Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...
Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов - (0)Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов Как часто при бо...
Картины-обереги Александра Угланова - (0)Картины-обереги Александра Угланова ...
Баба ЙОГА и её уРОКи - (0)Баба ЙОГА и её уРОКи Баба Йога (Йогиня-Матушка) - Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Б...
Русская магическая техника - (0)Русская магическая техника Русское магическое искусство является самым древним на Земле. Создат...
Гласный звук Ы, буква Ы. |
Гласный звук Ы, буква Ы. Цель: Знакомство со звуком и буквой Ы. Задачи: • Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. • Совершенствовать умение работать со схемами слов. • Формировать навык определять место звука в слове. • Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез. Оборудование: • Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка; • Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук; • Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах; • Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы; • Модели слов. Возраст: 6-7 лет. Тип занятия: формирование умений и навыков. Наглядно-дидактический материал: • Картинка лодки с детьми; картинка теплохода; • Карточка «Путь солдата»; • Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»; • Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д. Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд. Формы организации занятия: фронтальная. Вид занятия: занятие-игра. Структура занятия: 1. Представление звука. 2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении. 3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий. 4. Физкультминутка. 5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений. 6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы. 7. Чтение слогов и слов с этой буквой. 8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам). 9. Выводы. Ход занятия 1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений. Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода. Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. «Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)». Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы) 2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы. Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? ( А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? ( Гласные поются, а согласные – нет). Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке. 3. Постановка игровой задачи. Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья». Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать. Пункт №1. Водопад. Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы. Цель упражнения: развитие слогового анализа. Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка. Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д. А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет. Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол. Пункт №2. Холм. Выделение звука Ы из названия предметных картинок. Цель упражнения: развитие звукового анализа. Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д. Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы. Пункт №3. Таинственная пещера. Представление буквы Ы. Цель упражнения: развитие зрительного восприятия. Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы. Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла. «Ы – какя ты толстушка! Твой животик, как подушка! Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть!» И. Лопухина Показывается печатная и стилизованная буква Ы. Динамическая разминка «Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы. Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища. Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны. Я несчастная, увы… Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить. Слов своих не начинаю – Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте. Ставят чаще Ы-Ы-Ы. Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны, Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки. Пункт №4. Болото. Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова. Для занятия потребуется доска и мел. Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание. Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы. Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных. Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме. Занятие проводится у доски. Дети выбирают себе корабли с буквами. Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог. Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы». Цель упражнения: развитие фонематического слуха. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы. Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки. Найди скорее отпечатки. В словах ошибки все исправь, На место букву Ы поставь! Увидел я в клетке рысь, Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!» На столе - большая пышка, В норку ее тащит мОшка. Стоит избушка у воды, А из избы струится дОм. В загоне около избы Стоит рогатый сильный бОк. Приоткрыв у миски крОшку, СОр из брОнзы видит мОшка. Любит мОшка брОнзы, сОр, Хоть и много в сОре дОр! И. Лопухина Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям. Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза. Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово. Ы (Сыр, бык, дым) Ы (Дыня, быки, лыко) Пункт №8. Высокие горы. Цель упражнения : развитие буквенного синтеза. Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата». Педагог: Встречаем мы солдата по дороге: Шел солдат с задания, Шел издалека. Он отстал немного От своего полка. По горам карабкался, Через реки плыл, Да слова пароля своего забыл. Мы с вами за ним Устремляемся в путь. Ты слова его пароля Прочитать не забудь! Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы). А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов. Дети придумывают предложение - пароль. 10. Итоги занятия. Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику. |
Рубрики: | Школьные годы/Обучение грамоте(к) 5-7... Школьные годы/Обучение грамоте(к) 3-5... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |