XIX века.