Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...
Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов - (0)Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов Как часто при бо...
Картины-обереги Александра Угланова - (0)Картины-обереги Александра Угланова ...
Баба ЙОГА и её уРОКи - (0)Баба ЙОГА и её уРОКи Баба Йога (Йогиня-Матушка) - Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Б...
Русская магическая техника - (0)Русская магическая техника Русское магическое искусство является самым древним на Земле. Создат...
Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу… Часть 2. |
Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу… Часть 2.
Святки потому и назывались Зелеными, что к этому времени зеленело все: деревья, трава, цветы, хлеб в полях.
Зелень и растительность разного рода были основным символом Зеленых святок.
В храм шли с веточками березы и цветами, церкви и дома украшали свеже-скошенной травой, цветами и молодыми березками.
Семицкая зелень, особенно веточки березы считались мощным оберегом.
Поэтому в Семик народ толпами ходил в поля заготавливать травы: мяту, чебрец, калуфер и рубить молодые березки, которыми украшали свои жилища.
Во дворах устанавливали целые аллеи березок, полы устилали травами и цветами, деревня превращалась в зеленый сад.
В этот день праздничное настроение царило везде: хороводы, песни, совместные трапезы, игры с чучелами, гадания с венками наполняли села и дома. Венками украшались головы как знак жертвоприношения. Венок считался символом бессмертия, связи живых и мертвых, поэтому на венках гадали о будущем, жизни и смерти.
Русальная зелень, по языческим поверьям, считалась сакральной. По окончании праздника зелень сжигали, забрасывалась на деревья или топили. Сухие веточки березы хранили как оберег и как средство защиты от пожаров, мора и глада.
Береза была священным деревом троицко-семицкой недели и называлась Семиком и ее, как священное древо, чествовали особыми обрядами. Срубленную березу на несколько дней приносили в избу, ставили в поленницу, на крышу, в окно или устанавливали посреди села.
Берёзу красили, т.е. украшали, около нее хороводились, пели, устраивали праздничное гуляние и праздничную трапезу.
Девичьи хороводы в праздник
Иногда березу носили по селу. Тогда впереди шла самая бойкая дивчина, остальные девушки держались за ленты, которыми береза была украшена. Березу дергали, крутили, создавалось впечатление, что она сама двигается.
Но часто березу не срубали, а завивали: заплетали верхние ветки каждой березки или завивали ветки двух рядом стоящих березок.
"Вью, вью я венок,/- Завивайся, берёзонька./Вью, вью я венок,/- Завивайся, кудрявая».
Сплетенные березы назывались венком. Венок также украшали и под ним девушки кумились, хороводились, совершали совместную трапезу, танцевали, пели песни. В семик кумились, в Троицу раскумлялись.
Потом, обычно в Духов день (в понедельник после Троицы) березы из села выносились, их раздевали и топили в реке. Так коротка была жизнь березы. Также по реке пускали венки, на которых девушки гадали, скоро ли они выйдут замуж. Таким образом в обряде с березой воспроизводился полный цикл «рождение – жизнь – смерть», что соответствовало основному действию: проводам весны и ее феи - Богини Лели.
Богиня Леля
Часто из березы делали человекоподобные чучела-куклы. В ритуалах с чучелами просматривался сексуально-эротический подтекст и свадебно-брачный ритуал, очень важный в период созревания природы. Для изготовления куклы брали палку с перекладиной, обряжали в женский наряд, иногда в свадебный, из тряпок делали голову и лицо разрисовывали углем.
Наряды носили ярко выраженные половые признаки: у чучела-женщины была большая грудь и из-под полы виднелась черная мочалка, у чучела-мужчины была привязанная к соответствующему месту морковка или палка. Чучелам давали имена: Дуня, Филимон и др. С чучелами делали то же самое, что и с березой: ходили с ними по селу, вокруг них хороводились, а потом выносили их за село и уничтожали.
Иногда делали не одно чучело, а два: Семик и Семичиху. Причем Семиком была девушка, которую наряжали в мужскую драную одежду, сзади приделывали горб.
Куклы Семик и Семичиха
Семичихой наряжался мальчик-подросток, которого обряжали в женскую одежду. С этими чучелами тоже ходили по селу и выпрашивали подарки со словами: «Семику яичко, Семичихе молочишко» и пели:
"Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!"
Ходокам с чучелами подавали яйца, муку, масло, сахар, из которой потом делалась общая трапеза. К вечеру пару выносили на ночь в поле, где оставляли ночевать. На утро приходили и спрашивали: «Как вы ночь провели молодица с молодцом?». Потом их также раздевали и уничтожали: либо бросали в реку, либо сжигали.
Кукла Кострома
Из этой же серии было чучело Кострома. С Костромой разыгрывались целые спектакли. Очень любили играть в Кострому дети.
Сначала чучело Костромы носили по селу, потом сообщали ей о болезни и она умирала. После смерти Костромы ей устраивали шумные похороны.
Похороны Костромы обыгрывались: чучело укладывали на носилки, за ней шла похоронная процессия со «священником», который «кадил» лаптем, женщины «оплакивали» Кострому.
У реки или в лесу ее раздевали и бросали в реку или сжигали. Все эти и подобные им обряды с чучелами символически означали проводы и похороны весны.
Кукла Русалка
С березой тесно связаны обряды почитания водных духов – Русалок, которых тоже провожали в эти дни.
Считалось, что в семицкую неделю русалки – жительницы водоемов – выходили из воды и убегали в поля и леса. Там они заманивали прохожих, щекотали их до смерти, качались на березах и плескались в полночь в воде.
Семицкая седмица получила название Русальской и гряной. Она проходила до весеннего солнцестояния и посвящалась возрождению природы.
Русалки считались духами растительности и влаги, в том числе и росы, от которой как некоторые считают, и произошло слово «русалка».
В эту неделю в народе пели:
Существовал также особый обряд «проводов» русалок обратно в реку. Русалкой в этом случае служило ряженое чучело человека или коня. Шумная процессия с чучелом шла по селу, потом уходила в поле, где чучело бросали, она убегала в рожь. Это называлось «отвели русалку во ржи».
Русалка на ветвях сидит
Часто Русалку делали из соломы, а называли ее «щекотухой», т.к. по народным поверьям русалка может защекотать до смерти.
Иногда русалкой наряжалась девушка. Она надевала драную одежду с длинными рукавами, верхом на кочерге, мазала лицо сажей, распускала волосы и становилась похожей на мифический образ русалки с длинными волосами.
Во время проводов русалку пугали, щелкая кнутами, хватали за руки, за рубаху. Потом заставляли прыгать ее через огонь, после чего считалось, что она не опасна.
Потом ее прогоняли на кладбище, в поле или к воде, где растут деревья или в рожь, где она убегала.
В качестве русалки мог быть просто шест или ритуальное деревце. Тогда его, наряженный в русалку, выносили за село с пением «Русалочку до бору проведу…».
Празднование Семика
Потом его забрасывали песком, заливали водой и уничтожали. Все обряды с берой, ее ряжение и с русалкой были связаны с изгнанием демонических духов, которые, как считали, могут помешать созреванию хлеба.
Еще одним символом Семика была птица, отсюда - обряд "похороны кукушки", о котором рассказывала чуть раньше.
Словом, у славян Семик был одним из самых любимых праздников, который обозначал середину года, пору расцвета, цветения и благоухания.
Тина Гай
Серия сообщений "Славяне...":
Часть 1 - Праздник Ивана Купала с 6 на 7 июля
Часть 2 - Духов день - начало русальей недели
Часть 3 - Духов день (начало русальей недели)
Часть 4 - Зелёные святки или Русалии
Часть 5 - Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу… Часть 2.
Часть 6 - Славянские богини
Часть 7 - ДОМ-ОБЕРЕГ
...
Часть 63 - Карачун
Часть 64 - Хэллоуин
Часть 65 - Женская сила в волосах
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |