Янтра / Круг / Графические символы / Пантакль
«Общеизвестно, что в тактическом плане квадрат или круг являются оптимальными средствами обороны от более сильного противника. Сказанного уже достаточно, чтобы объяснить значение мандалы или какого-то иного из бесконечных символов, основанных на понятии пресинкта или защиты определённого пространства, идентифицированного с индивидом». Кругообразные танцы — такие, как танец первомайского дерева в Англии, или танец сардана в Каталонии, — или круглые камни (некогда известные под названием кромлехов — кельтских сооружений эпохи бронзы), или символы, изображающие ограду или составляющих круг людей, — все они имеют одинаковое символическое значение, общее понятие самозащиты, как определил А. ван Шелтом в «Документах VII» (Париж, 1930).
Мандала. Это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала — это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно — бытие Чередующиеся квадраты символизируют дуалистические и, в то же время, комплементарные принципы вселенной, а в целом — вновь проигрываемую космическую драму и странствия души. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мадалы — это Солнце или Небесная Дверь и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем кардинальным точкам. Группы из пяти образов представляют четыре точки, располагающиеся вокруг центра, — «эго окружает
само себя в пространстве и времени». Эти пять точек символизируют пять элементов человеческой личности, пять Будд, пять «родов», которые отражены в пяти лицах Шивы запад — белый, Садьоджата, север -желтый, Вамедева; юг — черный, Агхора; восток — красный, Татпуруша; центр — зеленый, лик Исана (творческая сила) Это также пять духовных знаний, которые символизируют пять Татхагата. Вайрочана (Блестящий) — знание, отражающее как в зеркале архетипы, центр, колесо, белый; Акшобхья (Невозмутимый) — изначальное сознание, единица, ваджра, восток, синий; Ратнасамбхава (Драгоценнорожденный)
— знание фундаментального единства вещей, драгоценность, юг, желтый, Амитабха (Безграничный Свет)
— знание Единого Бытия, лотос, запад, красный; Амогхасиддхи (Непогрешимый Успех) — знание как силы, так и действия, меч, север, зеленый Демоны (Вагхна) в мандале символизируют враждебный, угрожающий аспект психических и страстных сил, препятствующих продвижению человека к свету Мандала, построенная как 8x8 квадратов, означает небесный мир, построенный на земле; как 9x9 квадратов — расширяющуюся и убывающую вселенную
Медитационный образ мандалы, который должен облегчить сосредоточение на недоступной сознанию божественной сущности души.
путешествие в Я
Мандала (в переводе с санскрита священный — это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; и динамика и статика рассмат-
- Мана — сверхъестественная тайная сила.
риваются здесь как жизненный процесс" развивающийся из основного принципа (начала)" вращаясь вокруг центральной оси, горы Сумеру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мис-тиче-ские подземные глубины.
Мы обнаруживаем здесь символику вавилонского зик-курата*, китайского императорского, а также иранского города, образы мира, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которых он усваивает.
О Мандала служит наглядной опорой для медитации, необходимой при посвящении в различные тантрические циклы. Нанесенная на землю с помощью рисового порошка или разноцветного песка, либо на шелковую ткань,— её конструкция подчиняется неизменным правилам. Каждая деталь имеет символическое значение и помогает медитирующему в его усилии сконцентрироваться, направляя эмоциональный и ментальный потоки к духовной перспективе, все более приближая их к центру индивида, к его истинному Я.
О Мандала состоит из квадрата, который вписан в круг, разделенный на три части. Внешний, огненный круг мандалы (или огненная гора), состоящий из пяти цветов, является барьером для непосвященного, символизируя элементы и знание, которое должно сжечь неведение и привести медитирующего к искомому знанию.
Второй круг — это бриллиантовый пояс, или вайра, символ высшего знания, бодхи — состояние просветления, которое,— испытанное однажды,— остается неизменным, словно бриллиант.
Третий круг представлен поясом из лепестков лотоса и символизирует состояние чистоты, благоприятствующее гармоническому течению медитации. Внутри него нарисована мандала, — или дворец, квадрат, разделенный на четыре треугольника, на каждой стороне которого — выступ, изображающий дверь, ведущую к одной из сто-
- Зшскурат — гигантская башня в халдейских и вавилонских храмах.— Примеч. персе.
рон света, охраняемую четырьмя космическими стражами и украшенную половинкой жемчужины.
Периметр квадрата, представляющий собой стену, раскрашен в пять основных цветов.
Центр мандалы отождествляется с горой Меру — осью мира. Он окружен кругом вайры и похож на цветок лотоса с восемью лепестками, в центре которого находится предмет почитания — божество, его атрибут или символ. Бутон рассеивает лучезарные эманации будд или их символов, происходящих от лучей Пустоты.
Медитирующий должен уловить мистическую связь между элементами земного мира и божественного, постепенно освоить части мандалы. Перейдя к центральной фигуре, символу абсолюта, он отождествляется с божественным зрелищем и обретает целостность сознания. О Индусы наделяют жизнью эти диаграммы (как и статуи божеств), прежде чем совершить перед ними культовый обряд Пранапртиштха, целью которого является трансляция энергии адепта неодушевленному предмету посредством психических флюидов.
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0