Цель: познакомить детей с функцией и строением глаз; разучить гимнастику для глаз и объяснить ее необходимость; развивать зрительную память, внимание, наблюдательность.
Материал: книга «Как работает твое тело», рисунки для решения проблемных задач, набор игрушек, платочки, плакат для проверки зрения, пластинка для закрывания одного глаза.
Ход занятия
Руководитель физического воспитания предлагает детям рассмотреть рисунок с изображением глаз человека, совы, коровы, лягушки. Что изображено на этом рисунке? (Глаза.)
Читает рассказ Г. Юдина «Глаза».
«Закрой глаза и попробуй пройти из одной комнаты в другую. Обязательно стукнешься или опрокинешь что-нибудь. Плохо без глаз, но случается так, что и без них жить можно. В глубоких и темных пещерах живут жуки, раки, рыбы, у которых совсем нет глаз. А крот, хотя и имеет глаза, видит ими очень плохо. Да и что под землей рассматривать, если там всегда темно!
Некоторые люди и животные, видят все вокруг не цветным, а черно-белым. А, например, черепаха видит все только зеленым. Много удивительных глаз на свете. Глаза лягушки видят только то, что двигается.
Ястреб с большой высоты может рассмотреть на земле маленького цыпленка.
А по глазам многих людей можно сразу узнать, правду ли они говорят».
Р. Для чего нужны глаза? (Ответы детей.) С помощью зрения мы можем определить форму, цвет, величину предмета, расстояние между объектами.
Игра «Умеем ли мы видеть». (Руководитель вызывает к себе несколько детей. Остальные внимательно смотрят на них. Вызванные дети уходят за дверь. Руководитель спрашивает: какого цвета бант у Светы? Какие шорты у Вани, Кати?
Среди вопросов может быть «ловушка»: Катя не в шортах, а в юбке).
Подвижная игра «Найди свое место». (Дети строятся в колонну и получают цветные платочки в определенной последовательности. Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу. Мелодия замолкает, ребята должны построиться в колонну. Руководитель проверяет правильность построения.)
Р. Человек не такой зоркий, как орел. Он не видит в темноте. Но глаза у людей именно такие, какие ему нужны.
Вредное: нельзя низко наклоняться при рисовании, чтении; нельзя рисовать, писать, рассматривать картинки при плохом и неправильном освещении; нельзя садиться слишком близко к телевизору и смотреть передачи в полной темноте, нельзя сыпать друг другу песок в глаза; нельзя играть с острыми предметами, неосторожно обращаться с карандашами, кисточками.
Полезное: нужно закаляться, кушать мясо, яйца, творог, рыбу, лук, морковь, яблоки, купить молоко, смотреть телевизор не более 30 минут, расстояние от глаз до листа бумаги равняется расстоянию от локтя до кончиков пальцев.
Р. Ребята, а что вы знаете об очках? (Ответы детей.) Плохое зрение, лечат глаза, защищают от солнца, защищают при работе с огнем и пылью.
Игра «чего не стало?» (На столе стоит набор игрушек. Дети закрывают глаза, руководитель физического воспитания забирает одну или две. (Дети называют чего не стало.)