Конспект урока по обучению грамоте в 1Б классе
МБОУ-СОШ№1 р.п.Степное
Учитель начальных классов Саблина С.А.
Тема: Буква ъ.Разделительный ъ.
Основные предметные цели:
- познакомить с буквой ъ и ее ролью в словах;
- учить правильно использовать разделительный ъ на письме;
- формировать умения выделять различать согласные и гласные звуки;
- формировать умения работать в парах;
- развивать самостоятельность, навыки самооценки.
Оборудование: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Букварь», О.В.Пронина «Прописи», Лента букв, цветные карандаши, карточки с буквами.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
1. Повторение изученных букв и звуков по ленте букв, характеристика звуков.
2.Повторение знаний о букве ь.
-Что вы знаете о ь?
-Какую роль он играет в словах?
-Когда он смягчающий, а когда разделительный?
3.Игра «Хлопки»
-Я называю слова с ь, если он разделительный, то хлопаете в ладоши, а если смягчающий, то нет.
II. Постановка учебной проблемы.
-Давайте откроем «Букварь» и попробуем определить, чем мы сегодня будем заниматься
на уроке.
Составим план работы:
1.Знакомство с ъ и его ролью в слове.
2.Письмо буквы ъ.
3.Чтение слов.
4. Работа со стихотворением.
5.Запись слов и предложений.
ІІІ.Открытие нового знания.
1.Работа в «Букваре»
1) Знакомство с буквой ъ.
Из ведра не просто так нам воды напиться.
Нужен ковшик – твердый знак, чтобы не облиться!
(В.Степанов)
-На что похож ъ?
-Какие две буквы он напоминает? (ч, ь)
-Давайте найдем её место на Ленте букв. (Рядом с буквой ь)
-Почему у этой буквы не Звуковичка? (Не обозначает звука как и ь)
2)Работа в парах. Моделирование буквы ъ.
-Давайте попробуем сложить на парте из палочек букву ъ. Помогайте друг другу.
-Какая пара уже справилась с заданием?
3) Работа в группе.Чтение слов в столбиках на стр.155 по рядам.
-Какой ряд прочитал свой столбик дружнее?
-Что выделено в словах? (Приставка)
- На каком месте стоит ъ? (После приставок)
-А перед какими гласными он пишется? (е,ё,ю,я)
-Какую роль ъ играет в словах? (Он разделительный)
Молчаливый ъ не произносится никак.
Но нужен многим он словам,
Его учить придется нам.
4)Работа со схемой в рамке.
-Рассмотрите схему.
-Что она нам говорит?
-Раскрасим схему: на конце приставки синий кружок (согласный звук), затем ъ, а корень начинается с гласных букв (е,ё,ю,я)
5) Разучивание правила:
Твердый знак-нужный знак!
За приставкой он стоит,
Ничего не говорит.
А за ним Е, Ё, Ю,Я-
Его лучшие друзья!
2. Работа в тетради для печатания.
Печатание ъ, озвучивание схемы на стр.48.
3.Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять – вышли дети погулять. (Все показывают))
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – встать попросим.
Девять, десять не зевай с нами прыгать успевай!
Нам работать дальше нужно.
Мы на место сядем дружно!
4.Работа в прописи.
1)Работа в табло. Обводка ъ.
2)Сравнение с написанием буквы ч и ь.
3)Отработка соединений с буквами ё, ю, я.
4)Списывание слов с печатного образца с проговариванием.
5)Звуковой анализ слов. Парная работа. Проверка.
ІV. Первичное закрепление. Применение нового знания.
1.Работа в «Букваре»
Чтение стихотворения Г.Сапгир «Шутка».
1)Прогнозирование.
-Кто автор?
-Как оно называется?
-Как вы думаете, о чем стихотворение?
2)Самостоятельное чтение.
3)Анализ произведения.
-Что необычного в словах? (Много слов с приставками и ъ)
-Почему оно так называется, как вы думаете?
-Над кем шутит автор?
4)Выборочное чтение слов с приставками. Работа в паре.
-Какое правило применяли в этих словах?
2.Упражнения для пальцев. Физминутка.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
3.Работа в прописи.
1)Орфографическая подготовка.
2)Изменение порядка слов в предложении.
3)Запись :1и 2-го предложения с комментированием;
3и 4-го самостоятельно с заданием: подчеркнуть «опасные места» в словах.
4)Взаимопроверка.
VІ. Итог урока.
-Какие проблемы мы решали?
-Чему научились?
-Где пишется ъ в слове?
-Что вы хорошо запомнили?
-А над чем еще стоит поработать?
ΥІ. Рефлексия
-Кому было легко и интересно на уроке?
-А кому было пока трудновато? Почему?
-Кто помогал вам справиться с заданиями?
-Как вы оцениваете свою работу? Почему?
Прозвенел уже звонок!
Вот и кончился урок!
http://aret.ru/10-klass/urok-po-obucheniiu-gramote/