Любовь... "по-нашему" |
Любовь
К.Васильев. Нечаянная встреча.
«Нет, братцы, так любить, как русская душа…
так любить никто не может…»
Н.В.Гоголь
Любовь для русского человека -- высшее чувство. «Где любовь, тут и Бог», «Бог – любовь» -- говорят народные пословицы. «Нет ценности супротив любви».
«Любовь -- златница великая», высшее чувство, данное Богом, поэтому в создании русского человека оно было связано с понятиями целомудрия, стыда, греха.
В Европе чувство любви носило преимущественно чувственный, плотский характер, сладкой страсти. Главная цель любви в сознании западного человека -- физическое обладание, русский же видел в любви не просто обладание, а высшее духовное единение. Причем чисто физическая сторона любви, конечно, не отрицалась, но считалась глубоко интимным делом двоих, всяческая огласка которого неприлична. Любовь мужчины и женщины в народной культуре России венчалась не просто обладанием, а, прежде всего, браком.
Логика развития западной цивилизации и товарных отношений определила вырождение любви из высокого чувства в механизм получения полового удовлетворения. В сегодняшнем мире женщина рассматривается прежде всего как объект потребления. Обладание красивым женским телом находится на одном из престижных мест наряду с обладанием машиной, квартирой или загородным домом. Отношение к женщине -- один из критериев доброкачественности любой цивилизации. Взгляд на женщину лишь как на объект вожделения -- верный признак вырождения и злокачественной духовной болезни.
Мы недаром подчеркиваем эти черты западной цивилизации. Отталкиваясь от них, легче понять, как воспринимал любовь русский человек. Нет, он совсем не отрицает плотской любви и всех ее радостей, но он осуждает торговлю любовью, превращение тела в товар, выставление его для похотливых глаз. Половая любовь и физическое обладание любимым в народной культуре Руси мыслились только в браке. Были, конечно, исключения, но крайне редко. Физическое обладание не может быть выше духовного элемента любви -- считал русский человек. Это вытекало из всех его жизненных ценностей.
В понятии русского половое сношение вне брака -- грех. О тех, кто еще не вступал в эти сношения, в народе так и говорили: «Он еще греха не знает». Лишить невинности девушку без намерений стать ее мужем в народной этике страшный грех, за который придется строго отвечать перед Богом «мученьем души». Вместе с тем девушка, которая не сумела «соблюсти себя» по своему хотению, считалась падшей, и к ней относились как к блуднице, презирали. В России вплоть до XVIII века отсутствовал литературный жанр скабрезных историй об интимных отношениях между мужчиной и женщиной -- западноевропейские фабльо, пошлые анекдоты. Причем на Западе в создании этих скабрезных историй принимали участие все слои общества -- от рыцарей и монахов до ремесленников и крестьян. В России же подобные рассказы появились только в XVIII веке, их сочинителями и распространителями были деклассированные, денационализированные элементы. Но что закономерно -- потребителями подобной литературы (мы имеем в виду «сочинения» Баркова, Кострова и т. п.) стали представители прежде всего образованных слоев, ориентированных на западную культуру. Так происходило объединение «национально далеких» и «социально близких».
В народе этот жанр воспринимался как непотребство вплоть до конца XIX века. Еще в начале XX века в большинстве деревень Русского Севера не только такие рассказы, но и употребление матерных словечек считалось грехом и бесстыдством. Поголовную матерщину в русскую деревню принесли большевики с их опорой на деклассированные элементы, ставшие ядром начальствующего состава в деревне. Похабщина для этих элементов была выражением «народности». В полной мере это было присуще советской интеллигенции, для которой похабные анекдоты и матерщина стали неотъемлемой частью лексикона от инженера и профессора до министра.
Взгляд на женщину как на объект потребления еще в конце XIX века в России был невозможен и воспринимался как плод развращенного ума. Половая любовь и все связанное с ней в традиционной народной культуре не отрицались, но воспринимались только в браке, целью которого является создание семьи, рождение детей. В народных песнях и сказках счастливая любовь венчается браком по закону и веселой свадьбой. Свадьба для русского человека – «Закон принять. Идти на суд Божий» (т. е. венчаться).
Народный идеал -- добрая жена и крепкая дружная семья. На эту тему множество пословиц. «Не ищи красоты, ищи доброты». «Добрая жена -- веселье, а худа -- злое зелье». «Добрая жена да жирные щи -- другого добра не ищи!».
http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/literatura/153/175/
Рубрики: | 03. Прошлое/Обычаи 20. Психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |